Размер:
Цвет:

Доклад по правоприменительной практике контрольной (надзорной) деятельности Региональной службы по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа – Югры за 1 квартал 2019 года

Доклад по правоприменительной практике контрольной (надзорной) деятельности Региональной службы по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа – Югры за 1 квартал 2019 года

Доклад по правоприменительной практике контрольной (надзорной) деятельности Региональной службы по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее – РСТ Югры) подготовлен во исполнение пункта 3 части 2 статьи 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон          № 294-ФЗ).

РСТ Югры является исполнительным органом государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, осуществляющим функции по реализации единой государственной политики и нормативному правовому регулированию, региональному государственному контролю (надзору) в области регулируемых государством цен (тарифов) на товары (услуги).

В установленной сфере деятельности РСТ Югры осуществляет следующие полномочия по региональному государственному контролю (надзору):

региональный государственный контроль (надзор) в области регулируемых государством цен (тарифов) на товары (услуги) на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, в том числе:

в области обращения с твердыми коммунальными отходами в части правомерности и обоснованности установления и изменения тарифов органами местного самоуправления (в случае их наделения законом Ханты-Мансийского автономного округа – Югры отдельными полномочиями Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в области регулирования тарифов), соблюдения региональными операторами, операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами требований порядка ценообразования и применения тарифов, а также стандартов раскрытия информации;

в области регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, а также соблюдения стандартов раскрытия информации организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, органами местного самоуправления, осуществляющими переданные им полномочия в области регулирования тарифов в соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»;

за регулируемыми государством ценами (тарифами) в сфере электроэнергетики в части обоснованности величины цен (тарифов) и правильности применения цен (тарифов), регулируемых РСТ Югры, использования инвестиционных ресурсов, включаемых в регулируемые РСТ Югры цены (тарифы), применения территориальными сетевыми организациями платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих величину этой платы, а также соблюдения стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков;

в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в части обоснованности установления, изменения и применения цен (тарифов), соблюдения стандартов раскрытия информации теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями;

в сферах естественных монополий за соблюдением требований к установлению и (или) применению цен (тарифов) в регулируемых сферах деятельности в части определения достоверности, экономической обоснованности расходов и иных показателей, учитываемых при государственном регулировании цен (тарифов), экономической обоснованности фактического расходования средств при осуществлении регулируемых видов деятельности, правильности применения государственных регулируемых цен (тарифов) в сферах естественных монополий, а также к соблюдению стандартов раскрытия информации субъектами естественных монополий;

за соблюдением субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и организациями коммунального комплекса, осуществляющими регулируемые виды деятельности, в случае если цены (тарифы) на товары (услуги) таких организаций подлежат установлению РСТ Югры, требований о принятии программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и требований к этим программам, устанавливаемых РСТ Югры применительно к регулируемым видам деятельности указанных организаций;

за соблюдением установленных предельных размеров платы за проведение технического осмотра транспортных средств, размера платы за выдачу дубликата диагностической карты;

за применением цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, организациями оптовой торговли, аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность;

за применением подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на социальные услуги, предоставляемые гражданам государственными организациями социального обслуживания;

за применением подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на продукцию (товары), реализуемую на предприятиях общественного питания при общеобразовательных школах, профтехучилищах, средних специальных и высших учебных заведениях;

за применением подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на продукцию, реализуемую в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченными сроками завоза грузов;

за применением тарифов на перемещение задержанных транспортных средств на специализированную стоянку и их хранение;

за применением подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на перевозку пассажиров и багажа автомобильным транспортом по муниципальным и межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах автономного округа;

за применением подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на субсидируемые перевозки пассажиров и багажа речным транспортом, включая переправы, в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре;

за применением подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на перевозку грузов, пассажиров и багажа воздушным транспортом в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре;

за применением подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами независимо от организационно-правовой формы, за исключением организаций федерального железнодорожного транспорта.

В целях реализации Федерального Закона № 294-ФЗ и улучшения правоприменительной практики исполнения государственной функции принят Административный регламент исполнения государственной функции по осуществлению регионального государственного контроля (надзора) в области регулируемых государством цен (тарифов) на товары (услуги) на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, утвержден приказом РСТ Югры от 28.11.2014 № 146-нп.

Основными задачами регионального государственного контроля (надзора) в области регулируемых государством цен (тарифов) на товары (услуги) на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры являются: предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований законодательства.

В соответствии со статьей 26.2 Федерального закона № 294-ФЗ плановые проверки в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого предпринимательства, сведения о которых включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, не проводятся с 01.01.2019 по 31.12.2020, за исключением плановых проверок, проводимых в рамках видов государственного контроля (надзора), по которым установлены категории риска, а также критерии отнесения деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей к определенной категории риска.

Динамика плановых проверок, предусмотренных Планом проверок на 2016, 2017, 2018 и 2019 г.г. представлена на диаграмме 1.

ыамичсми.JPG

Диаграмма 1

РСТ Югры при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в области регулируемых государством цен (тарифов) на товары (услуги) с 2018 года применяет риск-ориентированный подход.

В целях применения РСТ Югры риск-ориентированного подхода при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в отношении которых осуществляется региональный государственный контроль (надзор), подлежит отнесению к определенной категории риска.

Критериями отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к определенной категории риска при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в области регулируемых государством цен (тарифов) являются:

средний риск - юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в области регулируемых государством цен (тарифов), при наличии вступившего в законную силу в течение последних 3 лет постановления о назначении административного наказания юридическому лицу, его должностным лицам или индивидуальному предпринимателю за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 10 статьи 9.16, статьями 14.6, 17.7, частью 1 статьи 19.4, статьями 19.4.1, 19.5, 19.7, 19.7.1, 19.8.1, частью 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;

умеренный риск:

юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в области регулируемых государством цен (тарифов), по прошествии 3 лет с даты вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания юридическому лицу, его должностным лицам или индивидуальному предпринимателю за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 10 статьи 9.16, статьями 14.6, 17.7, частью 1 статьи 19.4, статьями 19.4.1, 19.5, 19.7, 19.7.1, 19.8.1, частью 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;

юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в области регулируемых государством цен (тарифов), у которых в течение последних 5 лет при проведении мероприятий по контролю были выявлены нарушения обязательных требований в области регулируемых государством цен (тарифов), не связанные с привлечением к административной ответственности;

юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в области регулируемых государством цен (тарифов), в отношении которых не проводились плановые или внеплановые проверки;

низкий риск - юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в области регулируемых государством цен (тарифов), у которых при проведении мероприятия по контролю не выявлены нарушения обязательных требований в области регулируемых государством цен (тарифов), в течение 3 лет с даты проведения мероприятия по контролю.

Проведение плановых проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в зависимости от присвоенной категории риска осуществляется со следующей периодичностью:

для категории среднего риска - один раз в 4 года;

для категории умеренного риска - один раз в 5 лет;

для категории низкого риска - плановые проверки не проводятся.

Приказом РСТ Югры от 29.12.2018 № 115-о «Об утверждении Реестра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области регулируемых государством цен (тарифов) на товары (услуги), которым присвоены категории риска» утвержден Реестр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области регулируемых государством цен (тарифов) на товары (услуги), которым присвоены категории риска, указанный Реестр размещен на сайте РСТ Югры в разделе «Контрольно-надзорная деятельность».

таблица 1

Категория риска

Количество субъектов контроля, единиц

Средняя

71

Умеренная

549

Низкая

27

Ежегодным Планом проведения плановых проверок РСТ Югры юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее – План проверок) на 2019 год предусмотрено проведение 15 проверок, в 1 квартале 2019 года РСТ Югры проведены 2 плановые документарные проверки. По результатам проверок нарушений не выявлено. За аналогичный период 2018 года были проведены 2 плановые проверки, по результатам которых выявлено 1 нарушение порядка ценообразования.

Внеплановые выездные проверки РСТ не проводились.

За 1 квартал 2019 года у РСТ Югры отсутствуют проверки, результаты которых были признаны недействительными, и проверки, проведенные с нарушением требований законодательства о порядке их проведения.

Также РСТ Югры проводятся мероприятия контроля в форме систематического наблюдения, предусмотренные подпунктом «б» пункта 5 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013                                          № 543 «О государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), а также изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».

По результатам проведения систематического наблюдения за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации о стандартах раскрытия информации, рассмотрено 16 дел об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ в части нарушения порядка, способа или сроков, которые установлены стандартами раскрытия информации, и форм ее предоставления должностными лицами указанных органов и организациями, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9.15, 13.19.1 и 13.19.2 КоАП РФ:

в сфере теплоэнергетики – 14 дел;

в сфере водоснабжения и водоотведения – 1 дело;

в области обращения с твердыми коммунальными отходами – 1 дело.

По результатам рассмотрения вынесено 7 постановлений о назначении административного наказания в виде штрафа и 9 постановлений о прекращении дел в связи с малозначительностью.

В 1 квартале 2019 года общая сумма уплаченных (взысканных) административных штрафов составила 205,00 тыс. рублей, в том числе по результатам проверок, проведенных в 2018 году 50,00 тыс. рублей и по результатам проведенных контрольных мероприятий в рамках осуществления систематического наблюдения за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации о стандартах раскрытия информации 155,00 тыс. рублей.




Типичные нарушения, выявленные РСТ Югры за 1 квартал 2019 года

                                                             

Типичные нарушения, выявленные РСТ Югры при проведении контрольных (надзорных) мероприятий за 1 квартал 2019 года представлены в таблице 2:









Таблица 3

Типичные нарушения

нарушение порядка, способа или сроков, которые установлены стандартами раскрытия информации, и форм ее предоставления субъектами естественных монополий, и (или) операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, и (или) теплоснабжающими организациями, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9.15, 13.19.1 и 13.19.2 КоАП РФ
(ст. 19.8.1 КоАП РФ)

невыполнение в установленный срок законного предписания, решения органа, осуществляющего государственный контроль (надзор) в области регулируемых государством цен (тарифов)                        (ч. 5 ст. 19.5 КоАП РФ)

Итого


Количество выданных предписаний об устранении нарушений

1


1


Количество вынесенных протоколов об административных правонарушениях

14


14


Количество рассмотренных дел об административных правонарушениях

16


16


Количество вынесенных постановлений о назначении административного наказания в виде штрафа

7


7


Количество постановлений о прекращении дел в связи с малозначительностью

9


9


Количество

вынесенных постановлений о назначении наказание в виде предупреждения

0


0


Сумма взысканных штрафов (тыс.руб)

155,00

50,00

205,00












Как видно из таблицы 2, наибольшую долю допущенных подконтрольными субъектами правонарушений занимают нарушения, ответственность за которые предусмотрена частью 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ, что обусловлено неисполнением требований стандартов раскрытия информации в регулируемых сферах деятельности.



Мероприятия, проводимые РСТ Югры с целью предупреждения и предотвращения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями нарушений законодательства в области регулируемых государством цен (тарифов) на товары (услуги)

В целях предупреждения и предотвращения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями нарушений законодательства в области регулируемых государством цен (тарифов) на товары (услуги) на официальном сайте РСТ Югры (www.rst.admhmao.ru):

на баннере «База тарифных решений РСТ Югры» и в разделе «Документы»/ «Приказы службы» размещена информация об установленных РСТ Югры ценах, тарифах, надбавках;

для граждан размещен информационный инструмент, позволяющий обеспечить онлайн – проверку соответствия роста размера платы за коммунальные услуги установленным ограничениям (также указанный инструмент размещен на едином официальном сайте государственных органов власти Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (www.admhmao.ru).

Также обеспечено информирование населения об уполномоченном органе исполнительной власти автономного округа, осуществляющем государственный региональный контроль (надзор) в области регулируемых государством цен (тарифов) на товары (услуги) путем организации постоянно действующей «Горячей линии».

Во исполнение План-графика профилактических мероприятий, направленных на предупреждение рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям в области регулируемых государством цен (тарифов) на товары (услуги), на 2019 год, утвержденного приказом РСТ Югры от 28.06.2018 № 57-о, в целях стимулирования добровольного соблюдения обязательных требований, повышения информированности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей о соблюдении обязательных требований, установленных нормативными правовыми актами, а также рисков их несоблюдения, снижения количества нарушений обязательных требований юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями:

1.      На официальном сайте РСТ Югры (www.rst.admhmao.ru) в разделе «Профилактика нарушений обязательных требований»:

размещен и поддерживается в актуальном состоянии перечень нормативных правовых актов и их отдельных частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), а также текстов соответствующих нормативных правовых актов или их отдельных частей;

разработано и размещено Руководство по соблюдению обязательных требований законодательства в области регулируемых государством цен (тарифов) на товары (услуги).

2.      Проведена профилактическая работа с подконтрольными субъектами по разъяснению обязательных требований законодательства в области регулируемых государством цен (тарифов) в формате информационных писем на адреса подконтрольных субъектов, консультаций по телефону и др.

3.      Проведена разъяснительная работа с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями по вопросам соблюдения обязательных требований, установленных стандартами раскрытия информации в сферах водоснабжения и водоотведения, теплоснабжения, посредством направления писем и автоматических уведомлений о начале и завершении сбора информации через региональный сегмент данных «Единая информационная аналитическая система».

4.      На официальном сайте РСТ Югры (www.rst.admhmao.ru) в разделе «Контрольно-надзорная деятельность»:

размещен План плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2019 год (также указанный План размещен в ФГИС «Единый реестр проверок»);

размещена информация о результатах проведенных проверок (также указанная информация размещена в ФГИС «Единый реестр проверок»);

размещен и поддерживается в актуальном состоянии реестр учета подконтрольных субъектов (объектов) и результатов проверок при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) и реестр хозяйствующих субъектов, в отношении которых осуществляется государственное регулирование цен (тарифов);

проведены публичные обсуждения правоприменительной практики контрольной (надзорной) деятельности РСТ Югры в соответствии с планом-графиком публичных обсуждений правоприменительной практики и мероприятий по совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2019 год, утвержденным распоряжением Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 20.03.2019 № 55-рг.


Опубликовано: 21.05.2019 12:29        Обновлено: 11.12.2020 11:39