Размер:
Цвет:

Приказ РСТ Югры от 20.03.2019 № 21-о «Об утверждении Обзора правоприменительной практики контрольной (надзорной) деятельности РСТ Югры за 2018 год»

РЕГИОНАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ТАРИФАМ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА-ЮГРЫ

ПРИКАЗ

Об утверждении Обзора правоприменительной практики

контрольной (надзорной) деятельности Региональной службы по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа – Югры за 2018 год

г. Ханты-Мансийск

20 марта 2019 года                                                                              № 21-о

         Во исполнение пункта 3 части 2 статьи 8.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»

ПРИКАЗЫВАЮ:

         Утвердить Обзор правоприменительной практики контрольной (надзорной) деятельности Региональной службы по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа – Югры за 2018 год, согласно приложению к настоящему приказу.

И.о.руководителя службы                                                             А.В.Власов

Приложение

к приказу Региональной службы по тарифам

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

от 20 марта 2019 года № 21-о

Обзор правоприменительной практики контрольной (надзорной) деятельности Региональной службы по тарифам Ханты-Мансийского

автономного округа – Югры за 2018 год

         Настоящий обзор правоприменительной практики контрольной (надзорной) деятельности Региональной службы по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее – РСТ Югры) за 2018 год (далее – Обзор практики) подготовлен во исполнение пункта 3 части 2 статьи 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон № 294-ФЗ), в соответствии с Методическими рекомендациями по обобщению и анализу правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности, одобренными на заседании подкомиссии по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти при Правительственной комиссии по проведению административной реформы от 09.09.2016 года № 7, Стандартом комплексной профилактики рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям, утвержденным протоколом заседания проектного комитета по основному направлению стратегического развития Российской Федерации «Реформа контрольной (надзорной) деятельности» от 27.03.2018 № 2.

Обзор правоприменительной практики подготовлен по результатам контрольной (надзорной) деятельности РСТ Югры в области регулируемых государством цен (тарифов) на товары (услуги).

I. Общие положения

РСТ Югры является исполнительным органом государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, осуществляющим функции по реализации единой государственной политики и нормативному правовому регулированию, региональному государственному контролю (надзору) в области регулируемых государством цен (тарифов) на товары (услуги).

РСТ Югры осуществляет региональный государственный контроль (надзор) в области регулируемых государством цен (тарифов) на товары (услуги) на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, в том числе:

в области обращения с твердыми коммунальными отходами в части правомерности и обоснованности установления и изменения тарифов органами местного самоуправления (в случае их наделения законом Ханты-Мансийского автономного округа – Югры отдельными полномочиями Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в области регулирования тарифов), соблюдения региональными операторами, операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами требований порядка ценообразования и применения тарифов, а также стандартов раскрытия информации;

в области регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, а также соблюдения стандартов раскрытия информации организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, органами местного самоуправления, осуществляющими переданные им полномочия в области регулирования тарифов в соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»                   (далее – Федеральный закон № 416-ФЗ);

за регулируемыми государством ценами (тарифами) в электроэнергетике в части обоснованности величины цен (тарифов) и правильности применения цен (тарифов), регулируемых РСТ Югры, использования инвестиционных ресурсов, включаемых в регулируемые РСТ Югры цены (тарифы), применения территориальными сетевыми организациями платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих величину этой платы, а также соблюдения стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков;

в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в части обоснованности установления, изменения и применения цен (тарифов), соблюдения стандартов раскрытия информации теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями;

в сферах естественных монополий за соблюдением требований к установлению и (или) применению цен (тарифов) в регулируемых сферах деятельности в части определения достоверности, экономической обоснованности расходов и иных показателей, учитываемых при государственном регулировании цен (тарифов), экономической обоснованности фактического расходования средств при осуществлении регулируемых видов деятельности, правильности применения государственных регулируемых цен (тарифов) в сферах естественных монополий, а также к соблюдению стандартов раскрытия информации субъектами естественных монополий;

за соблюдением субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и организациями коммунального комплекса, осуществляющими регулируемые виды деятельности, в случае если цены (тарифы) на товары (услуги) таких организаций подлежат установлению РСТ Югры, требований о принятии программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и требований к этим программам, устанавливаемых РСТ Югры применительно к регулируемым видам деятельности указанных организаций;

за соблюдением установленных предельных размеров платы за проведение технического осмотра транспортных средств, размера платы за выдачу дубликата диагностической карты;

за применением цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, организациями оптовой торговли, аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность.

В целях реализации Федерального закона № 294-ФЗ и улучшения правоприменительной практики исполнения государственной функции принят Административный регламент исполнения государственной функции по осуществлению регионального государственного контроля (надзора) в области регулируемых государством цен (тарифов) на товары (услуги) на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, утвержден приказом РСТ Югры 28.11.2014 № 146-нп.

II. Правоприменительная практика законодательства об организации и проведении государственного контроля (надзора)

1. Составление ежегодного плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, направление проекта плана в органы прокуратуры и его доработка по итогам рассмотрения органами прокуратуры

План проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей РСТ Югры на 2019 год (далее – План проверок) сформирован в соответствии с требованиями, установленными статей 9, 26.1 Федерального закона № 294-ФЗ.

Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является:

истечение 3 лет со дня государственной регистрации юридического лица (индивидуального предпринимателя). Для юридического лица, являющегося организацией, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и юридического лица, являющегося субъектом естественных монополий - истечение 1 года со дня государственной регистрации;

истечение 3 лет со дня окончания проведения последней плановой проверки юридического лица или индивидуального предпринимателя. Для организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, субъекта естественной монополии - истечение 1 года с даты окончания проведения последней плановой проверки.

В соответствии со статьей 26.2 Федерального закона № 294-ФЗ плановые проверки в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого предпринимательства, сведения о которых включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, не проводятся с 01.01.2019 по 31.12.2020.

Приказом РСТ Югры от 29.12.2018 № 115-о «Об утверждении Реестра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области регулируемых государством цен (тарифов) на товары (услуги), которым присвоены категории риска» утвержден Реестр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области регулируемых государством цен (тарифов) на товары (услуги), которым присвоены категории риска, указанный Реестр размещен на сайте РСТ Югры (www.rst.admhmao.ru) в разделе «Контрольно-надзорная деятельность». Кроме того, сведения о категориях риска внесены в автоматизированную информационную систему осуществления государственного контроля (надзора) в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре.

Таблица 1

Категория риска

Количество субъектов контроля, единиц

Средняя

71

Умеренная

549

Низкая

27

Ежегодным Планом проверок на 2019 год предусмотрено проведение 15 проверок (в 2018 году – 17), выполнение Плана проверок в 2018 году составило 100 %.

План на 2019 год сформирован в соответствии с требованиями Федерального закона № 294-ФЗ, согласован с Прокуратурой Ханты-Мансийского округа – Югры, утвержден руководителем РСТ Югры и размещен на официальном сайте РСТ Югры (www.rst.admhmao.ru) в разделе «Контрольно-надзорная деятельность», а также в ФГИС «Единый реестр проверок».

2. Проведение внеплановых проверок

Проведение внеплановых проверок РСТ Югры осуществляется по основаниям, установленным пунктом 2 статьи 10 Федерального закона                № 294-ФЗ:

в связи с истечением срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами;

поступление в РСТ Югры обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти (должностных лиц органов государственного контроля (надзора), органов местного самоуправления, из средств массовой информации о нарушении организацией, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение установленных требований законодательства Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения, о нарушении субъектом естественной монополии, установленных требований законодательства Российской Федерации в сфере регулирования естественных монополий.

В 2018 году проведены 2 внеплановые проверки, что в 2 раза меньше аналогичного показателя за 2017 год (4 проверки).

Доля проведенных внеплановых проверок от общего количества проведенных проверок в 2018 году составила 10,5 % (в 2017 году –                19,1 %). Снижение количества внеплановых проверок обусловлено снижением количества обращений граждан и изменениями, внесенными в Федеральный закон № 294-ФЗ (с 01.01.2017 у РСТ Югры отсутствуют основания для проведения внеплановых проверок на основании обращений и заявлений граждан о нарушении прав потребителей (внеплановые проверки по нарушениям прав потребителей имеют право проводить только органы Роспотребнадзора)).

Доля правонарушений, выявленных по итогам проведения внеплановых проверок (в % общего числа правонарушений, выявленных по итогам проверок) в 2018 году составила 18,2% (в 2017 году – 16,7%).

Внеплановые проверки, по результатам которых материалы о выявленных нарушениях переданы в уполномоченные органы для возбуждения уголовных дел отсутствуют.

Внеплановые выездные проверки РСТ Югры не проводились.

3. Разработка и издание приказов о проведении проверок,                   их содержание

Распоряжения о проведении проверок издаются РСТ Югры в соответствии с типовой формой, установленной приказом Минэкономразвития России от 30.04.2009 № 141 «О реализации положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – типовая форма распоряжения).

Проект распоряжения в соответствии с Административным регламентом исполнения РСТ Югры государственной функции по осуществлению государственного контроля (надзора), подготавливается должностным лицом и утверждается руководителем РСТ Югры.

В распоряжениях РСТ Югры в соответствии с частью 2 статьи 14 Федерального закона № 294-ФЗ и типовой формой распоряжения о проведении проверки включаются следующие сведения:

1) наименование органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля, а также вид (виды) государственного контроля (надзора), муниципального контроля;

2) фамилии, имена, отчества, должности должностного лица или должностных лиц, уполномоченных на проведение проверки, а также привлекаемых к проведению проверки экспертов, представителей экспертных организаций;

3) наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, проверка которых проводится, места нахождения юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) или места фактического осуществления деятельности индивидуальными предпринимателями;

4) цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения;

5) правовые основания проведения проверки;

6) сроки проведения и перечень мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки;

7) перечень административных регламентов по осуществлению государственного контроля (надзора), осуществлению муниципального контроля;

8) перечень документов, представление которых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем необходимо для достижения целей и задач проведения проверки;

9) даты начала и окончания проведения проверки.

Уведомление о проведении плановой проверки в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя направляется не позднее чем за три рабочих дня до начала проведения плановой проверки посредством направления копии распоряжения руководителя о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении и (или) посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресу электронной почты юридического лица, индивидуального предпринимателя, если такой адрес содержится соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей либо ранее был представлен юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в РСТ Югры, или иным доступным способом.

4. Выбор формы проверки (документарная или выездная)

Плановая (внеплановая) проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, установленном соответственно статьями 11 и 12 Федерального закона             № 294-ФЗ.

Форма проведения плановой проверки определяется на стадии формирования и утверждения плана проведения плановых проверок на предстоящий год.

Проведение внеплановых проверок по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части 2 статьи 10 Федерального закона         № 294-ФЗ (в связи с истечением срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами) осуществляется в документарной форме.

5. Исчисление и соблюдение сроков проведения проверки

В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона № 294-ФЗ срок проверки не может превышать двадцати рабочих дней.

РСТ Югры обеспечивается строгое соблюдение сроков проведения проверок. Случаи превышения установленного срока проведения проверки отсутствуют.

6. Соблюдение прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при организации и проведении проверки

При организации и проведении РСТ Югры плановых и внеплановых проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в обязательном порядке обеспечивается соблюдение прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, предусмотренных статьей 21 Федерального закона № 294-ФЗ. В результате принимаемых мер за 2018 год в деятельности РСТ Югры отсутствуют проверки, результаты которых были признаны недействительными, и проверки, проведенные с нарушением требований законодательства о порядке их проведения.

7. Оформление результатов проверки и принятие мер                           по её результатам

По результатам проверки должностными лицами РСТ Югры проводящими проверку, составляется акт проверки в двух экземплярах в соответствии с типовой формой, установленной приказом Минэкономразвития России от 30.04.2009 № 141 «О реализации положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

В акте проверки указываются:

дата, время и место составления акта проверки;

наименование органа государственного контроля (надзора);

дата и номер приказа руководителя РСТ Югры либо должностного лица, исполняющего обязанности руководителя РСТ Югры о проведении проверки;

фамилии, имена, отчества и должности должностного лица или должностных лиц, проводивших проверку;

наименование проверяемого юридического лица или фамилия, имя и отчество индивидуального предпринимателя, а также фамилия, имя, отчество и должность руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, уполномоченного представителя индивидуального предпринимателя, присутствовавших при проведении проверки;

дата, время, продолжительность и место проведения проверки;

сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, об их характере и о лицах, допустивших указанные нарушения;

сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с актом проверки руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, присутствовавших при проведении проверки, о наличии их подписей или об отказе от совершения подписи, а также сведения о внесении в журнал учета проверок записи о проведенной проверке либо о невозможности внесения такой записи в связи с отсутствием у юридического лица, индивидуального предпринимателя указанного журнала;

подписи должностного лица или должностных лиц, проводивших проверку.

К акту проверки прилагаются протоколы или заключения проведенных экспертиз, объяснения работников юридического лица или индивидуального предпринимателя, на которых возлагается ответственность за нарушение обязательных требований, предписания об устранении выявленных нарушений и иные связанные с результатами проверки документы или их копии. В случае если для составления акта проверки необходимо получить заключения по результатам проведенных исследований, испытаний, специальных расследований, экспертиз, акт проверки составляется в срок, не превышающий трех рабочих дней после завершения мероприятий по контролю (надзору);

Один экземпляр акта проверки с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки. В случае отсутствия руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, а также в случае отказа проверяемого лица дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле РСТ Югры. При наличии согласия проверяемого лица на осуществление взаимодействия в электронной форме в рамках государственного регионального контроля (надзора) акт проверки может быть направлен в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лица, составившего данный акт, руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю. При этом акт, направленный в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лица, составившего данный акт, проверяемому лицу способом, обеспечивающим подтверждение получения указанного документа, считается полученным проверяемым лицом.

Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, проверка которых проводилась, в случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений в течение пятнадцати дней с даты получения акта проверки вправе представить в соответствующие орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля в письменной форме возражения в отношении акта проверки и (или) выданного предписания об устранении выявленных нарушений в целом или его отдельных положений. При этом юридическое лицо, индивидуальный предприниматель вправе приложить к таким возражениям документы, подтверждающие обоснованность таких возражений, или их заверенные копии либо в согласованный срок передать их в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля. Указанные документы могут быть направлены в форме электронных документов (пакета электронных документов), подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью проверяемого лица.

После завершения проверки должностные лица РСТ Югры делают запись о проведенной проверке в журнале учета проверок, содержащую следующие сведения о:

наименовании органа государственного контроля (надзора);

дате начала и окончания проведения проверки, времени ее проведения;

правовых основаниях, целях, задачах и предмете проверки;

выявленных нарушениях и выданных предписаниях.     

Также в журнале указываются фамилии, имена, отчества и должности должностного лица или должностных лиц РСТ Югры, проводящих проверку, его или их подписи.

        Результаты проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей размещены на официальном сайте РСТ Югры (www.rst.admhmao.ru) в разделе «Контрольно-надзорная деятельность», в ФГИС «Единый реестр проверок».

        Предостережения о недопустимости нарушений обязательных требований не выдавались.

8. Работа с заявлениями и обращениями граждан, содержащих сведения о нарушении обязательных требований

На основании обращений граждан РСТ Югры в 2018 году внеплановые проверки не проводились.

9. Привлечение юридических лиц, их должностных лиц, к административной ответственности за административные правонарушения, выявленные при осуществлении государственного контроля (надзора)

При осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в области государственного регулирования цен (тарифов) за 2018 год были получены следующие основные результаты:

таблица 2

год

Общее количество проведенных проверок, ед.         

Количество возбужденных административных дел, ед.

за год

первое полугодие

второе полугодие

за год

первое полугодие

второе полугодие

2017

21

16

5

8

4

4

2018

19

9

10

9

2

7

Информация о количестве проведенных проверок за 2018 год

таблица 3

№ п/п

Наименование вида регионального государственного контроля (надзора)

Количество проверок, проведенных в отношении юридических лиц, индивидуальных

    

предпринимателей в 2018 году

1.

РСТ Югры

2018 год

1 полугодие

2 полугодие

всего

плановые

внеплановые

плановые

внеплановые

плановые

внеплановые

19

17

2

8

1

9

1

В 2018 году РСТ Югры проведено 19 проверок, в том числе 15 документарных и 4 выездных. При этом 2 из документарных проверок были внеплановыми, основанием для проведения которых послужил контроль за исполнением предписаний, выданных по результатам проведенной ранее проверки. Общее количество проверок, по итогам проведения которых выявлены правонарушения составило 10. По итогам проверок, выявлены правонарушения у 9 юридических лиц. В 2018 году выявлено 11 правонарушений, в том числе 10 нарушений обязательных требований законодательства и 1 невыполнение предписания органа государственного контроля (надзора). Общее количество проверок, по итогам проведения которых по фактам выявленных нарушений возбуждены дела об административных правонарушениях составило 9. Наложено 7 административных наказаний в виде штрафа и 2 административных наказания в виде предупреждения.

В 2018 году мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями не проводились.

В 2018 году РСТ Югры проверки в отношении субъектов малого предпринимательства не проводились.

        По результатам проведения систематического наблюдения за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации о стандартах раскрытия информации, рассмотрено 120 дел об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ в части нарушения порядка, способа или сроков, которые установлены стандартами раскрытия информации, и форм ее предоставления должностными лицами указанных органов и организациями, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9.15, 13.19.1 и 13.19.2 КоАП РФ:

в сфере газоснабжения – 17 дел;

в сфере теплоэнергетики – 50 дел;

в сфере водоснабжения и водоотведения – 53 дела.

По результатам рассмотрения вынесено 41 постановление о назначении административного наказания в виде штрафа и 79 постановлений о прекращении дел в связи с малозначительностью.

Общая сумма штрафов, взысканная по результатам проведения проверок и систематического наблюдения за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации о стандартах раскрытия информации, составила 2 251,60 тыс. рублей.

            Сведения о случаях причинения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых осуществляются контрольно-надзорные мероприятия, вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также о случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера отсутствуют.

10. Подготовка предложений по совершенствованию законодательства на основе анализа правоприменительной практики контрольной (надзорной) деятельности

Предложений по результатам осуществления государственного контроля (надзора) и совершенствованию нормативного (правового) регулирования не имеется.

III. Правоприменительная практика соблюдения обязательных требований

1. Информация о правовых актах, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается РСТ Югры при проведении мероприятий по контролю при осуществлении регионального государственного контроля (надзора)

Приказом РСТ Югры от 30.06.2018 № 53-о (далее – Приказ № 53-о) утвержден перечень правовых актов и их отдельных частей (положений), содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении РСТ Югры регионального государственного контроля (надзора).

Приказ № 53-о размещен на официальном сайте РСТ Югры (www.rst.admhmao.ru) в разделе «Профилактика нарушений обязательных требований».

В ходе анализа и обобщения правоприменительной практики устаревшие, дублирующие, избыточные, в том числе малозначимые и неэффективные обязательные требования не выявлены.

2. Типичные нарушения, выявленные РСТ Югры в 2018 году

Типичными нарушениями, выявляемыми РСТ Югры при проведении контрольных (надзорных) мероприятий в 2018 году являются:











Таблица 4

Типичные нарушения

нарушение порядка, способа или сроков, которые установлены стандартами раскрытия информации, и форм ее предоставления субъектами естественных монополий, и (или) операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, и (или) теплоснабжающими организациями, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9.15, 13.19.1 и 13.19.2 КоАП РФ
(ст. 19.8.1 КоАП РФ)

невыполнение в установленный срок законного предписания, решения органа, осуществляющего государственный контроль (надзор) в области регулируемых государством цен (тарифов)                        (ч. 5 ст. 19.5 КоАП РФ)

завышение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги; завышение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному)                        (ч. 1 ст. 14.6 КоАП РФ)

нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного)                        (ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ)

неуплата административного штрафа в срок                          (ч.1 ст. 20.25 КоАП РФ)

невыполнение законных требований должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении              (ст. 17.7 КоАП РФ)

непредставление или несвоевременное представление сведений в орган, осуществляющий государственный контроль (надзор) в области регулируемых государством цен (тарифов), если обязанность представления сведений предусмотрена нормативными правовыми актами для установления, изменения, введения или отмены тарифов                                    (ч. 1 ст. 19.7.1 КоАП РФ)

Итого

Количество выданных предписаний об устранении нарушений

62

0

3

5

0

0

0

70

Количество вынесенных протоколов об административных правонарушениях

121

10

4

2

1

0

4

142

Количество рассмотренных дел об административных правонарушениях

120

14

4

2

0

1

4

145

Количество вынесенных постановлений о назначении административного наказания в виде штрафа

41

11

2

2

0

0

3

59

Количество постановлений о прекращении дел в связи с малозначительностью

79

3

0

0

0

1

1

84

Количество

вынесенных постановлений о назначении наказание в виде предупреждения

0

0

2

0

0

0

0

2

Сумма взысканных штрафов (тыс.руб)

1 100,00

350,00

498,60

200,00

0,00

0,00

103,00

2 251,60



Результаты проведенных контрольных (надзорных) мероприятий

Социальная сфера

В сфере реализации продовольственных товаров при проведении проверки выявлено нарушение порядка ценообразования, выразившееся в завышении торговых надбавок, установленных постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 16.10.2007 № 250-п «Об установлении предельных размеров торговых надбавок к ценам на некоторые виды продовольственных товаров». Выданы предписания об устранении выявленных правонарушений (исполнено в установленный срок), составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.14.6 КоАП РФ, рассмотрено дело и вынесено постановление о назначении административного наказания в виде штрафа.

В сфере реализации продукции собственного производства при общеобразовательных организациях при проведении проверки выявлено нарушение порядка ценообразования, выразившееся в завышении наценки, установленной постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 29.08.2002 № 455-п «О порядке ценообразования и применения наценок на продукцию предприятий общественного питания при общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования автономного округа». Выдано предписание об устранении выявленного правонарушения (исполнено в установленный срок), составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.14.6 КоАП РФ, рассмотрено дело и вынесено постановление о назначении административного наказания в виде штрафа.

В сфере оказания социальных услуг при проведении проверки выявлено нарушение ценообразования, выразившееся в завышении тарифов, установленных приказом РСТ Югры от 26.12.2017 № 203-нп «Об установлении тарифов на социальные услуги, предоставляемые организациями социального обслуживания Ханты-Мансийского автономного округа – Югры». Выдано предписание об устранении выявленных правонарушений (исполнено в установленный срок), составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.14.6 КоАП РФ, рассмотрено дело и вынесено постановление о прекращении дела в связи с малозначительностью.

Транспортная сфера

В порядке осуществления регионального государственного контроля (надзора) за применением подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам выявлено нарушение порядка ценообразования, выразившееся в завышении регулируемых тарифов, установленных приказом РСТ Югры от 09.12.2016 № 166-нп    «Об установлении предельных максимальных тарифов на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок и межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах Ханты-Мансийского автономного округа – Югры». Выдано предписание об устранении выявленных правонарушений (исполнено в установленный срок), составлены протоколы об административном правонарушении, предусмотренном       ч.1 ст.14.6 КоАП РФ в отношении должностного лица и юридического лица, дела находятся в производстве.

Сфера водоснабжения, водоотведения, в области обращения с твердыми коммунальными отходами

По результатам проведенных проверок организаций, осуществляющих услуги водоснабжения и водоотведения выявлены:

нарушения порядка ценообразования, выразившееся в применении неустановленных тарифов на техническую воду, подлежащих государственному регулированию в соответствии с Федеральным законом № 416-ФЗ и Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения». На основании выявленного правонарушения организации выдано предписание об устранении выявленных правонарушений (исполнено в установленный срок);

нарушения Стандартов раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.01.2013 № 6 «О стандартах раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения». На основании выявленных правонарушений организации выдано предписание об устранении выявленных правонарушений (исполнено в установленный срок), составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.8.1 КоАП РФ, дело рассмотрено, вынесено постановление о прекращении дела в соответвии со ст.2.9 КоАП РФ.

По результатам проведения систематического наблюдения за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области стандартов раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения, в области обращения с твердыми коммунальными отходами, выявлены:

нарушения Стандартов раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.01.2013 № 6 «О стандартах раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения»;

нарушения Стандартов раскрытия информации в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2016 № 564 «Об утверждении стандартов раскрытия информации в области обращения с твердыми коммунальными отходами».

На основании выявленных правонарушений организациям выданы предписания об устранении выявленных правонарушений, составлены протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ч.1 ст.19.8.1 КоАП РФ, дела рассмотрены, вынесены постановления о назначении административных наказаний и о прекращении дел в соответвии со ст.2.9 КоАП РФ. В части неисполненных в установленный срок предписаний, составлены протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ч.5 ст.19.5 КоАП РФ, дела рассмотрены, вынесены постановления о назначении административных наказаний и о прекращении дел в соответвии со ст.2.9 КоАП РФ.

В рамках контроля за уплатой штрафов в отношении 1 организации выявлен факт неуплаты штрафа в установленный ч.1 ст.32.2 КоАП РФ срок, составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 20.25 КоАП РФ.

По результатам административного расследования проведенного в 2017 году составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ, а именно – умышленное невыполнение законных требований должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении. Дело рассмотрено в 2018 году, вынесено постановление о прекращении дела.

Сфера теплоэнергетики

По результатам проведенных проверок организаций нарушений не выявлено.

По результатам систематического наблюдения и анализа за соблюдением стандартов раскрытия информации, подлежащей раскрытию теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями, осуществляющими свою деятельность по установленным РСТ Югры тарифам, выявлено 50 административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 19.8.1 КоАП РФ, а именно нарушение сроков раскрытия информации, установленных Стандартами раскрытия информации теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями и органами регулирования, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 05.07.2013                    № 570. Составлено 50 протоколов об административных нарушениях, рассмотрено 50 дел, вынесено 25 постановлений о наложении штрафов, из них 2 постановления отменены решениями судов, 25 дел прекращены в связи с малозначительностью.

Сфера электроэнергетики

По результатам проведенных проверок организаций, осуществляющих услуги в сфере электроэнергетики, установлено нарушение требований постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», выразившееся в занижении регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования. Выдано предписание об устранении выявленного правонарушения (исполнено в установленный срок), составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.14.6 КоАП РФ, рассмотрено дело и вынесено постановление о назначении административного наказания в виде штрафа.

В рамках проверок в форме систематического наблюдения и анализа информации нарушений в сфере электроэнергетики не выявлено.

Область газоснабжения

По результатам проведенных проверок организаций, оказывающих услуги по транспортировке газа по трубопроводам, установлены нарушения требований постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 № 1021 «О государственном регулировании цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации», выразившиеся в занижении регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования. Выданы предписания об устранении выявленных правонарушений (не исполнено в срок 1 из 3). Составлены протоколы об административных правонарушениях, предусмотренном ч.2 ст.14.6, ч.5 ст.19.5 КоАП РФ, дела рассмотрены и вынесены постановления о назначении административного наказания в виде штрафа.

В рамках проверок в форме систематического наблюдения и анализа информации, установлены нарушения обязательных требований законодательства о стандартах раскрытия информации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2010                  № 872. Выдано предписание об устранении выявленного правонарушения (не исполнено в срок). Составлены протоколы об административных правонарушениях, предусмотренном ч.1 ст.19.8.1 КоАП РФ, дела рассмотрены и вынесены постановления о назначении административного наказания в виде штрафа.

3. Мероприятия, проводимые РСТ Югры с целью предупреждения и предотвращения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями нарушений законодательства в области регулируемых государством цен (тарифов) на товары (услуги)

В целях предупреждения и предотвращения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями нарушений законодательства в области регулируемых государством цен (тарифов) на товары (услуги) на официальном сайте РСТ Югры (www.rst.admhmao.ru):

на баннере «База тарифных решений РСТ Югры» и в разделе «Документы»/ «Приказы службы» размещена информация об установленных РСТ Югры ценах, тарифах, надбавках;

для граждан размещен информационный инструмент, позволяющий обеспечить онлайн – проверку соответствия роста размера платы за коммунальные услуги установленным ограничениям (также указанный инструмент размещен на едином официальном сайте государственных органов власти Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (www.admhmao.ru).

Также обеспечено информирование населения об уполномоченном органе исполнительной власти автономного округа, осуществляющем государственный региональный контроль (надзор) в области регулируемых государством цен (тарифов) на товары (услуги) путем организации постоянно действующей «Горячей линии». 

Во исполнение Плана-графика профилактических мероприятий, направленных на предупреждение рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям в области регулируемых государством цен (тарифов) на товары (услуги), на 2018 год, утвержденного приказом РСТ Югры от 28.06.2018 № 57-о, в целях стимулирования добровольного соблюдения обязательных требований, повышения информированности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей о соблюдении обязательных требований, установленных нормативными правовыми актами, а также рисков их несоблюдения, снижения количества нарушений обязательных требований юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями:

1.                 На официальном сайте РСТ Югры (www.rst.admhmao.ru) в разделе «Профилактика нарушений обязательных требований»:

размещен и поддерживается в актуальном состоянии перечень нормативных правовых актов и их отдельных частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), а также текстов соответствующих нормативных правовых актов или их отдельных частей;

разработано и размещено Руководство по соблюдению обязательных требований законодательства в области регулируемых государством цен (тарифов) на товары (услуги).

2.                 Проведена профилактическая работа с подконтрольными субъектами по разъяснению обязательных требований законодательства в области регулируемых государством цен (тарифов) в формате информационных писем на адреса подконтрольных субъектов, консультаций по телефону и др.

3.                 Проведена разъяснительная работа с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями по вопросам соблюдения обязательных требований, установленных стандартами раскрытия информации в сферах водоснабжения и водоотведения, теплоснабжения, посредством направления писем и автоматических уведомлений о начале и завершении сбора информации через региональный сегмент данных «Единая информационная аналитическая система».

4.                 На официальном сайте РСТ Югры (www.rst.admhmao.ru) в разделе «Контрольно-надзорная деятельность»:

размещен План плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2019 год (также указанный План размещен в ФГИС «Единый реестр проверок»);

размещена информация о результатах проведенных проверок (также указанная информация размещена в ФГИС «Единый реестр проверок»);

размещен и поддерживается в актуальном состоянии реестр учета подконтрольных субъектов (объектов) и результатов проверок при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) и реестр хозяйствующих субъектов, в отношении которых осуществляется государственное регулирование цен (тарифов);

проведены публичные обсуждения правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности РСТ Югры в соответствии с планом-графиком публичных обсуждений правоприменительной практики и мероприятий по совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2018 год, утвержденным распоряжением Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 25.10.2017 № 259-рг.

Опубликовано: 21.03.2019 11:03        Обновлено: 21.05.2019 11:06