Доклад по правоприменительной практике контрольной (надзорной) деятельности Региональной службы по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа – Югры за 1 полугодие 2020 года
Доклад по правоприменительной практике контрольной (надзорной) деятельности Региональной службы по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа – Югры за 1 полугодие 2020 года
Доклад по правоприменительной практике контрольной (надзорной) деятельности Региональной службы по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее – РСТ Югры) подготовлен во исполнение пункта 3 части 2 статьи 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон № 294-ФЗ).
РСТ Югры является исполнительным органом государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, осуществляющим функции по реализации единой государственной политики и нормативному правовому регулированию, региональному государственному контролю (надзору) в области регулируемых государством цен (тарифов) на товары (услуги).
В установленной сфере деятельности РСТ Югры осуществляет следующие полномочия по региональному государственному контролю (надзору):
региональный государственный контроль (надзор) в области регулируемых государством цен (тарифов) на товары (услуги) на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее –автономного округа), в том числе:
в области обращения с твердыми коммунальными отходами в части правомерности и обоснованности установления и изменения тарифов органами местного самоуправления (в случае их наделения законом автономного округа отдельными полномочиями автономного округа в области регулирования тарифов), соблюдения региональными операторами, операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами требований порядка ценообразования и применения тарифов, а также стандартов раскрытия информации;
в области регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, а также соблюдения стандартов раскрытия информации организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, органами местного самоуправления, осуществляющими переданные им полномочия в области регулирования тарифов в соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»;
за регулируемыми государством ценами (тарифами) в сфере электроэнергетики в части обоснованности величины цен (тарифов) и правильности применения цен (тарифов), регулируемых РСТ Югры, использования инвестиционных ресурсов, включаемых в регулируемые РСТ Югры цены (тарифы), применения территориальными сетевыми организациями платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих величину этой платы, а также соблюдения стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков;
в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в части обоснованности установления, изменения и применения цен (тарифов), соблюдения стандартов раскрытия информации теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями;
в сферах естественных монополий за соблюдением требований к установлению и (или) применению цен (тарифов) в регулируемых сферах деятельности в части определения достоверности, экономической обоснованности расходов и иных показателей, учитываемых при государственном регулировании цен (тарифов), экономической обоснованности фактического расходования средств при осуществлении регулируемых видов деятельности, правильности применения государственных регулируемых цен (тарифов) в сферах естественных монополий, а также к соблюдению стандартов раскрытия информации субъектами естественных монополий;
за соблюдением субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и организациями коммунального комплекса, осуществляющими регулируемые виды деятельности, в случае если цены (тарифы) на товары (услуги) таких организаций подлежат установлению РСТ Югры, требований о принятии программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и требований к этим программам, устанавливаемых РСТ Югры применительно к регулируемым видам деятельности указанных организаций;
за соблюдением установленных предельных размеров платы за проведение технического осмотра транспортных средств, размера платы за выдачу дубликата диагностической карты;
за применением надбавок на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, организациями оптовой торговли, аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность;
за применением подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на социальные услуги, предоставляемые гражданам государственными организациями социального обслуживания;
за применением подлежащих государственному регулированию наценок (надбавок) на продукцию (товары), реализуемую на предприятиях общественного питания при общеобразовательных школах, профтехучилищах, средних специальных и высших учебных заведениях;
за применением подлежащих государственному регулированию надбавок на продукцию, реализуемую в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченными сроками завоза грузов;
за применением тарифов на перемещение задержанных транспортных средств на специализированную стоянку и их хранение;
за применением подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на перевозку пассажиров и багажа автомобильным транспортом по муниципальным и межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах автономного округа;
за применением подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на субсидируемые перевозки пассажиров и багажа речным транспортом, включая переправы, в автономном округе;
за применением подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на перевозку грузов, пассажиров и багажа воздушным транспортом в автономном округе;
за применением подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами независимо от организационно-правовой формы, за исключением организаций федерального железнодорожного транспорта.
В целях реализации Федерального закона № 294-ФЗ и улучшения правоприменительной практики исполнения государственной функции принят Административный регламент исполнения государственной функции по осуществлению регионального государственного контроля (надзора) в области регулируемых государством цен (тарифов) на товары (услуги) на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, утвержден приказом РСТ Югры от 28.11.2014 № 146-нп.
Основными задачами регионального государственного контроля (надзора) в области регулируемых государством цен (тарифов) на товары (услуги) на территории автономного округа являются: предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований законодательства.
В соответствии с Федеральным законом № 294-ФЗ РСТ Югры при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в области регулируемых государством цен (тарифов) на товары (услуги) с 2018 года применяется риск-ориентированный подход.
В целях применения РСТ Югры риск-ориентированного подхода при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в отношении которых осуществляется региональный государственный контроль (надзор), подлежит отнесению к определенной категории риска.
Критериями отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к определенной категории риска при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в области регулируемых государством цен (тарифов) являются:
1. Средний риск - юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в области регулируемых государством цен (тарифов), при наличии вступившего в законную силу в течение последних 4 лет постановления о назначении административного наказания юридическому лицу, его должностным лицам или индивидуальному предпринимателю за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 10 статьи 9.16, статьями 14.6, 17.7, частью 1 статьи 19.4, статьями 19.4.1, 19.5, 19.7, 19.7.1, 19.8.1, частью 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
2. Умеренный риск:
2.1 Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в области регулируемых государством цен (тарифов), по прошествии 4 лет с даты вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания юридическому лицу, его должностным лицам или индивидуальному предпринимателю за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 10 статьи 9.16, статьями 14.6, 17.7, частью 1 статьи 19.4, статьями 19.4.1, 19.5, 19.7, 19.7.1, 19.8.1, частью 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
2.2 Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в области регулируемых государством цен (тарифов), при отсутствии обстоятельств, предусмотренных п. 1, 2.1, 2.3, 3;
2.3 Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в области регулируемых государством цен (тарифов), в отношении которых не проводились плановые или внеплановые проверки;
3. Низкий риск - юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в области регулируемых государством цен (тарифов), у которых при проведении мероприятия по контролю не выявлены нарушения обязательных требований в области регулируемых государством цен (тарифов), в течение 8 лет с даты проведения мероприятия по контролю.
Проведение плановых проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в зависимости от присвоенной категории риска осуществляется со следующей периодичностью:
для категории среднего риска – не чаще 1 раза в 4 года и не реже 1 раза в 5 лет;
для категории умеренного риска – не чаще 1 раза в 6 лет и не реже 1 раза в 8 лет;
для категории низкого риска – плановые проверки не проводятся.
Приказом РСТ Югры от 21.06.2019 № 43-о «Об утверждении Реестра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области регулируемых государством цен (тарифов) на товары (услуги), которым присвоены категории риска» утвержден Реестр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области регулируемых государством цен (тарифов) на товары (услуги), которым присвоены категории риска, указанный Реестр размещен на сайте РСТ Югры.
таблица 1
Категория риска |
Количество субъектов контроля, единиц |
Средняя |
66 |
Умеренная |
535 |
Низкая |
63 |
Ежегодным Планом проведения плановых проверок РСТ Югры юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2020 год (далее – План проверок на 2020 год) предусмотрено проведение 13 проверок.
Динамика плановых проверок, предусмотренных Планом проверок на 2018, 2019, 2020 гг. представлена на диаграмме 1
Диаграмма 1
Одной из основных задач, на решение которой направлена целевая модель «Осуществление контрольно-надзорной деятельности в субъектах Российской Федерации», утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.01.2017 № 147-р «О целевых моделях упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности субъектов Российской Федерации» является: снижение административной нагрузки на бизнес. В целях исполнения указанной задачи РСТ Югры ежегодно снижает количество плановых проверок в области регулируемых государством цен (тарифов).
Вместе с тем, постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 № 438 «Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – постановление № 438) установлено, что в 2020 году проводятся плановые проверки только юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, деятельность которых отнесена к категории чрезвычайно высокого или высокого риска, а также в отношении которых установлен режим постоянного государственного контроля (надзора).
Во исполнение постановления № 438, приказами РСТ Югры от 08.04.2020 № 21, № 22, № 23, от 09.04.2020 № 24, от 15.04.2020 № 25 отменено 9 проверок, включенных в План проверок на 2020 год.
За 1 полугодие 2020 года РСТ Югры проведено 4 плановых документарных проверки, в том числе по сферам общее количество проведенных проверок составило:
в сфере водоснабжения и водоотведения – 1;
в транспортной сфере – 1;
в социальной сфере – 2.
По результатам проверок выявлено 1 нарушение порядка ценообразования на нефтепродукты, реализуемые на территории Кондинского района. Дело рассмотрено судебным участком № 2 Кондинского района и вынесено постановление о наложении административного штрафа в размере 77,76 тыс. рублей. Штраф уплачен в полном объеме.
За аналогичный период 2019 года РСТ Югры проведено 8 плановых документарных проверок и 3 плановые выездные проверки, выявлено 1 нарушение.
Внеплановые выездные проверки РСТ Югры не проводились.
таблица 2
|
1 полугодие 2018 года |
1 полугодие 2019 года |
1 полугодие 2020 года |
Количество плановых проверок |
8 |
11 |
4 |
Количество внеплановых проверок |
1 |
проверки не проводились |
проверки не проводились |
За 1 полугодие 2020 года у РСТ Югры отсутствуют проверки, результаты которых были признаны недействительными, и проверки, проведенные с нарушением требований законодательства о порядке их проведения.
Также РСТ Югры проводятся мероприятия контроля в форме систематического наблюдения, предусмотренные Федеральным законом № 294-ФЗ, подпунктом «б» пункта 5 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543 «О государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), а также изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».
По результатам проведения систематического наблюдения за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации о стандартах раскрытия информации, рассмотрено 17 дел об административных правонарушениях:
в сфере теплоэнергетики – 15 дел;
в сфере водоснабжения и водоотведения – 1 дело;
в сфере электроэнергетики – 1 дело.
По результатам рассмотрения вынесено 1 постановление о назначении административного наказания в виде штрафа и 16 постановлений о прекращении дел в связи с малозначительностью.
По результатам проведенных контрольных мероприятий в рамках осуществления систематического наблюдения за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации о стандартах раскрытия информации за 1 полугодие 2020 года общая сумма уплаченных (взысканных) административных штрафов составила 250,00 тыс. рублей.
Кроме того, оценка соблюдения подконтрольными субъектами обязательных требований законодательства в области регулируемых государством цен (тарифов) на товары (услуги) РСТ Югры осуществляется в процессе рассмотрения поступающих обращений граждан, а также в ходе проводимых мониторингов регулируемых цен и тарифов.
РСТ Югры на постоянной основе проводятся мониторинги:
розничных цен и применяемых торговых надбавок на некоторые виды продовольственных товаров (ежемесячно);
розничных цен и применяемых торговых надбавок на нефтепродукты (ежемесячно);
розничных цен и применяемых розничных надбавках на ЖНВЛП по аптечным учреждениям (еженедельно, ежемесячно, ежеквартально);
стоимости проезда общественным автомобильным транспортом в городском сообщении (ежемесячно);
фактических размеров платы за проведение технического осмотра транспортных средств (ежемесячно).
По результатам проведенных мониторингов, а также в ходе проверки информации, содержащейся в поступивших обращениях граждан, нарушения обязательных требований законодательства в области регулируемых государством цен (тарифов) на товары (услуги) не выявлены.
Типичные нарушения, выявленные РСТ Югры за 1 полугодие 2020 года
Типичные нарушения, выявленные РСТ Югры при проведении контрольных (надзорных)
мероприятий за 1 полугодие 2020 года представлены в таблице 3:
таблица 3
типичные нарушения
Количество (единиц) |
нарушение порядка, способа или сроков, которые установлены стандартами раскрытия информации, и форм ее предоставления субъектами естественных монополий, и (или) операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, и (или) теплоснабжающими организациями, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9.15, 13.19.1 и 13.19.2 КоАП РФ (ст. 19.8.1 КоАП РФ) |
невыполнение в установленный срок законного предписания, решения органа, осуществляющего государственный контроль (надзор) в области регулируемых государством цен (тарифов) (ч. 5 ст. 19.5 КоАП РФ) |
нарушение субъектом оптового рынка электрической энергии и мощности или розничного рынка электрической энергии установленных стандартами раскрытия информации порядка, способов или сроков опубликования информации либо предоставление заведомо ложной информации в печатных изданиях, в которых в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации публикуются официальные материалы органов государственной власти, в электронных средствах массовой информации, а также нарушение порядка, способов или сроков предоставления информации по письменному запросу заинтересованных лиц (ст. 9.15 КоАП РФ) |
завышение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному) (ч. 1 ст. 14.6 КоАП РФ) |
ИТОГО |
предписаний об устранении нарушений |
44 |
|
|
1 |
45 |
протоколов об административных правонарушениях |
14 |
|
1 |
1 |
16 |
рассмотренных дел об административных правонарушениях |
15 |
1 |
1 |
|
17 |
постановлений о назначении административного наказания в виде штрафа |
|
1 |
|
|
1 |
постановлений о прекращении дел в связи с малозначительностью |
15 |
|
1 |
|
16 |
сумма взысканных штрафов (тыс.руб) |
50,00 |
|
200,00 |
|
250,00 |
Как видно из таблицы 3, наибольшую долю допущенных подконтрольными субъектами правонарушений занимают нарушения, ответственность за которые предусмотрена частью 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ, что обусловлено неисполнением требований стандартов раскрытия информации в регулируемых сферах деятельности. При этом в 2018, 2019 годах указанные правонарушения так же занимали наибольшую долю.
Мероприятия, проводимые РСТ Югры с целью предупреждения и предотвращения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями нарушений законодательства в области регулируемых государством цен (тарифов) на товары (услуги)
В рамках реализации Стандарта комплексной профилактики рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям, приказом РСТ Югры утверждена программа профилактики нарушений обязательных требований на 2020 год. В соответствии с программой на постоянной основе проводится методическая работа с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
В целях профилактики нарушений обязательных требований законодательства в области регулируемых государством цен (тарифов):
1. На официальном сайте РСТ Югры (www.rst.admhmao.ru) размещены:
1.1. На баннере «База тарифных решений РСТ Югры» и в разделе «Документы»/ «Приказы службы» информация об установленных РСТ Югры ценах, тарифах, надбавках;
1.2. Информационный инструмент, позволяющий обеспечить гражданам онлайн – проверку соответствия роста размера платы за коммунальные услуги установленным ограничениям (также указанный инструмент размещен на едином официальном сайте государственных органов власти автономного округа (www.admhmao.ru);
1.3. В разделе «Для граждан» размещена информация о реализации общественного и государственного контроля за ростом платы за коммунальные услуги;
1.4. В разделе «Контрольно-надзорная деятельность»:
План проверок на 2020 год (также указанный План размещен в ФГИС «Единый реестр проверок»);
Информация о результатах проведенных проверок (также указанная информация размещена в ФГИС «Единый реестр проверок»);
Информация о результатах проведения контроля в форме систематического наблюдения за соблюдением стандартов раскрытия (является открытой для неограниченного круга);
Реестр учета подконтрольных субъектов (объектов) и результатов проверок при осуществлении регионального государственного контроля (надзора);
Реестр хозяйствующих субъектов, в отношении которых осуществляется государственное регулирование цен (тарифов);
1.5. В разделе «Профилактика нарушений обязательных требований»:
Перечень нормативных правовых актов и их отдельных частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), а также текстов соответствующих нормативных правовых актов или их отдельных частей;
Руководство по соблюдению обязательных требований законодательства в области регулируемых государством цен (тарифов) на товары (услуги);
Программа профилактики нарушений обязательных требований на 2020 год;
Обзор правоприменительной практики контрольной (надзорной) деятельности РСТ Югры за 2019 год;
Доклады по правоприменительной практике контрольной (надзорной) деятельности РСТ Югры за 2018 год, 1 квартал 2019 года, 1 полугодие 2019 года, 10 месяцев 2019 года, 2019 год и 1 квартал 2020 года;
Доклад об итогах реализации ведомственной Программы профилактики нарушений обязательных требований законодательства, рисков причинения вреда охраняемых законом ценностям за 2019 год.
2. Проинформированы юридические лица и индивидуальные предприниматели по вопросам соблюдения обязательных требований посредством:
направления 20 информационных писем;
размещения 5 информационных писем на официальном сайте РСТ Югры;
консультирования по телефону – 2 543;
консультирования по электронной почте – 1 398.
3.Обеспечено информирование населения об уполномоченном органе исполнительной власти автономного округа, осуществляющем государственный региональный контроль (надзор) в области регулируемых государством цен (тарифов) на товары (услуги) путем организации постоянно действующей «Горячей линии».
4. Проведены ежеквартальные публичные обсуждения правоприменительной практики контрольной (надзорной) деятельности РСТ Югры в соответствии с Планом-графиком публичных обсуждений правоприменительной практики и мероприятий по совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности в автономном округе на 2020 год, утвержденным распоряжением Губернатора автономного округа от 25.10.2017 № 259-рг «О межведомственной рабочей группе по совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности и оценке влияния деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление федерального государственного контроля (надзора), на состояние инвестиционного климата в Ханты-Мансийском автономном округе Югре».
5. Обеспечено взаимодействие и учет мнений подконтрольных субъектов по проблемам соблюдения обязательных требований, по качеству полезности профилактической деятельности РСТ Югры и в отношении иных аспектов контрольно-надзорной деятельности посредством телефонной, почтовой связи, электронной почты, электронной формы обратной связи на сайте РСТ Югры.
6. Проинформированы юридические лица и индивидуальные предприниматели по вопросам соблюдения обязательных требований, установленных стандартами раскрытия информации, утвержденными Правительством Российской Федерации, в том числе посредством:
направления 57 уведомлений о составе, порядке, сроках и периодичности предоставления информации через региональный сегмент данных «Единая информационная аналитическая система»;
размещения 3 информационных писем на официальном сайте РСТ Югры.
7. Предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований в области государственного регулирования и контроля цен (тарифов) в соответствии с частями 5 - 7 статьи 8.2 Федерального закона № 294-ФЗ в 1 полугодии 2020 года не выдавались.