Размер:
Цвет:

Доклад по правоприменительной практике контрольно-надзорной деятельности Региональной службы по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа – Югры за 10 месяцев 2018 года

Доклад по правоприменительной практике контрольно-надзорной деятельности Региональной службы по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа – Югры за 10 месяцев 2018 года

Доклад по правоприменительной практике контрольно-надзорной деятельности Региональной службы по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее – РСТ Югры) подготовлен во исполнение пункта 3 части 2 статьи 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон          № 294-ФЗ).

РСТ Югры является исполнительным органом государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, осуществляющим функции по реализации единой государственной политики и нормативному правовому регулированию, региональному государственному контролю (надзору) в области регулируемых государством цен (тарифов) на товары (услуги).

В установленной сфере деятельности РСТ Югры осуществляет следующие полномочия по региональному государственному контролю (надзору):

региональный государственный контроль (надзор) в области регулируемых государством цен (тарифов) на товары (услуги) на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, в том числе:

в области обращения с твердыми коммунальными отходами в части правомерности и обоснованности установления и изменения тарифов органами местного самоуправления (в случае их наделения законом Ханты-Мансийского автономного округа – Югры отдельными полномочиями Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в области регулирования тарифов), соблюдения региональными операторами, операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами требований порядка ценообразования и применения тарифов, а также стандартов раскрытия информации;

в области регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, а также соблюдения стандартов раскрытия информации организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, органами местного самоуправления, осуществляющими переданные им полномочия в области регулирования тарифов в соответствии с Федеральным законом от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»;

за регулируемыми государством ценами (тарифами) в электроэнергетике в части обоснованности величины цен (тарифов) и правильности применения цен (тарифов), регулируемых РСТ Югры, использования инвестиционных ресурсов, включаемых в регулируемые РСТ Югры цены (тарифы), применения территориальными сетевыми организациями платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих величину этой платы, а также соблюдения стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков;

в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в части обоснованности установления, изменения и применения цен (тарифов), соблюдения стандартов раскрытия информации теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями;

в сферах естественных монополий за соблюдением требований к установлению и (или) применению цен (тарифов) в регулируемых сферах деятельности в части определения достоверности, экономической обоснованности расходов и иных показателей, учитываемых при государственном регулировании цен (тарифов), экономической обоснованности фактического расходования средств при осуществлении регулируемых видов деятельности, правильности применения государственных регулируемых цен (тарифов) в сферах естественных монополий, а также к соблюдению стандартов раскрытия информации субъектами естественных монополий;

региональный государственный контроль (надзор) за соблюдением субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и организациями коммунального комплекса, осуществляющими регулируемые виды деятельности, в случае если цены (тарифы) на товары (услуги) таких организаций подлежат установлению РСТ Югры, требований о принятии программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и требований к этим программам, устанавливаемых РСТ Югры применительно к регулируемым видам деятельности указанных организаций;

за применением цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, организациями оптовой торговли, аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность.

В целях реализации Федерального Закона № 294-ФЗ и улучшения правоприменительной практики исполнения государственной функции принят Административный регламент исполнения государственной функции по осуществлению регионального государственного контроля (надзора) в области регулируемых государством цен (тарифов) на товары (услуги) на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, утвержден приказом РСТ Югры 28.11.2014 № 146-нп.

Основными задачами регионального государственного контроля (надзора) в области регулируемых государством цен (тарифов) на товары (услуги) на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры являются: предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований законодательства.

Анализ проведенных проверок за 10 месяцев 2018 года представлен на диаграмме 1:

Диаграмма 1

Диаграмма

За 10 месяцев 2018 года РСТ Югры в отношении юридических лиц проведено 18 проверок (16 плановых и 2 внеплановых), что в 1,2 раза меньше аналогичного показателя 2017 года.

Ежегодным планом проведения проверок на отчетный период предусмотрено проведение 16 проверок, выполнение плана составило          100 %. Всего на 2018 год предусмотрено проведение 17 плановых проверок (аналогичное количество предусматривалось планом на 2017 год).

Основанием для проведения внеплановой проверки послужил контроль за исполнением предписания, выданного по результатам проверки (в аналогичном периоде прошлого года: 2 проверки проведено на основании обращений граждан, права которых нарушены и 2 проверки за исполнением предписания, выданного по результатам проверки). Снижение количества внеплановых проверок обусловлено снижением количества обращений граждан и изменениями, внесенными в Федеральный закон № 294-ФЗ (с 01.01.2017 у РСТ Югры отсутствуют основания для проведения внеплановых проверок на основании обращений и заявлений граждан о нарушении прав потребителей (внеплановые проверки по нарушениям прав потребителей имеют право проводить только органы Роспотребнадзора)).

Внеплановые выездные проверки РСТ не проводились.

Результаты проведенных проверок за 10 месяцев 2018 года представлены на диаграмме 2:

Диаграмма 2

Диаграмма

Общее количество юридических лиц у которых выявлены правонарушения за 10 месяцев 2018 года составило 8 (аналогично показателю за 10 месяцев 2017 года), общее количество выявленных правонарушений составило 10 (аналогично показателю за 10 месяцев 2017 года).

По результатам выявленных правонарушений РСТ Югры составлены протоколы об административных правонарушениях, выданы предписания по устранению нарушений порядка ценообразования, возбуждены и рассмотрены дела об административных правонарушениях.

По результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях, за 10 месяцев 2018 года наложено 2 административных наказания в виде административного штрафа в размере 50,00 тыс. рублей на юридическое лицо и 5,00 тыс. рублей на должностное лицо. Общая сумма уплаченных (взысканных) административных штрафов составила 594,35 тыс. рублей.

Доля проверок, по итогам которых выявлены правонарушения от общего числа проведенных плановых и внеплановых проверок, за 10 месяцев 2018 года составила 50,0 % (за 10 месяцев 2017 года – 38,1 %).

Доля проведенных внеплановых проверок от общего количества проведенных проверок за 10 месяцев 2018 года составила 11,1% (за 10 месяцев 2017 года – 19,1%).

№ п/п

Показатели

10 месяцев 2017 года

10 месяцев 2018 года

1

Доля юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, в отношении которых были проведены проверки (в % от общего количества юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на территории автономного округа, деятельность которых подлежит государственному контролю (надзору))

2,4 %

2,4 %

2

Доля проведенных внеплановых проверок (в % от общего количества проведенных проверок)

19,1 %

11,1 %

3

Доля проверок, по итогам которых выявлены правонарушения от общего числа проведенных плановых и внеплановых проверок (в % от общего числа проведенных плановых и внеплановых проверок)

38,1 %

50,0 %

4

Доля выявленных при проведении проверок правонарушений, связанных с неисполнением предписаний (в % от общего числа выявленных правонарушений)

8,3 %

0,0 %

За 10 месяцев 2018 года у РСТ Югры отсутствуют проверки, результаты которых были признаны недействительными, и проверки, проведенные с нарушением требований законодательства о порядке их проведения.

Также РСТ Югры проводятся мероприятия контроля в форме систематического наблюдения, предусмотренные подпунктом «б» пункта 5 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013                                          № 543 «О государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), а также изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».

По результатам проведения систематического наблюдения за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации о стандартах раскрытия информации возбуждено и рассмотрено 114 дел об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ в части нарушения порядка, способа или сроков, которые установлены стандартами раскрытия информации, и форм ее предоставления субъектами естественных монополий, и (или) операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, и (или) теплоснабжающими организациями, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9.15, 13.19.1 и 13.19.2 КоАП РФ. По результатам рассмотрения вынесено 41 постановление о наложении штрафа и 73 постановления о прекращении дел в связи с малозначительностью.

Общая сумма штрафов, наложенная РСТ Югры по результатам проведения систематического наблюдения за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации о стандартах раскрытия информации, составила 1 475,00 тыс. рублей, уплачено в бюджет автономного округа 1 050,0 тыс. рублей.

Диаграмма 3

Диаграмма

Типичные нарушения, выявленные РСТ Югры за 10 месяцев 2018 года

Типичными нарушениями, выявляемыми РСТ Югры при проведении контрольно-надзорных мероприятий за 10 месяцев 2018 года являются:

Таблица

Мероприятия, проводимые РСТ Югры с целью предупреждения и предотвращения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями нарушений законодательства в области регулируемых государством цен (тарифов) на товары (услуги)

В целях предупреждения и предотвращения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями нарушений законодательства в области регулируемых государством цен (тарифов) на товары (услуги) на официальном сайте РСТ Югры (www.rst.admhmao.ru):

на баннере «База тарифных решений РСТ Югры» и в разделе «Документы»/ «Приказы службы» размещена информация об установленных РСТ Югры ценах, тарифах, надбавках;

для граждан размещен информационный инструмент, позволяющий обеспечить онлайн – проверку соответствия роста размера платы за коммунальные услуги установленным ограничениям (также указанный инструмент размещен на едином официальном сайте государственных органов власти Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (www.admhmao.ru).

Также обеспечено информирование населения об уполномоченном органе исполнительной власти автономного округа, осуществляющем государственный региональный контроль (надзор) в области регулируемых государством цен (тарифов) на товары (услуги) путем организации постоянно действующей «Горячей линии». 

Во исполнение Плана-графика профилактических мероприятий, направленных на предупреждение рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям в области регулируемых государством цен (тарифов) на товары (услуги), на 2018 год, утвержденного приказом РСТ Югры от 28.06.2018 № 57-о, в целях стимулирования добровольного соблюдения обязательных требований, повышения информированности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей о соблюдении обязательных требований, установленных нормативными правовыми актами, а также рисков их несоблюдения, снижения количества нарушений обязательных требований юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями:

  1. На официальном сайте РСТ Югры (www.rst.admhmao.ru) в разделе «Профилактика нарушений обязательных требований»:

    размещен и поддерживается в актуальном состоянии перечень нормативных правовых актов и их отдельных частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), а также текстов соответствующих нормативных правовых актов или их отдельных частей;

    разработано и размещено Руководство по соблюдению обязательных требований законодательства в области регулируемых государством цен (тарифов) на товары (услуги).

  2. Проведена профилактическая работа с подконтрольными субъектами по разъяснению обязательных требований законодательства в области регулируемых государством цен (тарифов) в формате информационных писем на адреса подконтрольных субъектов, консультаций по телефону и др.

  3. Проведена разъяснительная работа с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями по вопросам соблюдения обязательных требований, установленных стандартами раскрытия информации в сферах водоснабжения и водоотведения, теплоснабжения, посредством направления писем и автоматических уведомлений о начале и завершении сбора информации через региональный сегмент данных «Единая информационная аналитическая система».

  4. На официальном сайте РСТ Югры (www.rst.admhmao.ru) в разделе «Контрольно-надзорная деятельность»:

размещен План плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2018 год (также указанный План размещен в ФГИС «Единый реестр проверок»);

размещена информация о результатах проведения контроля в форме систематического наблюдения за соблюдением стандартов раскрытия (является открытой для неограниченного круга лиц);

размещена информация о результатах проведенных проверок (также указанная информация размещена в ФГИС «Единый реестр проверок»);

размещен реестр учета подконтрольных субъектов (объектов) и результатов проверок при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) и реестр хозяйствующих субъектов, в отношении которых осуществляется государственное регулирование цен (тарифов).

 

Опубликовано: 11.12.2018 17:50        Обновлено: 11.12.2020 14:11