Размер:
Цвет:

Проект доклада по правоприменительной практике контрольной (надзорной) деятельности Региональной службы по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа – Югры за 1 квартал 2020 года

ПРОЕКТ

 

Доклад по правоприменительной практике контрольной (надзорной) деятельности Региональной службы по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа – Югры за 1 квартал 2020 года

 

Доклад по правоприменительной практике контрольной (надзорной) деятельности Региональной службы по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее – РСТ Югры) подготовлен во исполнение пункта 3 части 2 статьи 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ          «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон № 294-ФЗ).

РСТ Югры является исполнительным органом государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, осуществляющим функции по реализации единой государственной политики и нормативному правовому регулированию, региональному государственному контролю (надзору) в области регулируемых государством цен (тарифов) на товары (услуги).

В установленной сфере деятельности РСТ Югры осуществляет следующие полномочия по региональному государственному контролю (надзору):

региональный государственный контроль (надзор) в области регулируемых государством цен (тарифов) на товары (услуги) на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее –автономного округа), в том числе:

в области обращения с твердыми коммунальными отходами в части правомерности и обоснованности установления и изменения тарифов органами местного самоуправления (в случае их наделения законом автономного округа отдельными полномочиями автономного округа в области регулирования тарифов), соблюдения региональными операторами, операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами требований порядка ценообразования и применения тарифов, а также стандартов раскрытия информации;

в области регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, а также соблюдения стандартов раскрытия информации организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, органами местного самоуправления, осуществляющими переданные им полномочия в области регулирования тарифов в соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»;

за регулируемыми государством ценами (тарифами) в сфере электроэнергетики в части обоснованности величины цен (тарифов) и правильности применения цен (тарифов), регулируемых РСТ Югры, использования инвестиционных ресурсов, включаемых в регулируемые РСТ Югры цены (тарифы), применения территориальными сетевыми организациями платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих величину этой платы, а также соблюдения стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков;

в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в части обоснованности установления, изменения и применения цен (тарифов), соблюдения стандартов раскрытия информации теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями;

в сферах естественных монополий за соблюдением требований к установлению и (или) применению цен (тарифов) в регулируемых сферах деятельности в части определения достоверности, экономической обоснованности расходов и иных показателей, учитываемых при государственном регулировании цен (тарифов), экономической обоснованности фактического расходования средств при осуществлении регулируемых видов деятельности, правильности применения государственных регулируемых цен (тарифов) в сферах естественных монополий, а также к соблюдению стандартов раскрытия информации субъектами естественных монополий;

за соблюдением субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и организациями коммунального комплекса, осуществляющими регулируемые виды деятельности, в случае если цены (тарифы) на товары (услуги) таких организаций подлежат установлению РСТ Югры, требований о принятии программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и требований к этим программам, устанавливаемых РСТ Югры применительно к регулируемым видам деятельности указанных организаций;

за соблюдением установленных предельных размеров платы за проведение технического осмотра транспортных средств, размера платы за выдачу дубликата диагностической карты;

за применением надбавок на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, организациями оптовой торговли, аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность;

за применением подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на социальные услуги, предоставляемые гражданам государственными организациями социального обслуживания;

за применением подлежащих государственному регулированию наценок (надбавок) на продукцию (товары), реализуемую на предприятиях общественного питания при общеобразовательных школах, профтехучилищах, средних специальных и высших учебных заведениях;

за применением подлежащих государственному регулированию надбавок на продукцию, реализуемую в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченными сроками завоза грузов;

за применением тарифов на перемещение задержанных транспортных средств на специализированную стоянку и их хранение;

за применением подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на перевозку пассажиров и багажа автомобильным транспортом по муниципальным и межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах автономного округа;

за применением подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на субсидируемые перевозки пассажиров и багажа речным транспортом, включая переправы, в автономном округе;

за применением подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на перевозку грузов, пассажиров и багажа воздушным транспортом в автономном округе;

за применением подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами независимо от организационно-правовой формы, за исключением организаций федерального железнодорожного транспорта.

В целях реализации Федерального закона № 294-ФЗ и улучшения правоприменительной практики исполнения государственной функции принят Административный регламент исполнения государственной функции по осуществлению регионального государственного контроля (надзора) в области регулируемых государством цен (тарифов) на товары (услуги) на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, утвержден приказом РСТ Югры от 28.11.2014 № 146-нп.

Основными задачами регионального государственного контроля (надзора) в области регулируемых государством цен (тарифов) на товары (услуги) на территории автономного округа являются: предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований законодательства.

В соответствии с Федеральным законом № 294-ФЗ РСТ Югры при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в области регулируемых государством цен (тарифов) на товары (услуги) с 2018 года применяется риск-ориентированный подход.

В целях применения РСТ Югры риск-ориентированного подхода при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в отношении которых осуществляется региональный государственный контроль (надзор), подлежит отнесению к определенной категории риска.

Критериями отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к определенной категории риска при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в области регулируемых государством цен (тарифов) являются:

1. Средний риск - юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в области регулируемых государством цен (тарифов), при наличии вступившего в законную силу в течение последних 4 лет постановления о назначении административного наказания юридическому лицу, его должностным лицам или индивидуальному предпринимателю за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 10 статьи 9.16, статьями 14.6, 17.7, частью 1 статьи 19.4, статьями 19.4.1, 19.5, 19.7, 19.7.1, 19.8.1, частью 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;

2. Умеренный риск:

2.1 Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в области регулируемых государством цен (тарифов), по прошествии 4 лет с даты вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания юридическому лицу, его должностным лицам или индивидуальному предпринимателю за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 10 статьи 9.16, статьями 14.6, 17.7, частью 1 статьи 19.4, статьями 19.4.1, 19.5, 19.7, 19.7.1, 19.8.1, частью 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;

2.2 Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в области регулируемых государством цен (тарифов), при отсутствии обстоятельств, предусмотренных п. 1, 2.1, 2.3, 3;

2.3 Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в области регулируемых государством цен (тарифов), в отношении которых не проводились плановые или внеплановые проверки;

3. Низкий риск - юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в области регулируемых государством цен (тарифов), у которых при проведении мероприятия по контролю не выявлены нарушения обязательных требований в области регулируемых государством цен (тарифов), в течение 8 лет с даты проведения мероприятия по контролю.

Проведение плановых проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в зависимости от присвоенной категории риска осуществляется со следующей периодичностью:

для категории среднего риска – не чаще 1 раза в 4 года и не реже 1 раза в 5 лет;

для категории умеренного риска – не чаще 1 раза в 6 лет и не реже 1 раза в 8 лет;

для категории низкого риска – плановые проверки не проводятся.

Приказом РСТ Югры от 21.06.2019 № 43-о «Об утверждении Реестра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области регулируемых государством цен (тарифов) на товары (услуги), которым присвоены категории риска» утвержден Реестр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области регулируемых государством цен (тарифов) на товары (услуги), которым присвоены категории риска, указанный Реестр размещен на сайте РСТ Югры в разделе «Контрольно-надзорная деятельность».

Таблица 1

 

Категория риска

Количество субъектов контроля, единиц

Средняя

66

Умеренная

535

Низкая

63

 

Ежегодным Планом проведения плановых проверок РСТ Югры юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2020 год (далее – План проверок на 2020 год) предусмотрено проведение 13 проверок.

Динамика плановых проверок, предусмотренных Планом проверок на 2018, 2019, 2020 гг. представлена на диаграмме 1.

 

 

 

 

Диаграмма 1

 

Динамика

Одной из основных задач, на решение которой направлена целевая модель «Осуществление контрольно-надзорной деятельности в субъектах Российской Федерации», утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.01.2017 № 147-р «О целевых моделях упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности субъектов Российской Федерации» является: снижение административной нагрузки на бизнес. В целях исполнения указанной задачи РСТ Югры ежегодно снижает количество плановых проверок в области регулируемых государством цен (тарифов).

Вместе с тем, постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 № 438 «Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – постановление № 438) установлено, что в 2020 году проводятся плановые проверки только юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, деятельность которых отнесена к категории чрезвычайно высокого или высокого риска, а также в отношении которых установлен режим постоянного государственного контроля (надзора).

Во исполнение постановления № 438, приказами РСТ Югры от 08.04.2020 № 22, № 23, от 09.04.2020 № 24, от 15.04.2020 № 25 отменено 8 проверок, включенных в План проверок на 2020 год.

За 1 квартал 2020 года РСТ Югры проведено 4 плановых документарных проверки, в том числе по сферам общее количество проведенных проверок составило:

в сфере водоснабжения и водоотведения – 1;

в транспортной сфере – 1;

в социальной сфере – 2.

По результатам проверок выявлено 1 нарушение порядка ценообразования на нефтепродукты, реализуемые на территории Кондинского района. Выдано предписание об устранении выявленных нарушений.

За аналогичный период 2019 года было проведено 2 проверки, нарушений порядка ценообразования не выявлено.

Внеплановые выездные проверки РСТ Югры не проводились.

За 1 квартал 2020 года у РСТ Югры отсутствуют проверки, результаты которых были признаны недействительными, и проверки, проведенные с нарушением требований законодательства о порядке их проведения.

 

Также РСТ Югры проводятся мероприятия контроля в форме систематического наблюдения, предусмотренные Федеральным законом          № 294-ФЗ, подпунктом «б» пункта 5 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543     «О государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), а также изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».

По результатам проведения систематического наблюдения за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации о стандартах раскрытия информации, рассмотрено 17 дел об административных правонарушениях:

в сфере теплоэнергетики – 15 дел;

в сфере водоснабжения и водоотведения – 1 дело;

в области электроэнергетики – 1 дело.

По результатам рассмотрения вынесено 1 постановление о назначении административного наказания в виде штрафа и 16 постановлений о прекращении дел в связи с малозначительностью.

По результатам проведенных контрольных мероприятий в рамках осуществления систематического наблюдения за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации о стандартах раскрытия информации за 1 квартал 2020 года общая сумма уплаченных (взысканных) административных штрафов составила 250,00 тыс. рублей.

Динамика результатов контрольных мероприятий в форме систематического наблюдения за 1 квартал 2018, 2019 и 2020 гг. представлена на диаграмме 2.

Диаграмма 2

 

Динамика

 

Кроме того, оценка соблюдения подконтрольными субъектами обязательных требований законодательства в области регулируемых государством цен (тарифов) на товары (услуги) РСТ Югры осуществляется в процессе рассмотрения поступающих обращений граждан, а также в ходе проводимых мониторингов регулируемых цен и тарифов.

Так, РСТ Югры на постоянной основе проводятся мониторинги:

розничных цен и применяемых торговых надбавок на некоторые виды продовольственных товаров (ежемесячно);

розничных цен и применяемых торговых надбавок на нефтепродукты (ежемесячно);

розничных цен и применяемых розничных надбавках на ЖНВЛП по аптечным учреждениям (еженедельно, ежемесячно, ежеквартально);

стоимости проезда общественным автомобильным транспортом в городском сообщении (ежемесячно);

фактических размеров платы за проведение технического осмотра транспортных средств (ежемесячно).

По результатам проведенных мониторингов, а также в ходе проверки информации, содержащейся в поступивших обращениях граждан, нарушения обязательных требований законодательства в области регулируемых государством цен (тарифов) на товары (услуги) не выявлены.




Типичные нарушения, выявленные РСТ Югры за 1 квартал 2020 года

 

Типичные нарушения, выявленные РСТ Югры при проведении контрольных (надзорных)

мероприятий за 1 квартал 2020 года представлены в таблице 2:

 

 

 

 


типичные нарушения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Количество

(единиц)

нарушение порядка, способа или сроков, которые установлены стандартами раскрытия информации, и форм ее предоставления субъектами естественных монополий, и (или) операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, и (или) теплоснабжающими организациями, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9.15, 13.19.1 и 13.19.2 КоАП РФ

(ст. 19.8.1 КоАП РФ)

невыполнение в установленный срок законного предписания, решения органа, осуществляющего государственный контроль (надзор) в области регулируемых государством цен (тарифов)                        (ч. 5 ст. 19.5 КоАП РФ)

нарушение субъектом оптового рынка электрической энергии и мощности или розничного рынка электрической энергии установленных стандартами раскрытия информации порядка, способов или сроков опубликования информации либо предоставление заведомо ложной информации в печатных изданиях, в которых в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации публикуются официальные материалы органов государственной власти, в электронных средствах массовой информации, а также нарушение порядка, способов или сроков предоставления информации по письменному запросу заинтересованных лиц

(ст. 9.15 КоАП РФ)

завышение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному)                        (ч. 1 ст. 14.6 КоАП РФ)

ИТОГО

предписаний об устранении нарушений

28

 

 

1

29

протоколов об административных правонарушениях

14

 

1

 

15

рассмотренных дел об административных правонарушениях

15

1

1

 

17

постановлений о назначении административного наказания в виде штрафа

 

1

 

 

1

постановлений о прекращении дел в связи с малозначительностью

15

 

1

 

16

сумма взысканных штрафов (тыс.руб)

50,00

 

200,00

 

250,00

 

Как видно из таблицы 2, наибольшую долю допущенных подконтрольными субъектами правонарушений занимают нарушения, ответственность за которые предусмотрена частью 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ, что обусловлено неисполнением требований стандартов раскрытия информации в регулируемых сферах деятельности. При                           этом в 2018, 2019 годах указанные правонарушения так же занимали наибольшую долю.



Мероприятия, проводимые РСТ Югры с целью предупреждения и предотвращения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями нарушений законодательства в области регулируемых государством цен (тарифов) на товары (услуги)

 

В рамках реализации Стандарта комплексной профилактики рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям, приказом РСТ Югры утверждена программа профилактики нарушений обязательных требований на 2020 год. В соответствии с программой на постоянной основе проводится методическая работа с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

В целях профилактики нарушений обязательных требований законодательства в области регулируемых государством цен (тарифов):

1. На официальном сайте РСТ Югры (www.rst.admhmao.ru) размещены:

1.1. На баннере «База тарифных решений РСТ Югры» и в разделе «Документы»/ «Приказы службы» информация об установленных РСТ Югры ценах, тарифах, надбавках;

1.2. Информационный инструмент, позволяющий обеспечить гражданам онлайн – проверку соответствия роста размера платы за коммунальные услуги установленным ограничениям (также указанный инструмент размещен на едином официальном сайте государственных органов власти автономного округа (www.admhmao.ru);

1.3. В разделе «Контрольно-надзорная деятельность»:

План проверок на 2020 год (также указанный План размещен в ФГИС «Единый реестр проверок»);

Информация о результатах проведенных проверок (также указанная информация размещена в ФГИС «Единый реестр проверок»);

Информация о результатах проведения контроля в форме систематического наблюдения за соблюдением стандартов раскрытия (является открытой для неограниченного круга);

Реестр учета подконтрольных субъектов (объектов) и результатов проверок при осуществлении регионального государственного контроля (надзора);

Реестр хозяйствующих субъектов, в отношении которых осуществляется государственное регулирование цен (тарифов);

1.4. В разделе «Профилактика нарушений обязательных требований»:

Перечень нормативных правовых актов и их отдельных частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), а также текстов соответствующих нормативных правовых актов или их отдельных частей;

Руководство по соблюдению обязательных требований законодательства в области регулируемых государством цен (тарифов) на товары (услуги);

Программа профилактики нарушений обязательных требований на 2020 год;

Обзор правоприменительной практики контрольной (надзорной) деятельности РСТ Югры за 2019 год;

Доклады по правоприменительной практике контрольной (надзорной) деятельности РСТ Югры за 2018, 1 квартал 2019, 1 полугодие 2019, 10 месяцев 2019 года и 2019 год;

Доклад об итогах реализации ведомственной Программы профилактики нарушений обязательных требований законодательства, рисков причинения вреда охраняемых законом ценностям за 2019 год.

2.Обеспечено информирование населения об уполномоченном органе исполнительной власти автономного округа, осуществляющем государственный региональный контроль (надзор) в области регулируемых государством цен (тарифов) на товары (услуги) путем организации постоянно действующей «Горячей линии»; 

3. Проведено публичное обсуждение правоприменительной практики контрольной (надзорной) деятельности РСТ Югры за 2019 год в соответствии с планом-графиком публичных обсуждений правоприменительной практики и мероприятий по совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности в автономном округе на 2020 год, утвержденным распоряжением Губернатора автономного округа от 25.10.2017 № 259-рг «О межведомственной рабочей группе по совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности и оценке влияния деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление федерального государственного контроля (надзора), на состояние инвестиционного климата в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре». На публичных обсуждениях правоприменительной практики присутствовали представители Уполномоченного по защите прав предпринимателей автономного округа, Общественного совета при РСТ Югры, органов исполнительной власти автономного округа, юридических лиц, осуществляющих регулируемые виды деятельности на территории автономного округа.

4.  Проводится профилактическая работа с подконтрольными субъектами по разъяснению обязательных требований законодательства в области регулируемых государством цен (тарифов) в формате информационных писем на адреса подконтрольных субъектов, консультаций по телефону, рассылки информации через региональный сегмент данных «Единая информационная система».

5. Проводится разъяснительная работа с подконтрольными субъектами по вопросам соблюдения обязательных требований, установленных стандартами раскрытия информации в сферах водоснабжения и водоотведения, теплоснабжения путем направления писем и автоматических уведомлений о начале и завершении сбора информации через региональный сегмент данных «Единая информационная система».

Опубликовано: 29.04.2020 12:20        Обновлено: 11.12.2020 14:19