Доклад по правоприменительной практике контрольной (надзорной) деятельности Региональной службы по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа – Югры за 2018 год
Доклад по правоприменительной практике контрольной (надзорной) деятельности Региональной службы по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа – Югры за 2018 год
Доклад по правоприменительной практике контрольной (надзорной) деятельности Региональной службы по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее – РСТ Югры) подготовлен во исполнение пункта 3 части 2 статьи 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон № 294-ФЗ).
РСТ Югры является исполнительным органом государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, осуществляющим функции по реализации единой государственной политики и нормативному правовому регулированию, региональному государственному контролю (надзору) в области регулируемых государством цен (тарифов) на товары (услуги).
В установленной сфере деятельности РСТ Югры осуществляет следующие полномочия по региональному государственному контролю (надзору):
региональный государственный контроль (надзор) в области регулируемых государством цен (тарифов) на товары (услуги) на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, в том числе:
в области обращения с твердыми коммунальными отходами в части правомерности и обоснованности установления и изменения тарифов органами местного самоуправления (в случае их наделения законом Ханты-Мансийского автономного округа – Югры отдельными полномочиями Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в области регулирования тарифов), соблюдения региональными операторами, операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами требований порядка ценообразования и применения тарифов, а также стандартов раскрытия информации;
в области регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, а также соблюдения стандартов раскрытия информации организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, органами местного самоуправления, осуществляющими переданные им полномочия в области регулирования тарифов в соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»;
за регулируемыми государством ценами (тарифами) в электроэнергетике в части обоснованности величины цен (тарифов) и правильности применения цен (тарифов), регулируемых РСТ Югры, использования инвестиционных ресурсов, включаемых в регулируемые РСТ Югры цены (тарифы), применения территориальными сетевыми организациями платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих величину этой платы, а также соблюдения стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков;
в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в части обоснованности установления, изменения и применения цен (тарифов), соблюдения стандартов раскрытия информации теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями;
в сферах естественных монополий за соблюдением требований к установлению и (или) применению цен (тарифов) в регулируемых сферах деятельности в части определения достоверности, экономической обоснованности расходов и иных показателей, учитываемых при государственном регулировании цен (тарифов), экономической обоснованности фактического расходования средств при осуществлении регулируемых видов деятельности, правильности применения государственных регулируемых цен (тарифов) в сферах естественных монополий, а также к соблюдению стандартов раскрытия информации субъектами естественных монополий;
за соблюдением субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и организациями коммунального комплекса, осуществляющими регулируемые виды деятельности, в случае если цены (тарифы) на товары (услуги) таких организаций подлежат установлению РСТ Югры, требований о принятии программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и требований к этим программам, устанавливаемых РСТ Югры применительно к регулируемым видам деятельности указанных организаций;
за соблюдением установленных предельных размеров платы за проведение технического осмотра транспортных средств, размера платы за выдачу дубликата диагностической карты;
за применением цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, организациями оптовой торговли, аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность;
за применением подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на социальные услуги, предоставляемые гражданам государственными организациями социального обслуживания;
за применением подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на продукцию (товары), реализуемую на предприятиях общественного питания при общеобразовательных школах, профтехучилищах, средних специальных и высших учебных заведениях;
за применением подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на продукцию, реализуемую в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченными сроками завоза грузов;
за применением тарифов на перемещение задержанных транспортных средств на специализированную стоянку и их хранение;
за применением подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на перевозку пассажиров и багажа автомобильным транспортом по муниципальным и межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах автономного округа;
за применением подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на субсидируемые перевозки пассажиров и багажа речным транспортом, включая переправы, в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре;
за применением подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на перевозку грузов, пассажиров и багажа воздушным транспортом в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре;
за применением подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами независимо от организационно-правовой формы, за исключением организаций федерального железнодорожного транспорта.
В целях реализации Федерального Закона № 294-ФЗ и улучшения правоприменительной практики исполнения государственной функции принят Административный регламент исполнения государственной функции по осуществлению регионального государственного контроля (надзора) в области регулируемых государством цен (тарифов) на товары (услуги) на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, утвержден приказом РСТ Югры от 28.11.2014 № 146-нп.
Основными задачами регионального государственного контроля (надзора) в области регулируемых государством цен (тарифов) на товары (услуги) на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры являются: предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований законодательства.
Ежегодным Планом проведения плановых проверок РСТ Югры юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее – План проверок) на 2019 год предусмотрено проведение 15 проверок (в 2018 году – 17), выполнение Плана проверок в 2018 году составило 100 %.
План на 2019 год сформирован в соответствии с требованиями Федерального закона № 294-ФЗ, согласован с Прокуратурой Ханты-Мансийского округа – Югры, утвержден руководителем РСТ Югры и размещен на официальном сайте РСТ Югры (www.rst.admhmao.ru) в разделе «Контрольно-надзорная деятельность», а также в ФГИС «Единый реестр проверок».
В соответствии со статьей 26.2 Федерального закона № 294-ФЗ плановые проверки в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого предпринимательства, сведения о которых включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, не проводятся с 01.01.2019 по 31.12.2020, за исключением плановых проверок, проводимых в рамках видов государственного контроля (надзора), по которым установлены категории риска, а также критерии отнесения деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей к определенной категории риска.
Динамика плановых проверок, предусмотренных Планом проверок на 2016, 2017, 2018 и 2019 г.г. представлена на диаграмме 1.
Диаграмма 1
РСТ Югры при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в области регулируемых государством цен (тарифов) на товары (услуги) с 2018 года применяет риск-ориентированный подход.
В целях применения РСТ Югры риск-ориентированного подхода при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в отношении которых осуществляется региональный государственный контроль (надзор), подлежит отнесению к определенной категории риска.
Критериями отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к определенной категории риска при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в области регулируемых государством цен (тарифов) являются:
средний риск - юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в области регулируемых государством цен (тарифов), при наличии вступившего в законную силу в течение последних 3 лет постановления о назначении административного наказания юридическому лицу, его должностным лицам или индивидуальному предпринимателю за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 10 статьи 9.16, статьями 14.6, 17.7, частью 1 статьи 19.4, статьями 19.4.1, 19.5, 19.7, 19.7.1, 19.8.1, частью 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
умеренный риск:
юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в области регулируемых государством цен (тарифов), по прошествии 3 лет с даты вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания юридическому лицу, его должностным лицам или индивидуальному предпринимателю за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 10 статьи 9.16, статьями 14.6, 17.7, частью 1 статьи 19.4, статьями 19.4.1, 19.5, 19.7, 19.7.1, 19.8.1, частью 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в области регулируемых государством цен (тарифов), у которых в течение последних 5 лет при проведении мероприятий по контролю были выявлены нарушения обязательных требований в области регулируемых государством цен (тарифов), не связанные с привлечением к административной ответственности;
юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в области регулируемых государством цен (тарифов), в отношении которых не проводились плановые или внеплановые проверки;
низкий риск - юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в области регулируемых государством цен (тарифов), у которых при проведении мероприятия по контролю не выявлены нарушения обязательных требований в области регулируемых государством цен (тарифов), в течение 3 лет с даты проведения мероприятия по контролю.
Проведение плановых проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в зависимости от присвоенной категории риска осуществляется со следующей периодичностью:
для категории среднего риска - один раз в 4 года;
для категории умеренного риска - один раз в 5 лет;
для категории низкого риска - плановые проверки не проводятся.
Приказом РСТ Югры от 29.12.2018 № 115-о «Об утверждении Реестра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области регулируемых государством цен (тарифов) на товары (услуги), которым присвоены категории риска» утвержден Реестр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области регулируемых государством цен (тарифов) на товары (услуги), которым присвоены категории риска, указанный Реестр размещен на сайте РСТ Югры в разделе «Контрольно-надзорная деятельность».
таблица 1
Категория риска |
Количество субъектов контроля, единиц |
Средняя |
71 |
Умеренная |
549 |
Низкая |
27 |
Динамика проверок проведенных РСТ Югры за 2016, 2017 и 2018 г.г. представлена на диаграмме 2:
Диаграмма 2
В 2018 году РСТ Югры проведено 19 проверок, в том числе 15 документарных и 4 выездных.
Основанием для проведения внеплановых проверок послужил контроль за исполнением предписания, выданного по результатам проверки (в аналогичном периоде прошлого года: 2 проверки проведено на основании обращений граждан, права которых нарушены и 2 проверки за исполнением предписания, выданного по результатам проверки). Снижение количества внеплановых проверок обусловлено снижением количества обращений граждан и изменениями, внесенными в Федеральный закон № 294-ФЗ.
Внеплановые выездные проверки РСТ не проводились.
Результаты проведенных проверок за 2016, 2017 и 2018 г.г. представлены на диаграмме 3:
Диаграмма 3
Общее количество проверок, по итогам проведения которых выявлены правонарушения составило 10. По итогам проверок, выявлены правонарушения у 9 юридических лиц. В 2018 году выявлено 11 правонарушений, в том числе 10 нарушений обязательных требований законодательства и 1 невыполнение предписания органа государственного контроля (надзора). Общее количество проверок, по итогам проведения которых по фактам выявленных нарушений: возбуждены дела об административных правонарушениях составило 9, наложены административные наказания составило 6.
По результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях вынесено 7 постановлений о назначении административных наказаний в виде штрафа и 2 административных наказания в виде предупреждения.
Таблица 2
№ п/п |
Показатели |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
1 |
Доля юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, в отношении которых были проведены проверки (в % от общего количества юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на территории автономного округа, деятельность которых подлежит государственному контролю (надзору)) |
6,0% |
2,4 % |
2,8 % |
2 |
Доля проведенных внеплановых проверок (в % от общего количества проведенных проверок) |
62,3% |
19,1 % |
10,5 % |
3 |
Доля проверок, по итогам которых выявлены правонарушения от общего числа проведенных плановых и внеплановых проверок (в % от общего числа проведенных плановых и внеплановых проверок) |
39,9% |
38,1 % |
52,6% |
4 |
Доля выявленных при проведении проверок правонарушений, связанных с неисполнением предписаний (в % от общего числа выявленных правонарушений) |
10,0% |
8,3 % |
9,1% |
Доля проверок, по итогам которых выявлены правонарушения от общего числа проведенных плановых и внеплановых проверок, за 2018 год составила 52,6 % (за 2017 год – 38,1 %).
Доля проведенных внеплановых проверок от общего количества проведенных проверок за 2018 год составила 10,5% (за 2017 год – 19,1%).
За 2018 год у РСТ Югры отсутствуют проверки, результаты которых были признаны недействительными, и проверки, проведенные с нарушением требований законодательства о порядке их проведения.
Также РСТ Югры проводятся мероприятия контроля в форме систематического наблюдения, предусмотренные подпунктом «б» пункта 5 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543 «О государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), а также изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».
По результатам проведения систематического наблюдения за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации о стандартах раскрытия информации, рассмотрено 120 дел об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ в части нарушения порядка, способа или сроков, которые установлены стандартами раскрытия информации, и форм ее предоставления должностными лицами указанных органов и организациями, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9.15, 13.19.1 и 13.19.2 КоАП РФ:
в сфере газоснабжения – 17 дел;
в сфере теплоэнергетики – 50 дел;
в сфере водоснабжения и водоотведения – 53 дела.
По результатам рассмотрения вынесено 41 постановление о назначении административного наказания в виде штрафа и 79 постановлений о прекращении дел в связи с малозначительностью.
Диаграмма 4
В 2018 году общая сумма уплаченных (взысканных) административных штрафов составила 2 251,60 тыс. рублей, в том числе по результатам проверок 753,00 тыс. рублей и по результатам проведенных контрольных мероприятий в рамках осуществления систематического наблюдения за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации о стандартах раскрытия информации 1 498,60 тыс. рублей.
Типичные нарушения, выявленные РСТ Югры за 2018 год
Типичные нарушения, выявленные РСТ Югры при проведении контрольных (надзорных) мероприятий за 2018 год представлены в таблице 3:
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица 3 |
|||||||
Типичные нарушения |
нарушение порядка, способа или сроков, которые установлены стандартами раскрытия информации, и форм ее предоставления субъектами естественных монополий, и (или) операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, и (или) теплоснабжающими организациями, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9.15, 13.19.1 и 13.19.2 КоАП РФ |
невыполнение в установленный срок законного предписания, решения органа, осуществляющего государственный контроль (надзор) в области регулируемых государством цен (тарифов) (ч. 5 ст. 19.5 КоАП РФ) |
завышение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги; завышение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному) (ч. 1 ст. 14.6 КоАП РФ) |
нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) (ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ) |
непредставление или несвоевременное представление сведений в орган, осуществляющий государственный контроль (надзор) в области регулируемых государством цен (тарифов), если обязанность представления сведений предусмотрена нормативными правовыми актами для установления, изменения, введения или отмены тарифов (ч. 1 ст. 19.7.1 КоАП РФ) |
|
неуплата административного штрафа в срок (ч.1 ст. 20.25 КоАП РФ) |
невыполнение законных требований должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении (ст. 17.7 КоАП РФ) |
Итого |
|
|||||
Количество выданных предписаний об устранении нарушений |
62 |
0 |
3 |
5 |
0 |
|
0 |
0 |
70 |
|
|||||
Количество вынесенных протоколов об административных правонарушениях |
121 |
10 |
4 |
2 |
4 |
|
1 |
0 |
142 |
|
|||||
Количество рассмотренных дел об административных правонарушениях |
120 |
14 |
4 |
2 |
4 |
|
0 |
1 |
145 |
|
|||||
Количество вынесенных постановлений о назначении административного наказания в виде штрафа |
41 |
11 |
2 |
2 |
3 |
|
0 |
0 |
59 |
|
|||||
Количество постановлений о прекращении дел в связи с малозначительностью |
79 |
3 |
0 |
0 |
1 |
|
0 |
1 |
84 |
|
|||||
Количество вынесенных постановлений о назначении наказание в виде предупреждения |
0 |
0 |
2 |
0 |
0 |
|
0 |
0 |
2 |
|
|||||
Сумма взысканных штрафов (тыс.руб) |
1 100,00 |
350,00 |
498,60 |
200,00 |
103,00 |
|
0,00 |
0,00 |
2 251,60 |
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Как видно из таблицы 3, наибольшую долю допущенных подконтрольными субъектами правонарушений занимают нарушения, ответственность за которые предусмотрена частью 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ, что обусловлено неисполнением требований стандартов раскрытия информации в регулируемых сферах деятельности.
Мероприятия, проводимые РСТ Югры с целью предупреждения и предотвращения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями нарушений законодательства в области регулируемых государством цен (тарифов) на товары (услуги)
В целях предупреждения и предотвращения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями нарушений законодательства в области регулируемых государством цен (тарифов) на товары (услуги) на официальном сайте РСТ Югры (www.rst.admhmao.ru):
на баннере «База тарифных решений РСТ Югры» и в разделе «Документы»/ «Приказы службы» размещена информация об установленных РСТ Югры ценах, тарифах, надбавках;
для граждан размещен информационный инструмент, позволяющий обеспечить онлайн – проверку соответствия роста размера платы за коммунальные услуги установленным ограничениям (также указанный инструмент размещен на едином официальном сайте государственных органов власти Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (www.admhmao.ru).
Также обеспечено информирование населения об уполномоченном органе исполнительной власти автономного округа, осуществляющем государственный региональный контроль (надзор) в области регулируемых государством цен (тарифов) на товары (услуги) путем организации постоянно действующей «Горячей линии».
Во исполнение Плана-графика профилактических мероприятий, направленных на предупреждение рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям в области регулируемых государством цен (тарифов) на товары (услуги), на 2018 год, утвержденного приказом РСТ Югры от 28.06.2018 № 57-о, в целях стимулирования добровольного соблюдения обязательных требований, повышения информированности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей о соблюдении обязательных требований, установленных нормативными правовыми актами, а также рисков их несоблюдения, снижения количества нарушений обязательных требований юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями:
1. На официальном сайте РСТ Югры (www.rst.admhmao.ru) в разделе «Профилактика нарушений обязательных требований»:
размещен и поддерживается в актуальном состоянии перечень нормативных правовых актов и их отдельных частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), а также текстов соответствующих нормативных правовых актов или их отдельных частей;
разработано и размещено Руководство по соблюдению обязательных требований законодательства в области регулируемых государством цен (тарифов) на товары (услуги).
2. Проведена профилактическая работа с подконтрольными субъектами по разъяснению обязательных требований законодательства в области регулируемых государством цен (тарифов) в формате информационных писем на адреса подконтрольных субъектов, консультаций по телефону и др.
3. Проведена разъяснительная работа с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями по вопросам соблюдения обязательных требований, установленных стандартами раскрытия информации в сферах водоснабжения и водоотведения, теплоснабжения, посредством направления писем и автоматических уведомлений о начале и завершении сбора информации через региональный сегмент данных «Единая информационная аналитическая система».
4. На официальном сайте РСТ Югры (www.rst.admhmao.ru) в разделе «Контрольно-надзорная деятельность»:
размещен План плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2019 год (также указанный План размещен в ФГИС «Единый реестр проверок»);
размещена информация о результатах проведенных проверок (также указанная информация размещена в ФГИС «Единый реестр проверок»);
размещен и поддерживается в актуальном состоянии реестр учета подконтрольных субъектов (объектов) и результатов проверок при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) и реестр хозяйствующих субъектов, в отношении которых осуществляется государственное регулирование цен (тарифов);
проведены публичные обсуждения правоприменительной практики контрольной (надзорной) деятельности РСТ Югры в соответствии с планом-графиком публичных обсуждений правоприменительной практики и мероприятий по совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2018 год, утвержденным распоряжением Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 25.10.2017 № 259-рг.