Размер:
Цвет:

Доклад по правоприменительной практике контрольно-надзорной деятельности Региональной службы по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа – Югры за 10 месяцев 2017 года

Доклад по правоприменительной практике контрольно-надзорной деятельности Региональной службы по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа – Югры за 10 месяцев 2017 года

Доклад по правоприменительной практике контрольно-надзорной деятельности Региональной службы по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее – РСТ Югры) подготовлен в соответствии со статьей 8.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон № 294-ФЗ).

РСТ Югры является исполнительным органом государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, осуществляющим функции по реализации единой государственной политики и нормативному правовому регулированию, региональному государственному контролю (надзору) в области регулируемых государством цен (тарифов) на товары (услуги).

В установленной сфере деятельности РСТ Югры осуществляет следующие полномочия по региональному государственному контролю:

1. Региональный государственный контроль (надзор) за соблюдением субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и организациями коммунального комплекса, осуществляющими регулируемые виды деятельности, в случае если цены (тарифы) на товары (услуги) таких организаций подлежат установлению РСТ Югры, требований о принятии программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и требований к этим программам, устанавливаемых РСТ Югры применительно к регулируемым видам деятельности указанных организаций.

2. Региональный государственный контроль (надзор) в области регулируемых государством цен (тарифов) на товары (услуги) на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, в том числе:

в области обращения с твердыми коммунальными отходами в части правомерности и обоснованности установления и изменения тарифов органами местного самоуправления (в случае их наделения законом Ханты-Мансийского автономного округа – Югры отдельными полномочиями Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в области регулирования тарифов), соблюдения региональными операторами, операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами требований порядка ценообразования и применения тарифов, а также стандартов раскрытия информации;

в области регулирования тарифов и надбавок в коммунальном комплексе в части правомерности и обоснованности установления и изменения органами регулирования муниципальных образований надбавок к ценам (тарифам), предусмотренных частями 1, 2 и 4 статьи 5 Федерального закона от 30 декабря 2004 года «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» (далее – Закон № 210-ФЗ), и применения тарифов и надбавок, предусмотренных частями 3 - 6 статьи 4 и частями 1, 2 и 4 статьи 5 Закона № 210-ФЗ, а также соблюдения стандартов раскрытия информации организациями коммунального комплекса;

в области регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, а также соблюдения стандартов раскрытия информации организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, органами местного самоуправления, осуществляющими переданные им полномочия в области регулирования тарифов в соответствии с Федеральным законом от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»;

за регулируемыми государством ценами (тарифами) в электроэнергетике в части обоснованности величины цен (тарифов) и правильности применения цен (тарифов), регулируемых РСТ Югры, использования инвестиционных ресурсов, включаемых в регулируемые РСТ Югры цены (тарифы), применения территориальными сетевыми организациями платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих величину этой платы, а также соблюдения стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков;

в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в части обоснованности установления, изменения и применения цен (тарифов);

в сферах естественных монополий за соблюдением требований к установлению и (или) применению цен (тарифов) в регулируемых сферах деятельности в части определения достоверности, экономической обоснованности расходов и иных показателей, учитываемых при государственном регулировании цен (тарифов), экономической обоснованности фактического расходования средств при осуществлении регулируемых видов деятельности, правильности применения государственных регулируемых цен (тарифов) в сферах естественных монополий, а также к соблюдению стандартов раскрытия информации субъектами естественных монополий;

в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в части соблюдения стандартов раскрытия информации теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями;

за применением цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, организациями оптовой торговли, аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность;

за применением подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на социальные услуги, предоставляемые гражданам государственными организациями социального обслуживания;

за применением подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на продукцию (товары), реализуемую на предприятиях общественного питания при общеобразовательных школах, профтехучилищах, средних специальных и высших учебных заведениях;

за применением подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на продукцию, реализуемую в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченными сроками завоза грузов;

за применением тарифов на перемещение задержанных транспортных средств на специализированную стоянку и их хранение;

за применением подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на перевозку пассажиров и багажа автомобильным транспортом по муниципальным и межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах автономного округа;

за применением подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на субсидируемые перевозки пассажиров и багажа речным транспортом, включая переправы, в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре;

за применением подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на перевозку грузов, пассажиров и багажа воздушным транспортом в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре;

за применением подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами независимо от организационно-правовой формы, за исключением организаций федерального железнодорожного транспорта;

за применением подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) за проведение технического осмотра транспортных средств.

В целях реализации Закона № 294-ФЗ и улучшения правоприменительной практики исполнения государственной функции были приняты Административные регламенты исполнения РСТ Югры государственных функций по осуществлению регионального государственного контроля (надзора):

Административный регламент исполнения РСТ Югры государственной функции по осуществлению регионального государственного контроля за соблюдением организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, требований о принятии программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и требований к этим программам, устанавливаемых РСТ Югры, утвержден приказом РСТ Югры 22.12.2011 № 114-нп;

Административный регламент исполнения государственной функции по осуществлению регионального государственного контроля (надзора) в области регулируемых государством цен (тарифов) на товары (услуги) на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, утвержден приказом РСТ Югры 28.11.2014 № 146-нп.

Плановые и внеплановые проверки и результаты их проведения

Основными задачами регионального государственного контроля (надзора) в области регулируемых государством цен (тарифов) на товары (услуги) на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, регионального государственного контроля за соблюдением организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, требований о принятии программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и требований к этим программам, устанавливаемых РСТ Югры, являются: предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований законодательства.

В Реестр хозяйствующих субъектов, в отношении которых РСТ Югры осуществляет государственное регулирование цен (тарифов) внесено 802 субъекта ценообразования. Доля субъектов ценообразования, в отношении которых были проведены проверки (в % от общего количества субъектов ценообразования, внесенных в Реестр хозяйствующих субъектов) составила 2,4 % (в 2016 году - 6,0 %)

Общее количество фактически проведенных РСТ Югры за 2017 год проверок составило 21, что в 2,5 раза меньше аналогичного показателя 2016 года (53 проверки).

Ежегодным Планом проверок на 2017 год предусмотрено проведение 17 проверок, выполнение Плана проверок составило 100 %.

Динамика плановых проверок, предусмотренных Планом проверок на 2015, 2016, 2017 годы представлена на диаграмме 1.

Снижение количества плановых проверок обусловлено тем, что с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года не проводятся плановые проверки в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных к субъектам малого предпринимательства (статья 26.1 Федерального Закона № 294-ФЗ).

План проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей РСТ Югры на 2017 год (далее – План проверок) сформирован в соответствии с требованиями Федерального закона № 294-ФЗ, согласован с Прокуратурой округа, утвержден руководителем РСТ Югры и размещен на официальном сайте РСТ Югры www.rst.admhmao.ru в разделе «Контрольно-надзорная деятельность», а также в ФГИС «Единый реестр проверок».

Динамика внеплановых проверок, проведенных в 2015, 2016, 2017 годах представлена на диаграмме 2.

Доля проведенных внеплановых проверок от общего количества проведенных проверок в 2017 году составила 19,0 % (в 2016 году – 62,3 %). Снижение количества внеплановых проверок обусловлено снижением количества обращений граждан и изменениями, внесенными в Федеральный закон № 294-ФЗ (с 01.01.2017 у РСТ Югры отсутствуют основания для проведения внеплановых проверок на основании обращений и заявлений граждан о нарушении прав потребителей (внеплановые проверки по нарушениям прав потребителей имеют право проводить только органы Роспотребнадзора)).

В целом также наблюдается снижение количества обращений граждан.

Динамика обращений граждан в 2015, 2016, 2017 годах представлена в диаграмме 3.

Динамика проведенных плановых и внеплановых проверок и выявленных нарушений в 2015, 2016, 2017 годах представлена на диаграмме 4.

В 2017 году по результатам проведения проверок выявлено 12 правонарушений, что также в 2,5 раза меньше аналогичного показателя за 2016 год (30 нарушений), составлено 12 протоколов об административных правонарушениях, выдано 6 предписаний по устранению нарушений порядка ценообразования.

Доля проверок, по итогам которых выявлены правонарушения от общего числа проведенных плановых и внеплановых проверок, в 2017 году составила 38,1 % (в 2016 году – 39,6 %).

Доля выявленных при проведении проверок правонарушений, связанных с неисполнением предписаний от общего числа выявленных правонарушений, в 2017 году составила 8,3 % (в 2016 году – 10,0 %).

№ п/п

Показатели

2015 год

2016 год

2017 год

1

Доля юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, в отношении которых были проведены проверки (в % от общего количества юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на территории автономного округа, деятельность которых подлежит государственному контролю (надзору))

8,2 %

6,0 %

2,4 %

22

Доля проведенных внеплановых проверок (в % от общего количества проведенных проверок)

52,6 %

62,3 %

19,0 %

3

Доля проверок, по итогам которых выявлены правонарушения от общего числа проведенных плановых и внеплановых проверок (в % от общего числа проведенных плановых и внеплановых проверок)

39,7 %

39,6 %

38,1 %

4

Доля выявленных при проведении проверок правонарушений, связанных с неисполнением предписаний (в % от общего числа выявленных правонарушений)

4,0 %

10,0%

8,3 %

При организации и проведении РСТ Югры плановых и внеплановых проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в обязательном порядке обеспечивается соблюдение прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, предусмотренных статьей 21 Федерального закона № 294-ФЗ .

Информация о результатах проведенных проверок размещается на официальном сайте РСТ Югры www.rst.admhmao.ru в разделе «Контрольно-надзорная деятельность», подраздел «Результаты проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», а также в ФГИС «Единый реестр проверок».

За 10 месяцев 2017 года РСТ Югры возбуждались дела об административных правонарушениях по следующим правонарушениям:

Административное правонарушение /Статья Кодекса об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ)

Количество возбужденных дел

завышение установленных наценок (надбавок) к ценам (часть 1 статьи 14.6 КоАП РФ):

на продукцию собственного производства, реализуемую предприятиями общественного питания при общеобразовательных организациях

1

на некоторые виды продовольственных товаров

1

на нефтепродукты

3

завышение регулируемых государством цен (тарифов) (часть 1 статьи 14.6 КоАП РФ):

на услуги холодного водоснабжения

2

на субсидируемые перевозки пассажиров и багажа речным транспортом

2

оказание услуг по неустановленным тарифам (часть 2 статьи 14.6 КоАП РФ):

в области газоснабжения (технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям)

1

1

в сфере теплоснабжения

невыполнение организацией, осуществляющей реализацию продукции собственного производства при общеобразовательных организациях, в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный контроль (надзор) в области регулируемых государством цен (тарифов) (часть 5 статьи 19.5 КоАП РФ)

1

В 2017 году у РСТ Югры отсутствуют проверки, результаты которых были признаны недействительными, и проверки, проведенные с нарушением требований законодательства о порядке их проведения.

Общая сумма штрафов, наложенная РСТ Югры и судебными органами по результатам проверок составила 2 509,57 тыс. рублей. Взыскано в счет бюджета автономного округа 1 305,17 тыс. рублей.

Также РСТ Югры проводятся мероприятия контроля в форме систематического наблюдения, предусмотренное подп. «б» п. 5 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543 «О государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), а также изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».

По результатам проведения систематического наблюдения за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации о стандартах раскрытия информации возбуждены дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ в части нарушения установленных стандартов раскрытия информации о регулируемой деятельности субъектов естественных монополий и (или) организаций коммунального комплекса и форм ее предоставления и (или) заполнения, включая сроки и периодичность предоставления информации субъектами естественных монополий и (или) организациями коммунального комплекса, за исключением случаев, предусмотренных статьей 9.15 КоАП РФ):

в сфере водоснабжения и водоотведения – 23 дела;

в теплоэнергетике – 21 дело.

Общая сумма штрафов, наложенная РСТ Югры по результатам проведения систематического наблюдения за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации о стандартах раскрытия информации, составила 605,00 тыс. рублей. Взыскано в счет бюджета автономного округа 420,00 тыс. рублей.

Типичные нарушения, выявленные РСТ Югры в 2017 году

Типичными нарушениями, выявляемыми РСТ Югры при проведении контрольно-надзорных мероприятий в 2017 году являются:

Статья Кодекса об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ)

Типичные административные правонарушения

Количество выявленных правонарушений

Доля выявленных правонарушений (в % от общего числа выявленных правонарушений)

ст. 19.8.1 КоАП РФ

нарушение установленных стандартов раскрытия информации о регулируемой деятельности субъектов естественных монополий и (или) организаций коммунального комплекса и форм ее предоставления и (или) заполнения, включая сроки и периодичность предоставления информации субъектами естественных монополий и (или) организациями коммунального комплекса, за исключением случаев, предусмотренных статьей 9.15 КоАП РФ

44

78,6 %

части 1,2 статьи 14.6 КоАП РФ

завышение установленных надбавок (наценок) к ценам:

на продукцию собственного производства, реализуемую предприятиями общественного питания при общеобразовательных организациях;

на некоторые виды продовольственных товаров; на нефтепродукты

11

19,6 %

завышение регулируемых государством цен (тарифов) на услуги холодного водоснабжения;

на субсидируемые перевозки пассажиров и багажа речным транспортом

нарушение установленного порядка ценообразования:

в области газоснабжения, выразившееся в осуществлении деятельности по технологическому присоединению газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям по неустановленным тарифам;

в сфере теплоснабжения, выразившееся в оказании услуг по теплоснабжению по неустановленным тарифам

часть 5 статьи 19.5 КоАП РФ

невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный контроль (надзор) в области регулируемых государством цен (тарифов)

1

1,8 %

Мероприятия, проводимые РСТ Югры с целью предупреждения и предотвращения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями нарушений законодательства в области регулируемых государством цен (тарифов) на товары (услуги)

В целях предупреждения и предотвращения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями нарушений законодательства в области регулируемых государством цен (тарифов) на товары (услуги) на официальном сайте РСТ Югры (www.rst.admhmao.ru):

на баннере «База тарифных решений РСТ Югры» и в разделе «Документы»/ «Приказы службы» размещена информация об установленных РСТ Югры ценах, тарифах, надбавках;

для граждан размещен информационный инструмент, позволяющий обеспечить онлайн – проверку соответствия роста размера платы за коммунальные услуги установленным ограничениям (также указанный инструмент размещен на едином официальном сайте государственных органов власти Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (www.admhmao.ru).

Приказом РСТ Югры от 06.04.2017 № 37 утверждена программа профилактики нарушений обязательных требований в области регулируемых РСТ Югры цен (тарифов) (далее – Программа).

Во исполнение пункта 1 Программы на официальном сайте РСТ Югры www.rst.admhmao.ru в разделе «Контрольно-надзорная деятельность» размещен перечень нормативных правовых актов и их отдельных частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора).

Во исполнение пункта 2 Программы по мере необходимости проводится информирование юридических лиц о вступлении в законную силу новых нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, внесенных изменениях в действующие акты, сроках и порядке вступления их в действие.

Во исполнение пункта 3 Программы в октябре 2017 года проведена письменная разъяснительная работа с хозяйствующими субъектами в сфере электроэнергетики и области газоснабжения по вопросам соблюдения обязательных требований в области государственного регулирования и контроля (цен) тарифов путем направления соответствующих технологических карт по обеспечению требований стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничного рынков электрической энергии, а также субъектами естественных монополий, оказывающими услуги по транспортировке газа по трубопроводам.

РСТ Югры информация о реализации государственного контроля за ростом тарифов и платы за коммунальные услуги:

размещена на официальном сайте РСТ Югры – www.rst.admhmao.ru, в разделе «Для граждан»;

размещается в окружных и муниципальных средствах массовой информации (в 2017 году было опубликовано 40 материалов указанной тематики).

 

Опубликовано: 28.12.2017 09:20        Обновлено: 23.11.2020 10:19