Размер:
Цвет:

Доклад по правоприменительной практике контрольной (надзорной) деятельности Региональной службы по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа – Югры за 1 полугодие 2019 года

Доклад по правоприменительной практике контрольной (надзорной) деятельности Региональной службы по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа – Югры за 1 полугодие 2019 года

Доклад по правоприменительной практике контрольной (надзорной) деятельности Региональной службы по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее – РСТ Югры) подготовлен во исполнение пункта 3 части 2 статьи 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон          № 294-ФЗ).

РСТ Югры является исполнительным органом государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, осуществляющим функции по реализации единой государственной политики и нормативному правовому регулированию, региональному государственному контролю (надзору) в области регулируемых государством цен (тарифов) на товары (услуги).

В установленной сфере деятельности РСТ Югры осуществляет следующие полномочия по региональному государственному контролю (надзору):

региональный государственный контроль (надзор) в области регулируемых государством цен (тарифов) на товары (услуги) на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее –автономного округа), в том числе:

в области обращения с твердыми коммунальными отходами в части правомерности и обоснованности установления и изменения тарифов органами местного самоуправления (в случае их наделения законом автономного округа отдельными полномочиями автономного округа в области регулирования тарифов), соблюдения региональными операторами, операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами требований порядка ценообразования и применения тарифов, а также стандартов раскрытия информации;

в области регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, а также соблюдения стандартов раскрытия информации организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, органами местного самоуправления, осуществляющими переданные им полномочия в области регулирования тарифов в соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»;

за регулируемыми государством ценами (тарифами) в сфере электроэнергетики в части обоснованности величины цен (тарифов) и правильности применения цен (тарифов), регулируемых РСТ Югры, использования инвестиционных ресурсов, включаемых в регулируемые РСТ Югры цены (тарифы), применения территориальными сетевыми организациями платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих величину этой платы, а также соблюдения стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков;

в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в части обоснованности установления, изменения и применения цен (тарифов), соблюдения стандартов раскрытия информации теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями;

в сферах естественных монополий за соблюдением требований к установлению и (или) применению цен (тарифов) в регулируемых сферах деятельности в части определения достоверности, экономической обоснованности расходов и иных показателей, учитываемых при государственном регулировании цен (тарифов), экономической обоснованности фактического расходования средств при осуществлении регулируемых видов деятельности, правильности применения государственных регулируемых цен (тарифов) в сферах естественных монополий, а также к соблюдению стандартов раскрытия информации субъектами естественных монополий;

за соблюдением субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и организациями коммунального комплекса, осуществляющими регулируемые виды деятельности, в случае если цены (тарифы) на товары (услуги) таких организаций подлежат установлению РСТ Югры, требований о принятии программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и требований к этим программам, устанавливаемых РСТ Югры применительно к регулируемым видам деятельности указанных организаций;

за соблюдением установленных предельных размеров платы за проведение технического осмотра транспортных средств, размера платы за выдачу дубликата диагностической карты;

за применением цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, организациями оптовой торговли, аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность;

за применением подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на социальные услуги, предоставляемые гражданам государственными организациями социального обслуживания;

за применением подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на продукцию (товары), реализуемую на предприятиях общественного питания при общеобразовательных школах, профтехучилищах, средних специальных и высших учебных заведениях;

за применением подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на продукцию, реализуемую в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченными сроками завоза грузов;

за применением тарифов на перемещение задержанных транспортных средств на специализированную стоянку и их хранение;

за применением подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на перевозку пассажиров и багажа автомобильным транспортом по муниципальным и межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах автономного округа;

за применением подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на субсидируемые перевозки пассажиров и багажа речным транспортом, включая переправы, в автономном округе;

за применением подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на перевозку грузов, пассажиров и багажа воздушным транспортом в автономном округе;

за применением подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами независимо от организационно-правовой формы, за исключением организаций федерального железнодорожного транспорта.

Приказом РСТ Югры от 12.02.2019 № 6-нп «О внесении изменений в приказ Региональной службы по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 28 ноября 2014 года № 146-нп                  «Об утверждении административного регламента исполнения государственной функции по осуществлению регионального государственного контроля (надзора) в области регулируемых государством цен (тарифов) на товары (услуги) на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» Административный регламент изложен в новой редакции. Изменения обусловлены принятием постановления Правительства автономного округа от 17 августа 2018                № 258-п «О внесении изменений в постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 29 января 2011 года № 23-п «О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций по осуществлению регионального государственного контроля (надзора) и административных регламентов предоставления государственных услуг», которым уточнены требования к структуре административных регламентов осуществления регионального государственного контроля (надзора), содержанию их разделов и подразделов.

В Административном регламенте исключен подраздел «Перечень нормативных правовых актов, регулирующих исполнение государственной функции», а также справочная информация о месте нахождении, графике работы, справочных телефонов, адресе официального сайта, электронной почты органа регионального государственного контроля (надзора).                     В соответствии с пп. «в» п. 18, пп. «а» п. 19 Порядка разработки и утверждения административных регламентов осуществления регионального государственного контроля (надзора) указанная информация размещается в региональной информационной системе автономного округа «Портал государственных и муниципальных услуг (функций) Ханты-Мансийского автономного округа – Югры», в региональной информационной системе автономного округа «Реестр государственных и муниципальных услуг (функций) Ханты-Мансийского автономного округа – Югры», на официальном сайте органа регионального государственного контроля (надзора в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, на стенде в месте нахождения органа регионального государственного контроля (надзора).

Понятие государственный контроль (надзор), установленное п. 1     ст. 2 Федерального закона № 294-ФЗ, включает в себя в том числе деятельность уполномоченных органов государственной власти, направленную на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями требований, установленных Федеральным законом         № 294-ФЗ, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Исходя из вышеизложенного, раздел «Состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур и административных действий» дополнен административной процедурой - мероприятия, направленные на профилактику нарушений обязательных требований, включающей в себя административные действия, предусмотренные Федеральным законом № 294-ФЗ.

Основными задачами регионального государственного контроля (надзора) в области регулируемых государством цен (тарифов) на товары (услуги) на территории автономного округа являются: предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований законодательства.

В соответствии со статьей 26.2 Федерального закона № 294-ФЗ плановые проверки в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого предпринимательства, сведения о которых включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, не проводятся с 01.01.2019 по 31.12.2020, за исключением плановых проверок, проводимых в рамках видов государственного контроля (надзора), по которым установлены категории риска, а также критерии отнесения деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей к определенной категории риска.

Динамика плановых проверок, предусмотренных Планом проверок на 2016, 2017, 2018 и 2019 г.г. представлена на диаграмме 1.

Динамика

Диаграмма 1

РСТ Югры при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в области регулируемых государством цен (тарифов) на товары (услуги) с 2018 года применяет риск-ориентированный подход.

В целях применения РСТ Югры риск-ориентированного подхода при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в отношении которых осуществляется региональный государственный контроль (надзор), подлежит отнесению к определенной категории риска.

Критериями отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к определенной категории риска при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в области регулируемых государством цен (тарифов) являются:

1. Средний риск - юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в области регулируемых государством цен (тарифов), при наличии вступившего в законную силу в течение последних 4 лет постановления о назначении административного наказания юридическому лицу, его должностным лицам или индивидуальному предпринимателю за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 10 статьи 9.16, статьями 14.6, 17.7, частью 1 статьи 19.4, статьями 19.4.1, 19.5, 19.7, 19.7.1, 19.8.1, частью 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;

2. умеренный риск:

2.1 юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в области регулируемых государством цен (тарифов), по прошествии 4 лет с даты вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания юридическому лицу, его должностным лицам или индивидуальному предпринимателю за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 10 статьи 9.16, статьями 14.6, 17.7, частью 1 статьи 19.4, статьями 19.4.1, 19.5, 19.7, 19.7.1, 19.8.1, частью 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;

2.2 юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в области регулируемых государством цен (тарифов), при отсутствии обстоятельств, предусмотренных п. 1, 2.1, 2.3;

2.3 юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в области регулируемых государством цен (тарифов), в отношении которых не проводились плановые или внеплановые проверки;

3. низкий риск - юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в области регулируемых государством цен (тарифов), у которых при проведении мероприятия по контролю не выявлены нарушения обязательных требований в области регулируемых государством цен (тарифов), в течение 8 лет с даты проведения мероприятия по контролю.

Проведение плановых проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в зависимости от присвоенной категории риска осуществляется со следующей периодичностью:

для категории среднего риска – не чаще 1 раза в 4 года и не реже 1 раза в 5 лет;

для категории умеренного риска – не чаще 1 раза в 6 лет и не реже 1 раза в 8 лет;

для категории низкого риска – плановые проверки не проводятся.

Приказом РСТ Югры от 21.06.2019 № 43-о «Об утверждении Реестра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области регулируемых государством цен (тарифов) на товары (услуги), которым присвоены категории риска» утвержден Реестр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области регулируемых государством цен (тарифов) на товары (услуги), которым присвоены категории риска, указанный Реестр размещен на сайте РСТ Югры в разделе «Контрольно-надзорная деятельность».

таблица 1

Категория риска

Количество субъектов контроля, единиц

Средняя

66

Умеренная

535

Низкая

63

Ежегодным Планом проведения плановых проверок РСТ Югры юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее – План проверок) на 2019 год предусмотрено проведение 15 проверок. В 1 полугодии 2019 года РСТ Югры проведено 8 плановых документарных проверок и 3 плановые выездные проверки, в том числе по сферам общее количество проведенных проверок составило:

в сфере теплоэнергетики – 4;

в сфере водоснабжения и водоотведения – 3;

в транспортной сфере – 1;

в социальной сфере – 3.

По результатам проверок выявлено 1 нарушение. За аналогичный период 2018 года было проведено 9 проверок, по результатам которых выявлено 4 нарушения порядка ценообразования.

таблица 2

1 полугодие 2018 года

1 полугодие 2019 года

Количество плановых проверок

8

11

Количество внеплановых проверок

1

проверки не проводились

Внеплановые выездные проверки РСТ не проводились.

За 1 полугодие 2019 года у РСТ Югры отсутствуют проверки, результаты которых были признаны недействительными, и проверки, проведенные с нарушением требований законодательства о порядке их проведения.

таблица 3

№ п/п

Показатели

1 полугодие 2018 год

1 полугодие 2019 года

1

Доля юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, в отношении которых были проведены проверки (в % от общего количества юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на территории автономного округа, деятельность которых подлежит государственному контролю (надзору))

1,0%

1,7%

2

Доля проведенных внеплановых проверок (в % от общего количества проведенных проверок)

11,1%

0,0%

3

Доля проверок, по итогам которых выявлены правонарушения от общего числа проведенных плановых и внеплановых проверок (в % от общего числа проведенных плановых и внеплановых проверок)

44,4%

9,1%

4

Доля выявленных при проведении проверок правонарушений, связанных с неисполнением предписаний (в % от общего числа выявленных правонарушений)

0,0%

0,0%

Также РСТ Югры проводятся мероприятия контроля в форме систематического наблюдения, предусмотренные Федеральным законом          № 294-ФЗ, подпунктом «б» пункта 5 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543 «О государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), а также изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».

По результатам проведения систематического наблюдения за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации о стандартах раскрытия информации, рассмотрено 18 дел об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ в части нарушения порядка, способа или сроков, которые установлены стандартами раскрытия информации, и форм ее предоставления должностными лицами указанных органов и организациями, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9.15, 13.19.1 и 13.19.2 КоАП РФ:

в сфере теплоэнергетики – 14 дел;

в сфере водоснабжения и водоотведения – 2 дела;

в области обращения с твердыми коммунальными отходами – 1 дело;

в области газоснабжения– 1 дело.

По результатам рассмотрения вынесено 8 постановлений о назначении административного наказания в виде штрафа и 10 постановлений о прекращении дел в связи с малозначительностью.

В 1 полугодии 2019 года общая сумма уплаченных (взысканных) административных штрафов составила 270,00 тыс. рублей, в том числе по результатам проведенных контрольных мероприятий в рамках осуществления систематического наблюдения за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации о стандартах раскрытия информации 220,00 тыс. рублей.

Кроме того, оценка соблюдения подконтрольными субъектами обязательных требований законодательства в области регулируемых государством цен (тарифов) на товары (услуги) РСТ Югры осуществляется в процессе рассмотрения поступающих обращений граждан, а также в ходе проводимых мониторингов регулируемых цен и тарифов.

Так, РСТ Югры на постоянной основе проводятся мониторинги:

розничных цен и применяемых торговых надбавок на некоторые виды продовольственных товаров;

розничных цен и применяемых торговых надбавок на нефтепродукты;

розничных цен и применяемых розничных надбавках на ЖНВЛП по аптечным учреждениям;

стоимости проезда общественным автомобильным транспортом в городском сообщении;

фактический размеров платы за проведение технического осмотра транспортных средств.

По результатам проведенных мониторингов, а также в ходе проверки информации, содержащейся в поступивших обращениях граждан, нарушения обязательных требований законодательства в области регулируемых государством цен (тарифов) на товары (услуги) не выявлены.




Типичные нарушения, выявленные РСТ Югры за 1 полугодие 2019 года

                                                             

Типичные нарушения, выявленные РСТ Югры при проведении контрольных (надзорных) мероприятий за 1 полугодие 2019 года представлены в таблице 4:








Таблица 3

Типичные нарушения

нарушение порядка, способа или сроков, которые установлены стандартами раскрытия информации, и форм ее предоставления субъектами естественных монополий, и (или) операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, и (или) теплоснабжающими организациями, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9.15, 13.19.1 и 13.19.2 КоАП РФ
(ст. 19.8.1 КоАП РФ)

невыполнение в установленный срок законного предписания, решения органа, осуществляющего государственный контроль (надзор) в области регулируемых государством цен (тарифов)                        (ч. 5 ст. 19.5 КоАП РФ)

Итого

Количество выданных предписаний об устранении нарушений

7

1

8

Количество вынесенных протоколов об административных правонарушениях

17

1

18

Количество рассмотренных дел об административных правонарушениях

18

1

19

Количество вынесенных постановлений о назначении административного наказания в виде штрафа

8

1

9

Количество постановлений о прекращении дел в связи с малозначительностью

10

0

10

Количество

вынесенных постановлений о назначении наказание в виде предупреждения

0

0

0

Сумма взысканных штрафов (тыс.руб)

220,00

50,00

270,00











Как видно из таблицы 2, наибольшую долю допущенных подконтрольными субъектами правонарушений занимают нарушения, ответственность за которые предусмотрена частью 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ, что обусловлено неисполнением требований стандартов раскрытия информации в регулируемых сферах деятельности.



Мероприятия, проводимые РСТ Югры с целью предупреждения и предотвращения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями нарушений законодательства в области регулируемых государством цен (тарифов) на товары (услуги)

В целях предупреждения и предотвращения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями нарушений законодательства в области регулируемых государством цен (тарифов) на товары (услуги) на официальном сайте РСТ Югры (www.rst.admhmao.ru):

на баннере «База тарифных решений РСТ Югры» и в разделе «Документы»/ «Приказы службы» размещена информация об установленных РСТ Югры ценах, тарифах, надбавках;

для граждан размещен информационный инструмент, позволяющий обеспечить онлайн – проверку соответствия роста размера платы за коммунальные услуги установленным ограничениям (также указанный инструмент размещен на едином официальном сайте государственных органов власти автономного округа (www.admhmao.ru).

Также обеспечено информирование населения об уполномоченном органе исполнительной власти автономного округа, осуществляющем государственный региональный контроль (надзор) в области регулируемых государством цен (тарифов) на товары (услуги) путем организации постоянно действующей «Горячей линии».

Во исполнение План-графика профилактических мероприятий, направленных на предупреждение рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям в области регулируемых государством цен (тарифов) на товары (услуги), на 2019 год, утвержденного приказом РСТ Югры от 28.06.2018 № 57-о, в целях стимулирования добровольного соблюдения обязательных требований, повышения информированности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей о соблюдении обязательных требований, установленных нормативными правовыми актами, а также рисков их несоблюдения, снижения количества нарушений обязательных требований юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями:

1.      На официальном сайте РСТ Югры (www.rst.admhmao.ru) в разделе «Профилактика нарушений обязательных требований»:

размещен и поддерживается в актуальном состоянии перечень нормативных правовых актов и их отдельных частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), а также текстов соответствующих нормативных правовых актов или их отдельных частей;

разработано и размещено Руководство по соблюдению обязательных требований законодательства в области регулируемых государством цен (тарифов) на товары (услуги).

2.      Проведена профилактическая работа с подконтрольными субъектами по разъяснению обязательных требований законодательства в области регулируемых государством цен (тарифов) в формате информационных писем на адреса подконтрольных субъектов, консультаций по телефону и др.

3.      Проведена разъяснительная работа с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями по вопросам соблюдения обязательных требований, установленных стандартами раскрытия информации в сферах водоснабжения и водоотведения, теплоснабжения, посредством направления писем и автоматических уведомлений о начале и завершении сбора информации через региональный сегмент данных «Единая информационная аналитическая система».

4.      На официальном сайте РСТ Югры (www.rst.admhmao.ru) в разделе «Контрольно-надзорная деятельность»:

размещен План плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2019 год (также указанный План размещен в ФГИС «Единый реестр проверок»);

размещена информация о результатах проведенных проверок (также указанная информация размещена в ФГИС «Единый реестр проверок»);

размещен и поддерживается в актуальном состоянии реестр учета подконтрольных субъектов (объектов) и результатов проверок при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) и реестр хозяйствующих субъектов, в отношении которых осуществляется государственное регулирование цен (тарифов);

5. Проведены публичные обсуждения правоприменительной практики контрольной (надзорной) деятельности РСТ Югры за 2018,          1 квартал 2019 года в соответствии с планом-графиком публичных обсуждений правоприменительной практики и мероприятий по совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности в автономном округе на 2019 год, утвержденным распоряжением Губернатора автономного округа от 20.03.2019 № 55-рг.

Опубликовано: 12.09.2019 12:11        Обновлено: 12.09.2019 12:11