Приказ РСТ Югры от 28.06.2018 № 57-о «Об утверждении паспорта ведомственной Программы профилактики рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям на 2018-2020 гг., ведомственной Программы профилактики рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям на 2018-2020 гг. и Плана-графика профилактических мероприятий, направленных на предупреждение рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям в области регулируемых государством цен (тарифов) на товары ( услуги), на 2018 год)»
Ведомственная Программа профилактики рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям
РСТ Югры
региональный государственный контроль (надзор)
в области регулируемых государством цен (тарифов) на товары (услуги) на период 2018-2020 гг.
ПАСПОРТ |
|
Наименование программы |
Ведомственная Программа профилактики рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям на период 2018-2020 гг. |
Правовые основания разработки программы |
Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», Стандарт комплексной профилактики рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям, утвержденный протоколом заседания проектного комитета по основному направлению стратегического развития Российской Федерации «Реформа контрольной и надзорной деятельности» от 27.03.2018 № 2 (далее – Стандарт комплексной профилактики) |
Разработчик программы |
РСТ Югры |
Цели программы |
повышение прозрачности системы контрольно-надзорной деятельности при проведении мероприятий по региональному государственному контролю (надзору) в области регулируемых государством цен (тарифов) на товары (услуги); предупреждение нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований законодательства в области регулируемых государством цен (тарифов) на товары (услуги); предотвращение рисков причинения вреда и снижение уровня ущерба охраняемым законом ценностям вследствие нарушений обязательных требований законодательства в области регулируемых государством цен (тарифов) на товары (услуги); создание инфраструктуры профилактики рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям; устранение существующих и потенциальных условий, причин и факторов, способствующих возможному нарушению обязательных требований законодательства в области регулируемых государством цен (тарифов) на товары (услуги); снижение административной нагрузки на подконтрольные субъекты; формирование модели социально ответственного, добросовестного, правового поведения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей |
Задачи программы |
выявление причин, факторов и условий, способствующих причинению вреда охраняемым законом ценностям и нарушению обязательных требований законодательства в области регулируемых государством цен (тарифов) на товары (услуги); устранение причин, факторов и условий, способствующих возможному причинению вреда охраняемым законом ценностям и нарушению обязательных требований законодательства в области регулируемых государством цен (тарифов) на товары (услуги); установление и оценка зависимости видов, форм и интенсивности профилактических мероприятий от особенностей конкретных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей; повышение квалификации кадрового состава РСТ Югры; создание системы консультирования подконтрольных субъектов, в том числе с использованием современных информационно-телекоммуникационных технологий; формирование одинакового понимания обязательных требований законодательства в области регулируемых государством цен (тарифов) на товары (услуги); повышение уровня правовой грамотности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в том числе путем обеспечения доступности информации об обязательных требований законодательства в области регулируемых государством цен (тарифов) на товары (услуги) |
Ведомственная Программа профилактики рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям
Настоящая Программа разработана в целях реализации Стандарта комплексной профилактики.
Программа представляет собой увязанный по целям, задачам, ресурсам и срокам осуществления комплекс профилактических мероприятий, обеспечивающих эффективное решение проблем, препятствующих соблюдению подконтрольными субъектами обязательных требований, и направленных на выявление и устранение конкретных причин и факторов несоблюдения обязательных требований, а также на создание и развитие системы профилактики.
I. Анализ и оценка состояния подконтрольной сферы
В 2017 году РСТ Югры осуществляла следующие полномочия по региональному государственному контролю (надзору):
региональный государственный контроль (надзор) в области регулируемых государством цен (тарифов) на товары (услуги) на территории автономного округа в том числе:
в области обращения с твердыми коммунальными отходами в части правомерности и обоснованности установления и изменения тарифов органами местного самоуправления (в случае их наделения законом автономного округа отдельными полномочиями автономного округа в области регулирования тарифов), соблюдения региональными операторами, операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами требований порядка ценообразования и применения тарифов, а также стандартов раскрытия информации;
в области регулирования тарифов и надбавок в коммунальном комплексе в части правомерности и обоснованности установления и изменения органами регулирования муниципальных образований надбавок к ценам (тарифам), предусмотренных частями 1, 2 и 4 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» (далее – Закон № 210-ФЗ), и применения тарифов и надбавок, предусмотренных частями 3 - 6 статьи 4 и частями 1, 2 и 4 статьи 5 Закона № 210-ФЗ, а также соблюдения стандартов раскрытия информации организациями коммунального комплекса;
в области регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, а также соблюдения стандартов раскрытия информации организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, органами местного самоуправления, осуществляющими переданные им полномочия в области регулирования тарифов в соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон № 416-ФЗ);
за регулируемыми государством ценами (тарифами) в электроэнергетике в части обоснованности величины цен (тарифов) и правильности применения цен (тарифов), регулируемых РСТ Югры, использования инвестиционных ресурсов, включаемых в регулируемые РСТ Югры цены (тарифы), применения территориальными сетевыми организациями платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих величину этой платы, а также соблюдения стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков;
в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в части обоснованности установления, изменения и применения цен (тарифов);
в сферах естественных монополий за соблюдением требований к установлению и (или) применению цен (тарифов) в регулируемых сферах деятельности в части определения достоверности, экономической обоснованности расходов и иных показателей, учитываемых при государственном регулировании цен (тарифов), экономической обоснованности фактического расходования средств при осуществлении регулируемых видов деятельности, правильности применения государственных регулируемых цен (тарифов) в сферах естественных монополий, а также к соблюдению стандартов раскрытия информации субъектами естественных монополий;
региональный государственный контроль (надзор) за соблюдением субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и организациями коммунального комплекса, осуществляющими регулируемые виды деятельности, в случае если цены (тарифы) на товары (услуги) таких организаций подлежат установлению РСТ Югры, требований о принятии программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и требований к этим программам, устанавливаемых РСТ Югры применительно к регулируемым видам деятельности указанных организаций;
государственный контроль (надзор) в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в части соблюдения стандартов раскрытия информации теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями;
региональный государственный контроль за применением цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, организациями оптовой торговли, аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность.
РСТ Югры при осуществлении полномочий по контролю руководствовалась следующими нормативными правовыми актами:
Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ);
Федеральным законом от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях»;
Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»;
Федеральным законом от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации»;
Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»;
Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике»;
Федеральным законом от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»;
Закон № 210-ФЗ;
Федеральным законом от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
Федеральным законом от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств»;
Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении»;
Федеральным законом от 01.07.2011 № 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
Законом № 416-ФЗ;
Федеральным законом 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)»;
постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.1995 № 332 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен на газ и сырье для его производства»;
постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.1997 № 1301 «О государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации»;
постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 № 1021 «О государственном регулировании цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации»;
постановлением Правительства Российской Федерации от 03.05.2001 № 335 «О порядке установления специальных надбавок к тарифам на транспортировку газа газораспределительными организациями для финансирования программ газификации»;
постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2004 № 24 «Об утверждении стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии»;
постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 «Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям»;
постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.2008 № 293 «О государственном регулировании и контроле цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей»;
постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 № 520 «Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса»;
постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2008 № 950 «Об участии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в осуществлении государственного регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий»;
постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2009 № 643 «О государственном регулировании тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок»;
постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2009 № 1140 «Об утверждении стандартов раскрытия информации организациями коммунального комплекса»;
постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2010 № 340 «О порядке установления требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности»;
постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2010 № 764 «Об утверждении правил осуществления контроля за соблюдением субъектами естественных монополий стандартов раскрытия информации»;
постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2010 № 872 «О стандартах раскрытия информации субъектами естественных монополий, оказывающими услуги по транспортировке газа по трубопроводам»;
постановлением Правительства Российской Федерации от 27.11.2010 № 938 «О стандартах раскрытия информации субъектами естественных монополий, осуществляющими деятельность в сферах услуг в транспортных терминалах, портах и аэропортах и услуг по использованию инфраструктуры внутренних водных путей»;
постановлением Правительства Российской Федерации от 27.11.2010 № 939 «О стандартах раскрытия информации субъектами естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок»;
постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике»;
постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии»;
постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения»;
постановлением Правительства Российской Федерации от 17.01.2013 № 6 «О стандартах раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения»;
постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения»;
постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543 «О государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), а также изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»;
постановлением Правительства Российской Федерации от 05.07.2013 № 570 «О стандартах раскрытия информации теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями и органами регулирования»;
постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 № 1314 «Об утверждении Правил подключения (технологического присоединения), а также об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»;
постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2015 № 434 «О региональном государственном контроле за применением цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов»;
постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 № 484 «О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами»;
постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2016 № 564 «Об утверждении стандартов раскрытия информации в области обращения с твердыми коммунальными отходами»;
Законом Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 30.09.2008 № 97-оз «О государственном регулировании и контроле (надзоре) за ценами (тарифами) на отдельные товары (услуги) в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре»;
Законом Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 25.06.2012 № 84-оз «О перемещении транспортных средств на специализированную стоянку, их хранении, оплате расходов на перемещение и хранение, возврате транспортных средств»;
постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 16.10.2007 № 250-п «Об установлении предельных размеров торговых надбавок к ценам на некоторые виды продовольственных товаров»;
постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 29.08.2002 № 455-п «О Порядке ценообразования и применения наценок на продукцию предприятий общественного питания при общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования автономного округа»;
постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 24.02.2010 № 67-п «Об установлении предельных размеров оптовых надбавок и предельных размеров розничных надбавок на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов»;
постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 03.02.2012 № 32-п «Об установлении предельных размеров снабженческо-сбытовых и торговых (оптовых и (или) розничных надбавок на нефтепродукты»;
постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 14.04.2012 № 137-п «О Региональной службе по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа – Югры»;
постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 24.08.2012 № 296-п «Об утверждении Положения о комиссии по проведению конкурсного отбора юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, обеспечивающих перемещение и хранение задержанных транспортных средств на специализированных стоянках в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, порядка ведения и формы журнала учета пробега транспортного средства, предназначенного для перемещения задержанного транспортного средства, при перемещении задержанного транспортного средства на специализированную стоянку, порядка ведения и формы журнала учета задержанных транспортных средств на специализированной стоянке, формы акта приема-передачи задержанного транспортного средства, тарифов на перемещение задержанного транспортного средства на специализированную стоянку и его хранение и признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры»;
постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 01.03.2013 № 63-п «О государственном регулировании цен (тарифов) на отдельные товары (услуги) в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре»;
постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 17.01.2014 № 12-п «О Порядке осуществления регионального государственного контроля (надзора) за соблюдением требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре»;
постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 17.01.2014 № 14-п «О Порядке организации и осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области регулируемых государством цен (тарифов) на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры»;
постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 25.08.2017 № 323-п «Об установлении предельных размеров оптовых надбавок к фактическим отпускным ценам на медицинские изделия, включенные в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи».
Обязательные требования к осуществлению деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, соблюдение которых подлежит проверке в процессе осуществления государственного контроля (надзора), установлены нормативными правовыми актами Российской Федерации и автономного округа, приказами РСТ Югры.
В целях реализации Закона № 294-ФЗ и улучшения правоприменительной практики исполнения государственной функции были приняты Административные регламенты исполнения РСТ Югры государственных функций по осуществлению регионального государственного контроля (надзора):
Административный регламент исполнения Региональной службой по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа – Югры государственной функции по осуществлению регионального государственного контроля за соблюдением организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, требований о принятии программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и требований к этим программам, устанавливаемых Региональной службой по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, утвержден приказом РСТ Югры 22.12.2011 № 114-нп;
Административный регламент исполнения государственной функции по осуществлению регионального государственного контроля (надзора) в области регулируемых государством цен (тарифов) на товары (услуги) на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, утвержден приказом РСТ Югры 28.11.2014 № 146-нп.
В Реестр хозяйствующих субъектов, в отношении которых РСТ Югры осуществляет государственное регулирование цен (тарифов) на товары (услуги) на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее – Реестр хозяйствующих субъектов) внесено 792 субъекта ценообразования, в том числе:
в сфере электроэнергетики – 2;
в сфере газоснабжения – 22;
в сфере теплоэнергетики – 108;
в транспортной сфере – 130;
в сфере водоснабжения, водоотведения, в области обращения с твердыми коммунальными отходами – 139;
в социальной сфере – 391.
В 2017 году РСТ Югры проведена 21 проверка (17 плановых и 4 внеплановых), что в 2,5 раза меньше аналогичного показателя 2016 года (53 проверки). При этом выявлено 12 правонарушений, что также в 2,5 раза меньше аналогичного показателя за 2016 год (30 нарушений).
Ежегодным Планом проверок на 2017 год предусмотрено проведение 17 проверок (в 2016 году – 21), выполнение Плана проверок в 2017 году составило 100 %. Снижение количества плановых проверок обусловлено тем, что с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года не проводятся плановые проверки в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных к субъектам малого предпринимательства, за исключением юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 26.1 Закона № 294-ФЗ).
По результатам выявленных нарушений РСТ Югры составлены протоколы об административных правонарушениях, выданы предписания по устранению нарушений порядка ценообразования.
За 2017 год РСТ Югры возбуждались дела об административных правонарушениях по следующим правонарушениям:
Административное правонарушение /статья Кодекса об административных правонарушениях РФ (далее – КоАП РФ) |
Количество возбужденных дел |
завышение установленных наценок (надбавок) к ценам (часть 1 статьи 14.6 КоАП РФ): |
|
на продукцию собственного производства, реализуемую предприятиями общественного питания при общеобразовательных организациях |
1 |
на некоторые виды продовольственных товаров |
1 |
на нефтепродукты |
3 |
завышение регулируемых государством цен (тарифов) (часть 1 статьи 14.6 КоАП РФ): |
|
на услуги холодного водоснабжения |
2 |
на субсидируемые перевозки пассажиров и багажа речным транспортом |
2 |
оказание услуг по неустановленным тарифам (часть 2 статьи 14.6 КоАП РФ): |
|
в области газоснабжения (технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям) |
1 |
в сфере теплоснабжения |
1 |
невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный контроль (надзор) в области регулируемых государством цен (тарифов) (часть 5 статьи 19.5 КоАП РФ) |
|
организация, осуществляющая реализацию продукции собственного производства при общеобразовательных организациях |
1 |
Дела об административных правонарушениях рассмотрены, вынесены постановления о назначении административных наказаний.
В 2017 году наложено 2 709,17 тыс. руб. штрафов, взыскано в счет бюджета автономного округа – 2 040,17 тыс. рублей.
Сведения о случаях причинения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых осуществляются контрольно-надзорные мероприятия, вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также о случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера отсутствуют.
Также в рамках осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области регулируемых государством цен (тарифов) РСТ Югры проводятся контрольные мероприятия посредством систематического наблюдения за исполнением обязательных требований, анализа и прогнозирования состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями (далее – систематическое наблюдение).
По итогам систематического наблюдения за 2017 год РСТ Югры возбуждено 44 дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ в части нарушения установленных стандартов раскрытия информации о регулируемой деятельности субъектов естественных монополий и (или) организаций коммунального комплекса и форм ее предоставления и (или) заполнения, включая сроки и периодичность предоставления информации субъектами естественных монополий и (или) организациями коммунального комплекса, за исключением случаев, предусмотренных статьей 9.15 КоАП РФ:
в сфере водоснабжения и водоотведения – 23 дела;
в теплоэнергетике – 21 дело.
Общая сумма штрафов, наложенная РСТ Югры по результатам проведения систематического наблюдения составила 605,00 тыс. рублей. Взыскано в счет бюджета автономного округа 420,00 тыс. рублей.
Таким образом, наибольшую долю допущенных подконтрольными субъектами (78,6%) правонарушений занимают нарушения, ответственность за которые предусмотрена частью 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ, что обусловлено неисполнением требований стандартов раскрытия информации в регулируемых сферах деятельности.
В 2017 году в соответствии с Планом-графиком проведения публичных обсуждений правоприменительной практики и мероприятий по совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 4 квартал 2017 года, утвержденным распоряжением Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 25.10.2017 № 259-рг, РСТ Югры проведены публичные обсуждения правоприменительной практики. На указанном мероприятии присутствовали представители Управления Федеральной антимонопольной службы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Уполномоченный по защите прав предпринимателей Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, председатель Общественного совета при РСТ Югры, представители органов исполнительной власти Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, органов местного самоуправления, юридических лиц, осуществляющих регулируемые виды деятельности на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
В целях предупреждения и предотвращения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями нарушений законодательства в области регулируемых государством цен (тарифов) на товары (услуги) на официальном сайте РСТ Югры (www.rst.admhmao.ru):
на баннере «База тарифных решений РСТ Югры» и в разделе «Документы»/ «Приказы службы» размещена информация об установленных РСТ Югры ценах, тарифах, надбавках;
для граждан размещен информационный инструмент, позволяющий обеспечить онлайн – проверку соответствия роста размера платы за коммунальные услуги установленным ограничениям (также указанный инструмент размещен на едином официальном сайте государственных органов власти Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (www.admhmao.ru).
Также обеспечено информирование населения об уполномоченном органе исполнительной власти автономного округа, осуществляющем государственный региональный контроль (надзор) в области регулируемых государством цен (тарифов) на товары (услуги) путем организации постоянно действующей «Горячей линии».
В целях исполнения Программы профилактики нарушений обязательных требований в области регулируемых РСТ Югры цен (тарифов), утвержденной приказом РСТ Югры от 06.04.2017 № 37:
на официальном сайте РСТ Югры (www.rst.admhmao.ru) в разделе «Контрольно-надзорная деятельность» размещен перечень нормативных правовых актов и их отдельных частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора);
по мере необходимости проводилось информирование юридических лиц о вступлении в законную силу новых нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, внесенных изменениях в действующие акты, сроках и порядке вступления их в действие;
проведена профилактическая работа с подконтрольными субъектами по разъяснению обязательных требований законодательства в области регулируемых государством цен (тарифов) в формате информационных писем на адреса подконтрольных субъектов, консультаций по телефону и др. (в сфере теплоэнергетики - 128 консультаций; в сфере электроэнергетики и газоснабжения - 90 консультаций; в транспортной сфере - 93 консультаций; в сфере водоснабжения, водоотведения, в области обращения с твердыми бытовыми отходами - 1000 консультаций; в социальной сфере - 100 консультаций).
Несмотря на то, что проведенные РСТ Югры в 2017 году профилактические мероприятия привели к значительному росту процента раскрываемости информации, в ходе осуществления систематического наблюдения в 2018 году фиксируются случаи нарушений требований подконтрольными субъектами стандартов раскрытия информации в регулируемых сферах деятельности.
В данной связи очевидна необходимость комплексной профилактической работы в подконтрольных сферах, в ходе которой будут устраняться ключевые проблемы по соблюдению обязательных требований, что позволит снизить количество нарушений в области осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области регулируемых государством цен (тарифов) на товары (услуги), в том числе, по соблюдению требований стандартов раскрытия информации, обусловленных недостаточным пониманием обязательных требований.
II. Цели и задачи проведения профилактической работы
Срок реализации программы: 2018-2020 гг.
Профилактика рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям в области регулируемых государством цен (тарифов) на товары (услуги) – это системно организованная деятельность РСТ Югры по комплексной реализации мер организационного, информационного, правового и иного характера, направленных на достижение следующих основных целей:
повышение прозрачности системы контрольно-надзорной деятельности при проведении мероприятий по региональному государственному контролю (надзору) в области регулируемых государством цен (тарифов) на товары (услуги);
предупреждение нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований законодательства в области регулируемых государством цен (тарифов) на товары (услуги);
предотвращение рисков причинения вреда и снижение уровня ущерба охраняемым законом ценностям вследствие нарушений обязательных требований законодательства в области регулируемых государством цен (тарифов) на товары (услуги);
создание инфраструктуры профилактики рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям;
устранение существующих и потенциальных условий, причин и факторов, способствующих возможному нарушению обязательных требований законодательства в области регулируемых государством цен (тарифов) на товары (услуги);
снижение административной нагрузки на подконтрольные субъекты;
формирование модели социально ответственного, добросовестного, правового поведения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Проведение профилактических мероприятий позволит решить следующие задачи:
выявление причин, факторов и условий, способствующих причинению вреда охраняемым законом ценностям и нарушению обязательных требований законодательства в области регулируемых государством цен (тарифов) на товары (услуги);
устранение причин, факторов и условий, способствующих возможному причинению вреда охраняемым законом ценностям и нарушению обязательных требований законодательства в области регулируемых государством цен (тарифов) на товары (услуги);
установление и оценка зависимости видов, форм и интенсивности профилактических мероприятий от особенностей конкретных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
повышение квалификации кадрового состава РСТ Югры;
создание системы консультирования подконтрольных субъектов, в том числе с использованием современных информационно-телекоммуникационных технологий;
формирование одинакового понимания обязательных требований законодательства в области регулируемых государством цен (тарифов) на товары (услуги);
повышение уровня правовой грамотности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в том числе путем обеспечения доступности информации об обязательных требований законодательства в области регулируемых государством цен (тарифов) на товары (услуги).
Первый этап реализации Программы (2018 год)
определение должностного лица, ответственного за организацию и координацию мероприятий, направленных на профилактику нарушений обязательных требований при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в области регулируемых государством цен (тарифов);
определение должностных лиц, ответственных за осуществление профилактической деятельности;
доработка официального сайта РСТ Югры в соответствии со Стандартом комплексной профилактики, создание интерактивных сервисов, обеспечивающих взаимодействие с подконтрольными субъектами, в том числе размещение электронной формы для обратной связи с подконтрольными субъектами;
актуализация перечня нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), а также текстов соответствующих нормативных правовых актов или их отдельных частей;
информирование юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по вопросам соблюдения обязательных требований, в том числе посредством разработки и размещения на официальном сайте РСТ Югры руководства по соблюдению обязательных требований законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги). В случае изменения обязательных требований подготавливаются и распространяются комментарии о содержании новых нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, внесенных изменениях в действующие акты, сроках и порядке вступления их в действие;
информирование юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по вопросам соблюдения обязательных требований, установленных стандартами раскрытия информации, утвержденными Правительством Российской Федерации, в том числе посредством направления уведомлений о составе, порядке, сроках и периодичности предоставления информации через региональный сегмент данных «Единая информационная аналитическая система» и размещения информационных писем на официальном сайте РСТ Югры;
размещение на официальном сайте РСТ Югры Плана плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2019 год;
размещение на официальном сайте РСТ Югры информации о результатах проведенных проверок;
внесение информации о проводимых проверках и их результатах в АИС «Единый реестр проверок»;
проведение публичных обсуждений правоприменительной практики РСТ Югры;
обобщение и анализ практики осуществления государственного контроля (надзора), в том числе с указанием наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований в области государственного регулирования и контроля цен (тарифов) с рекомендациями в отношении мер, которые должны приниматься юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в целях недопущения таких нарушений;
структурирование и размещение на официальном сайте РСТ Югры сведений, касающихся осуществляемых РСТ Югры мер по профилактике рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям (нарушений обязательных требований), создание интерактивных сервисов, обеспечивающих взаимодействие с подконтрольными субъектами, в том числе размещение электронной формы для обратной связи с подконтрольными субъектами;
обеспечение взаимодействия с подконтрольными субъектами, выявление и учет мнений подконтрольных субъектов по проблемам соблюдения обязательных требований, по качеству полезности профилактической деятельности РСТ Югры и в отношении иных аспектов контрольно-надзорной деятельности посредством телефонной, факсимильной, почтовой связи, электронной почты, электронной формы обратной связи на сайте РСТ Югры;
учет подконтрольных субъектов (объектов) и результатов проверок при осуществлении регионального государственного контроля (надзора);
внесение юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований в области государственного регулирования и контроля цен (тарифов) при наличии сведений о признаках нарушений обязательных требований.
Второй этап реализации Программы (2019-2020 гг.)
совершенствование механизмов аналитического обеспечения профилактической деятельности с целью качественного улучшения, расширения и диверсификации подходов к осуществлению профилактической деятельности;
использование всех инструментов профилактики, предусмотренных Стандартом комплексной профилактики;
проведение оценки влияния профилактических мероприятий на результативность и эффективность осуществления контрольно-надзорной деятельности.
III. Перечень программных мероприятий, связанных с созданием инфраструктуры и проведением профилактической работы, и график их реализации
Программные мероприятия предусматривают комплекс мер по предотвращению негативных последствий, которые могут возникнуть при их реализации.
Организация и проведение профилактических мероприятий РСТ Югры, направленных на предупреждение рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям в области регулируемых государством цен (тарифов) на товары (услуги), осуществляется ответственными исполнителями на основании соответствующего плана-графика, ежегодно разрабатываемого и утверждаемого руководителем РСТ Югры.
IV. Ресурсное обеспечение Программы
Реализация Программы осуществляется в рамках текущего финансирования деятельности РСТ Югры.
V. Механизм реализации Программы
Цели и задачи настоящей Программы могут быть достигнуты только при условии создания действенных механизмов ее реализации.
Организация и координация работы по проведению мероприятий, направленных на профилактику нарушений обязательных требований при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в области регулируемых государством цен (тарифов) осуществляется начальником отдела регулирования и контроля цен и тарифов в социальной сфере Щур Е.Н.
Ответственные лица за осуществление мероприятий, направленных на профилактику нарушений обязательных требований при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в области регулируемых государством цен (тарифов) определяются приказом РСТ Югры.
Приказом РСТ Югры от 20.06.2018 № 52-о ответственными лицами (далее – ответственные лица) за осуществление мероприятий, направленных на профилактику нарушений обязательных требований при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в области регулируемых государством цен (тарифов) назначены:
Быкова Н.Н. – консультант отдела контроля тарифов в коммунальном комплексе;
Втюрина О.Б. – начальник отдела регулирования и контроля тарифов в электроэнергетике и газовой сфере;
Деревянкина С.В. – начальник отдела регулирования и контроля тарифов на транспортные услуги;
Замятин С.Н. – начальник отдела регулирования тарифов в теплоэнергетике;
Ковалев А.Л. – начальник отдела юридической и кадровой работы;
Отто Ю.Л. – начальник отдела анализа и контроля тарифов в теплоэнергетике;
Семенихина Л.Г. – заместитель начальника Управления регулирования и контроля тарифов в коммунальном комплексе – начальник отдела регулирования тарифов в коммунальном комплексе;
Щур Е.Н. – начальник отдела регулирования и контроля цен и тарифов в социальной сфере.
Ответственные лица ежеквартально, но не позднее 10 рабочих дней месяца, следующего за отчетным кварталом, представляют в отдел регулирования и контроля цен и тарифов в социальной сфере РСТ Югры информацию по реализации мероприятий Программы, предложения по формированию (уточнению) перечня программных мероприятий на очередной финансовый год, разработке перечня целевых индикаторов и показателей для мониторинга реализации программных мероприятий, проведению мониторинга реализации Программы. Отдел регулирования и контроля цен и тарифов в социальной сфере РСТ Югры сводит информацию и представляет сводный отчет руководителю РСТ Югры.
В срок до 1 марта года, следующего за отчетным, отдел регулирования и контроля цен и тарифов в социальной сфере РСТ Югры готовит доклад об итогах профилактической работы за год.
VI. Оценка эффективности программы
Для достижения целей и результатов профилактической работы, в том числе в целях реализации и своевременного корректирования Программы, в РСТ Югры вводится система мониторинга и оценка эффективности профилактической деятельности на основе целевых показателей качества и результативности Программы.
В процессе мониторинга реализации Программы осуществляется общее наблюдение за ходом исполнения Программы, а также за состоянием правовых и организационных условий осуществления профилактической деятельности.
Мониторинг реализации Программы осуществляется на регулярной основе. Ежеквартально осуществляется сбор и накопление информации о ходе реализации программы мероприятий, анализ ситуации с соблюдением обязательных требований и возникающих у подконтрольных субъектов в связи с этим проблем, выработка актуальных предложений о необходимости управленческих мер по обеспечению выполнения Программы.
Оценка эффективности профилактической деятельности осуществляется ежегодно в срок до 1 февраля года, следующего за отчетным по следующим показателям:
количество проведенных профилактических мероприятий;
количество субъектов, в отношении которых проведены профилактические мероприятия;
доля субъектов, в отношении которых проведены профилактические мероприятия;
показатели, характеризующие количественные параметры ознакомления подконтрольных субъектов с профилактическими материалами.
Реализация настоящей Программы будет способствовать достижению следующих конечных результатов:
снижение рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям;
увеличение доли законопослушных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
развитие системы профилактических мероприятий РСТ Югры;
внедрение различных способов профилактики;
разработка и внедрение технологий профилактической работы внутри РСТ Югры;
разработка образцов эффективного, законопослушного поведения подконтрольных субъектов;
обеспечение квалифицированной профилактической работы должностных лиц РСТ Югры;
повышение прозрачности деятельности РСТ Югры;
уменьшение административной нагрузки на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
повышение уровня правовой грамотности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
обеспечение единообразия понимания предмета контроля юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями;
мотивация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к добросовестному поведению.
План-график профилактических мероприятий, направленных на предупреждение рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям в области регулируемых государством цен (тарифов) на товары (услуги), на 2018 год
№ п/п |
Мероприятие |
Срок реализации |
Ответственные исполнители |
Ожидаемые результаты проведенного мероприятия |
1 |
Актуализация и размещение на официальном сайте РСТ Югры в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» перечня нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), а также текстов соответствующих нормативных правовых актов или их отдельных частей |
Не реже 1 раза в квартал, по мере внесения изменений в нормативные правовые акты
|
Быкова Н.Н.; Втюрина О.Б; Деревянкина С.В; Замятин С.Н.; Ковалев А.Л.; Отто Ю.Л.; Семенихина Л.Г.; Щур Е.Н.
|
Стимулирование добровольного соблюдения обязательных требований. Повышение информированности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей о соблюдении обязательных требований, установленных нормативными правовыми актами, а также рисков их несоблюдения |
2 |
Информирование юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по вопросам соблюдения обязательных требований, в том числе посредством разработки и размещения на официальном сайте РСТ Югры руководства по соблюдению обязательных требований законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги). В случае изменения обязательных требований подготавливаются и распространяются комментарии о содержании новых нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, внесенных изменениях в действующие акты, сроках и порядке вступления их в действие |
Ежеквартально (по мере принятия, внесения изменений)
|
Быкова Н.Н.; Втюрина О.Б; Деревянкина С.В; Замятин С.Н.; Отто Ю.Л.; Семенихина Л.Г.; Щур Е.Н.
|
Стимулирование добровольного соблюдения обязательных требований. Повышение информированности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей о соблюдении обязательных требований, установленных нормативными правовыми актами, а также рисков их несоблюдения |
3 |
Информирование юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по вопросам соблюдения обязательных требований, установленных стандартами раскрытия информации, утвержденными Правительством Российской Федерации, в том числе посредством направления уведомлений о составе, порядке, сроках и периодичности предоставления информации через региональный сегмент данных «Единая информационная аналитическая система» и размещения информационных писем на официальном сайте РСТ Югры |
Ежеквартально (до начала установленного срока раскрытия информации)
|
Быкова Н.Н.; Втюрина О.Б; Деревянкина С.В; Замятин С.Н.; Ковалев А.Л.; Отто Ю.Л.; Семенихина Л.Г.
|
Стимулирование добровольного соблюдения обязательных требований. Повышение информированности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей о соблюдении обязательных требований, установленных нормативными правовыми актами, а также рисков их несоблюдения |
4 |
Размещение на официальном сайте РСТ Югры Плана плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2019 год
|
В день утверждения Плана проверок
|
Овод А.А. |
Повышение информированности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей |
5 |
Размещение на официальном сайте РСТ Югры информации о результатах проведенных проверок |
В течение 7 рабочих дней после подписания акта проверки |
Ответственные должностные лица согласно приказу РСТ Югры от 20.08.2012 № 68-о |
Обеспечение учета проводимых при осуществлении государственного контроля (надзора) проверок, а также их результатов |
6 |
Внесение информации о проводимых проверках и их результатах в АИС «Единый реестр проверок» |
В сроки, предусмотренные приказом РСТ Югры от 17.05.2016 № 40-о |
Ответственные лица, назначенные приказом РСТ Югры от 17.05.2016 № 40-о |
Обеспечение учета проводимых при осуществлении государственного контроля (надзора) проверок, а также их результатов |
7 |
Проведение публичных обсуждений правоприменительной практики РСТ Югры
|
Ежеквартально (21.03.2018, 21.05.2018, 10.09.2018, 10.12.2018) |
Щур Е.Н.; Дембицкая А.Г.; Айнуллина О.В.
|
Повышение информированности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей о соблюдении обязательных требований, установленных нормативными правовыми актами, а также рисков их несоблюдения. Снижение количества нарушений обязательных требований юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями |
8 |
Обобщение и анализ практики осуществления государственного контроля (надзора), в том числе с указанием наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований в области государственного регулирования и контроля цен (тарифов) с рекомендациями в отношении мер, которые должны приниматься юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в целях недопущения таких нарушений |
25.03.2018
|
Ответственные должностные лица согласно приказу РСТ Югры от 01.02.2018 № 9-о
|
Повышение результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности РСТ Югры. Снижение количества нарушений обязательных требований юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями |
9 |
Структурирование и размещение на сайте РСТ Югры сведений, касающихся осуществляемых РСТ Югры мер по профилактике рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям (нарушений обязательных требований), создание интерактивных сервисов, обеспечивающих взаимодействие с подконтрольными субъектами, в том числе размещение электронной формы для обратной связи с подконтрольными субъектами |
3 квартал 2018 года |
Быкова Н.Н.; Втюрина О.Б; Деревянкина С.В; Замятин С.Н.; Отто Ю.Л.; Семенихина Л.Г.; Щур Е.Н.; Петришина О.А. |
Повышение информированности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
|
10 |
Обеспечение взаимодействия и учета мнения подконтрольных субъектов по проблемам соблюдения обязательных требований, по качеству полезности профилактической деятельности РСТ Югры и в отношении иных аспектов контрольно-надзорной деятельности посредством телефонной, факсимильной, почтовой связи, электронной почты, электронной формы обратной связи на сайте РСТ Югры |
Постоянно |
Быкова Н.Н.; Втюрина О.Б; Деревянкина С.В; Замятин С.Н.; Отто Ю.Л.; Семенихина Л.Г.; Щур Е.Н. |
Вовлечение подконтрольных субъектов в регулярное взаимодействие с РСТ Югры по проблемам соблюдения обязательных требований, по качеству полезности профилактической деятельности РСТ Югры и в отношении иных аспектов контрольно-надзорной деятельности |
11 |
Учет подконтрольных субъектов (объектов) и результатов проверок при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) |
В сроки, предусмотренные приказом РСТ Югры от 30.09.2017 № 104 |
Ответственные должностные лица согласно приказу РСТ Югры от 30.09.2017 № 104
|
Обеспечение учета проводимых при осуществлении государственного контроля (надзора) проверок, а также их результатов |
12 |
Внесение юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований в области государственного регулирования и контроля цен (тарифов) в соответствии с частями 5 - 7 статьи 8.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» |
При наличии сведений о признаках нарушений обязательных требований
|
Должностные лица, осуществляющие контрольно-надзорную деятельность
|
Пресечение (прекращение) и предупреждение нарушения обязательных требований |