Размер:
Цвет:

Доклад по правоприменительной практике контрольно-надзорной деятельности Региональной службы по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа – Югры за 1 квартал 2018 года.

Доклад по правоприменительной практике контрольно-надзорной деятельности Региональной службы по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа – Югры за 1 квартал 2018 года

Доклад по правоприменительной практике контрольно-надзорной деятельности Региональной службы по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее – РСТ Югры) подготовлен в соответствии со статьей 8.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон № 294-ФЗ).

РСТ Югры является исполнительным органом государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, осуществляющим функции по реализации единой государственной политики и нормативному правовому регулированию, региональному государственному контролю (надзору) в области регулируемых государством цен (тарифов) на товары (услуги).

В целях реализации Закона № 294-ФЗ и улучшения правоприменительной практики исполнения государственной функции были приняты Административные регламенты исполнения РСТ Югры государственных функций по осуществлению регионального государственного контроля (надзора):

Административный регламент исполнения РСТ Югры государственной функции по осуществлению регионального государственного контроля за соблюдением организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, требований о принятии программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и требований к этим программам, устанавливаемых РСТ Югры, утвержден приказом РСТ Югры 22.12.2011 № 114-нп;

Административный регламент исполнения государственной функции по осуществлению регионального государственного контроля (надзора) в области регулируемых государством цен (тарифов) на товары (услуги) на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, утвержден приказом РСТ Югры 28.11.2014 № 146-нп.

Основными задачами регионального государственного контроля (надзора) в области регулируемых государством цен (тарифов) на товары (услуги) на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры являются: предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований законодательства.

РСТ Югры осуществляет 2 вида регионального государственного контроля (надзора):

1. Региональный государственный контроль (надзор) за соблюдением субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и организациями коммунального комплекса, осуществляющими регулируемые виды деятельности, в случае если цены (тарифы) на товары (услуги) таких организаций подлежат установлению РСТ Югры, требований о принятии программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и требований к этим программам, устанавливаемых РСТ Югры применительно к регулируемым видам деятельности указанных организаций.

В 1 квартале 2018 года проверки за соблюдением субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и организациями коммунального комплекса требований о принятии программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и требований к этим программам, устанавливаемых РСТ Югры применительно к регулируемым видам деятельности, не проводились.

2. Региональный государственный контроль (надзор) в области регулируемых государством цен (тарифов) на товары (услуги) на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, в том числе:

в области обращения с твердыми коммунальными отходами в части правомерности и обоснованности установления и изменения тарифов органами местного самоуправления (в случае их наделения законом Ханты-Мансийского автономного округа – Югры отдельными полномочиями Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в области регулирования тарифов), соблюдения региональными операторами, операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами требований порядка ценообразования и применения тарифов, а также стандартов раскрытия информации;

в области регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, а также соблюдения стандартов раскрытия информации организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, органами местного самоуправления, осуществляющими переданные им полномочия в области регулирования тарифов в соответствии с Федеральным законом от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»;

за регулируемыми государством ценами (тарифами) в электроэнергетике в части обоснованности величины цен (тарифов) и правильности применения цен (тарифов), регулируемых РСТ Югры, использования инвестиционных ресурсов, включаемых в регулируемые РСТ Югры цены (тарифы), применения территориальными сетевыми организациями платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих величину этой платы, а также соблюдения стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков;

в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в части обоснованности установления, изменения и применения цен (тарифов);

в сферах естественных монополий за соблюдением требований к установлению и (или) применению цен (тарифов) в регулируемых сферах деятельности в части определения достоверности, экономической обоснованности расходов и иных показателей, учитываемых при государственном регулировании цен (тарифов), экономической обоснованности фактического расходования средств при осуществлении регулируемых видов деятельности, правильности применения государственных регулируемых цен (тарифов) в сферах естественных монополий, а также к соблюдению стандартов раскрытия информации субъектами естественных монополий;

в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в части соблюдения стандартов раскрытия информации теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями;

за применением цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, организациями оптовой торговли, аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность;

за применением подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на социальные услуги, предоставляемые гражданам государственными организациями социального обслуживания;

за применением подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на продукцию (товары), реализуемые на предприятиях общественного питания при общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования;

за применением подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на продукцию и товары, реализуемые в территориях Ханты-Мансийского автономного округа – Югры с ограниченными сроками завоза грузов;

за применением тарифов на перемещение задержанных транспортных средств на специализированную стоянку и их хранение;

за применением подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на перевозку пассажиров и багажа автомобильным транспортом по муниципальным и межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах автономного округа;

за применением подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на субсидируемые перевозки пассажиров и багажа речным транспортом, включая переправы, в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре;

за применением подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на перевозку грузов, пассажиров и багажа воздушным транспортом в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре;

за применением подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами независимо от организационно-правовой формы, за исключением организаций федерального железнодорожного транспорта;

за применением подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) за проведение технического осмотра транспортных средств.

В 1 квартале 2018 года проведены 2 плановые проверки, по результатам проведения которых выявлено 1 нарушение порядка ценообразования в части правильности применения подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам. Возбуждено дело об административном правонарушении, материалы направлены в судебный участок № 4 Сургутского судебного района.

За 1 квартал 2018 года РСТ Югры возбуждались дела об административных правонарушениях по следующим правонарушениям:

Административное правонарушение / статья Кодекса об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ)

Количество возбужденных дел

завышение предельных цен (тарифов, расценок, ставок, платы и тому подобного) на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам

(часть 1 статьи 14.6 КоАП РФ)

1

невыполнение в установленный срок законного предписания, решения органа, осуществляющего государственный контроль (надзор) в области регулируемых государством цен (тарифов)

(часть 5 статьи 19.5 КоАП РФ)

3

В 1 квартале 2018 года РСТ Югры не проводились внеплановые проверки, что обусловлено изменениями, внесенными в Федеральный закон № 294-ФЗ (с 01.01.2017 у РСТ Югры отсутствуют основания для проведения внеплановых проверок на основании обращений и заявлений граждан о нарушении прав потребителей (внеплановые проверки по нарушениям прав потребителей имеют право проводить только органы Роспотребнадзора)).

В 1 квартале 2018 года у РСТ Югры отсутствуют проверки, результаты которых были признаны недействительными, и проверки, проведенные с нарушением требований законодательства о порядке их проведения.

Общая сумма штрафов, наложенная РСТ Югры и судебными органами по результатам проверок составила 180,00 тыс. рублей, взыскано в бюджет автономного округа 524,42 тыс. рублей (с учетом наложенных в 2017 году штрафов).

Также РСТ Югры проводятся мероприятия контроля в форме систематического наблюдения, предусмотренные подп. «б» п. 5 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543 «О государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), а также изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».

По результатам проведения систематического наблюдения за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации о стандартах раскрытия информации возбуждено и рассмотрено 14 дел об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ в части нарушения установленных стандартов раскрытия информации о регулируемой деятельности субъектов естественных монополий и (или) организаций коммунального комплекса и форм ее предоставления и (или) заполнения, включая сроки и периодичность предоставления информации субъектами естественных монополий и (или) организациями коммунального комплекса, за исключением случаев, предусмотренных статьей 9.15 КоАП РФ).

Общая сумма штрафов, наложенная РСТ Югры по результатам проведения систематического наблюдения за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации о стандартах раскрытия информации, составила 425,00 тыс. рублей, уплачено в бюджет автономного округа 170,00 тыс. рублей.

Типичные нарушения, выявленные РСТ Югры в 1 квартале 2018 года

Типичными нарушениями, выявляемыми РСТ Югры при проведении контрольно-надзорных мероприятий в 1 квартале 2018 года являются:

Статья Кодекса об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ)

Типичные административные правонарушения

ст. 19.8.1 КоАП РФ

нарушение установленных стандартов раскрытия информации о регулируемой деятельности субъектов естественных монополий и (или) организаций коммунального комплекса и форм ее предоставления и (или) заполнения, включая сроки и периодичность предоставления информации субъектами естественных монополий и (или) организациями коммунального комплекса, за исключением случаев, предусмотренных статьей 9.15 КоАП РФ

части 1 статьи 14.6 КоАП РФ

завышение предельных цен (тарифов, расценок, ставок, платы и тому подобного)

часть 5 статьи 19.5 КоАП РФ

невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный контроль (надзор) в области регулируемых государством цен (тарифов)

Мероприятия, проводимые РСТ Югры с целью предупреждения и предотвращения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями нарушений законодательства в области регулируемых государством цен (тарифов) на товары (услуги)

В целях предупреждения и предотвращения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями нарушений законодательства в области регулируемых государством цен (тарифов) на товары (услуги) на официальном сайте РСТ Югры (www.rst.admhmao.ru):

на баннере «База тарифных решений РСТ Югры» и в разделе «Документы»/ «Приказы службы» размещена информация об установленных РСТ Югры ценах, тарифах, надбавках;

для граждан размещен информационный инструмент, позволяющий обеспечить онлайн – проверку соответствия роста размера платы за коммунальные услуги установленным ограничениям (также указанный инструмент размещен на едином официальном сайте государственных органов власти Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (www.admhmao.ru);

в разделе «Контрольно-надзорная деятельность» подразделе «Информация о результатах систематического наблюдения за стандартами раскрытия информации СЕМ, ОКК» размещена информация о результатах проведения контроля в форме систематического наблюдения за соблюдением стандартов раскрытия и является открытой для неограниченного круга лиц.

Приказом РСТ Югры от 20.04.2018 № 23 утверждена Программа профилактики нарушений обязательных требований в области регулируемых РСТ Югры цен (тарифов) на 2018 год (далее – Программа).

В соответствии с Программой на официальном сайте РСТ Югры www.rst.admhmao.ru в разделе «Контрольно-надзорная деятельность» размещена следующая информация:

1.       Перечень нормативных правовых актов и их отдельных частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора).

2.       План плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2018 год (также указанный План размещен в ФГИС «Единый реестр проверок»).

3.       Информация о результатах проведенных проверок (также указанная информация размещена в ФГИС «Единый реестр проверок»).

4.       Руководство по соблюдению обязательных требований законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги).

5.       Приказ РСТ Югры от 29.03.2018 № 25-о «Об утверждении Обзора правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности Региональной службы по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа – Югры».

Опубликовано: 07.05.2018 16:01        Обновлено: 23.11.2020 10:21