Размер:
Цвет:

Часто задаваемые вопросы

1. Почему растут тарифы?

В условиях рыночных отношений, когда цены на сырье и материалы меняются непрерывно в течение года, изменение тарифов на коммунальные услуги является неизбежным. Государство может обеспечить только планомерность такого изменения тарифов (цен) и гарантировать их экономическую обоснованность. Помимо естественных инфляционных процессов рост тарифов также обусловлен текущим состоянием основных фондов, выполнением не только мероприятий по обслуживанию и текущему ремонту основных средств, но и необходимостью выполнения капитальных ремонтов и их реконструкции.

Газ. Энергетической стратегией России на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства от 28.08.2003 № 1234-р, предусмотрено выравнивание цен на природный газ, действующих на территории Российской Федерации и за ее пределами, в целях недопущения дефицита газа в результате отсутствия инвестиций в его производство и опережающего роста спроса. Учитывая невозможность одномоментного повышения цены на газ на внутреннем рынке, а также в целях предоставления потребителям газа адаптационного периода для приспособления к меняющимся условиям функционирования рынка газа, решением Правительства РФ от 30.11.2006 № 42 определен поэтапный рост оптовой цены на газ. Выравнивание цен позволит стимулировать развитие отрасли по разработке новых месторождений, реализовывать мероприятия по газификации территорий.

Электроэнергия. Рост стоимости электроэнергии для населения обусловлен в первую очередь необходимостью ликвидации перекрестного субсидирования. Это такая экономическая ситуация, при которой рядовой потребитель платит меньше реальной стоимости, а промышленные предприятия "доплачивают" за население. С одной стороны такая ситуация позволяет устанавливать тариф для населения ниже экономически обоснованного. Но, с другой стороны, это ведет к росту стоимости продукции промышленных предприятий, усиливает инфляционные процессы, не позволяет предприятиям конкурировать на внешнем рынке. 

Согласно принятому властями ХМАО - Югры решению, в 2017 году пройдет только одна плановая индексация коммунальных тарифов — с 1 июля 2017 года. В среднем по региону тарифы по отношению к первому полугодию увеличатся на 4%.

Больше всего коммуналка вырастет в Мегионе — на 4,1%. А минимальный рост заложен в нескольких поселках Ханты-Мансийского района — платежи увеличатся примерно на 2,8%. 


2. Как можно платить меньше за жилищно-коммунальные услуги?

Существует несколько способов, с помощью которых на вполне законных основаниях можно платить за ЖКУ меньше. Первый – льготы. Для некоторых категорий граждан предусмотрено уменьшение расходов по оплате за «коммуналку». Второй способ – субсидии, которыми могут воспользоваться семьи, если платежи за коммунальные услуги занимают существенную часть их доходов. Семьи, у которых расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг превышают 22% от совокупного дохода, вправе рассчитывать на субсидию. Ее можно получить, обратившись в органы социальной защиты населения. Более 30 тыс. семей Югры уже пользуются такой мерой государственной поддержки. Третий – перерасчет. Если услуги, предоставляемые коммунальщиками, не удовлетворяют вас своим качеством или подаются со значительными перерывами, то можно требовать перерасчета. Перерасчет положен также тем, кто временно отсутствует у себя в квартире. И, наконец, мероприятия по энергосбережению, которые также помогут сэкономить на оплате жилищно-коммунальных услуг. Так что знания законов и тарифной политики помогут гражданам не переплачивать лишнего.

Рост тарифов - процесс неизбежный, с которым приходится мириться. Снизить коммунальное бремя можно, живя по счетчикам и становясь рачительными хозяевами своего дома.

Вы думаете, что платите за коммуналку лишнее или предприятие ЖКХ работает недобросовестно? По этим и многим другим вопросам обращайтесь в консультационно-правовой центр по вопросам защиты и обеспечения прав граждан при предоставлении жилищно-коммунальных услуг. Специалистами центра организован личный прием граждан и открыта «горячая линия» по телефону 8-800-10-10-086. Обращения можно адресовать и по электронной почте vopros-jkh@adminugra.ru">vopros-jkh@adminugra.ru, через официальный сайт государственных органов автономного округа, управленческий портал www.adminugra. ru, «Твой портал для жизни - ЖКХ и энергоэффективность» 86gkh.ru.

Прямое бюджетное финансирование является одним из инструментов сдерживания роста тарифов. В данной ситуации бюджетные средства расходуются на реализацию целевых мероприятий, в том числе по реконструкции и модернизации объектов ЖКХ, что позволяет не перекладывать затраты по их реализации на плечи потребителей услуг. Необходимо подчеркнуть, что за счет бюджетных средств, в первую очередь, финансируются те мероприятия, реализация которых в обозримом будущем позволит сократить производственные издержки, а, следовательно, снизить себестоимость услуг (товаров). Однако данный способ снижения тарифной нагрузки не позволяет охватить все категории граждан, и сами мероприятия зачастую носят социальный характер. Проще говоря, эти мероприятия обеспечивают не столько снижение себестоимости производимой продукции, сколько повышение качества предоставляемых услуг и обеспечение надёжности их предоставления (необходимый объем и периодичность их предоставления).

Специалистами Региональной службы по тарифам Югры подготовлен и размещен на официальном портале органов государственной власти автономного округа на странице РСТ сервис быстрого поиска информации об установленных тарифах (адрес сайта http://www.rst.admhmao.ru/).

Если возникли сомнения по вопросам правильности применения тарифов, вы тоже можете обратиться в РСТ Югры. Телефон для справок (консультаций) (3467) 32-85-11, факс 32-85-10, адрес электронной почты службы: rst@admhmao.ru.

Порядок начисления платы за коммунальные услуги разъяснят в Службе жилищного контроля и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Телефон для справок (консультаций) (3467) 32-80-03, адрес электронной почты службы: jsn@admhmao.ru.


3. Что делать и куда обращаться, если нарушаются права граждан?

Предоставление коммунальных услуг надлежащего качества является обязанностью исполнителя услуг перед всеми потребителями. В этой связи Правительством Российской Федерации было принято постановление от 23.05.2006 г. № 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам". Таким образом, Правительство РФ установило для всех исполнителей услуг одинаковые обязательства перед потребителями, и право устанавливать критерии качества предоставления коммунальных услуг остается только за Правительством РФ. Это значит, что не только органы местного самоуправления не могут устанавливать иных параметров качества предоставления услуг, но и заключаемые договоры с гражданами по предоставлению коммунальных услуг должны полностью соответствовать требованиям данного постановления.

В соответствии с п.68 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам (постановление Правительства РФ от 23.05.2006 г. №3 07), в случае, если потребитель и исполнитель не пришли к единому решению относительно качества предоставления коммунальных услуг, к рассмотрению спорных вопросов может быть привлечен представитель государственной жилищной инспекции, общественного объединения потребителей.

Структура взаимоотношений, определенная Жилищным кодексом РФ, сложным образом переплетена с законодательством, регулирующим основы ценообразования и формирования тарифов, а также законодательством в сфере социальной защиты населения.

Для решения возникшего вопроса по существу необходимо четко определить, в чем он заключается – предоставление ли это услуг ненадлежащего качества, завышение ли установленного тарифа, отказ ли в предоставлении субсидий, превышение ли предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги. После этого необходимо обратиться в орган, к компетенции которого относится рассмотрение таких вопросов. В случае если заявитель не удовлетворен результатом рассмотрения вопроса, обращение может быть направлено в вышестоящую инстанцию.

Федеральным законом от 6.10.2003 г. № 131-ФЗ за органами местного самоуправления закреплен огромный сектор решаемых вопросов, в том числе организация в границах муниципального образования электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом. Информацию о подведомственности вопросов можно уточнить в органе местного самоуправления.

В случае, если на поставленные вопросы граждане не получили ответа, либо получили ответ, не удовлетворивший заявителя, а также в случае, если рассмотрение данных вопросов относится к компетенции органов государственной власти (информацию о полномочиях можно уточнить по телефону), заявление может быть направлено по следующим адресам:

Региональная служба по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа - Югры – 628007, ХМАО, г. Ханты-Мансийск, ул. Мира, 104: тел. (3467) 32-85-11, а также: 

  • 32-86-25, 32-86-21 – вопросы формирования тарифов на услуги водоснабжения, водоотведения, утилизации ТБО, соблюдения предельных индексов изменения размеров платы граждан за жилищные и коммунальные услуги;

  • 32-68-00, 32-67-72, 32-67-92 - вопросы формирования тарифов на тепловую энергию;

  • 32-86-20, 32-68-07 - вопросы формирования тарифов на электрическую энергию.

Департамент социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры – 628011, ХМАО, г. Ханты-Мансийск, ул. Мира, 14а; тел. (8-3467) 32-94-03, 35-01-67- вопросы социальной защиты граждан, в том числе предоставления льгот и субсидий.

Служба жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры –628007; ХМАО, г.Ханты-Мансийск, ул.Мира, 104; тел. (8-3467) – 32-80-03, 32-80-14 - вопросы предоставления коммунальных услуг установленного качества и количества.

Департамент жилищно-коммунального комплекса и энергетики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры - 628007, ХМАО, г. Ханты-Мансийск, ул. Мира, 104; тел. (8-3467) 33-30-16 - вопросы по нормативам потребления коммунальных услуг, деятельности управляющих компаний.

Управление федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре - 628012, ХМАО, г.Ханты-Мансийск, ул.Рознина, 72; тел. (8-3467) 32-81-08- вопросы защиты прав потребителей.

В любом случае, в соответствии с Федеральным законом от 2.05.2006 г. № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" заявление должно быть рассмотрено в течение 30 дней, и в исключительных случаях срок рассмотрения может быть продлен еще на 30 дней.

Необходимо отметить, что часть вопросов может быть разрешена только в судебном порядке.

4. Правомочно ли энергетики взимают плату за замену электросчетчиков?

Согласно статье 543 ГК РФ, обязанность обеспечивать надлежащее техническое состояние электрических сетей, подводящих для граждан энергию, используемую для бытового потребления, и приборов учета, установленных вне квартиры, возлагается на энергоснабжающую организацию, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

Что касается внутриквартирной электрической проводки и приборов учета, находящихся внутри квартиры, то обязанность обеспечивать их надлежащее техническое состояние и безопасность лежит на собственнике.

Исходя из положений статьи 210 ГК РФ, собственник несет бремя финансовых расходов по поддержанию принадлежащего ему имущества в надлежащем состоянии.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 31.06.2006 г. № 530, владелец объекта, на котором установлен данный прибор учета, обеспечивает его сохранность, целостность и обслуживание. В случае установки прибора учета в жилом помещении его сохранность, целостность и обслуживание обеспечивает собственник (наниматель) жилого помещения, если иное не установлено соответствующим договором.

Сетевая организация (в случае заключения с потребителем договора оказания услуг по передаче электрической энергии) на основании соответствующих договоров с гражданами-потребителями обеспечивает за их счет установку, замену в случае истечения срока эксплуатации, а также обслуживание (поверку, калибровку, замену) приборов учета, находящихся в собственности граждан-потребителей, если гражданин-потребитель не заключит договор на установку и (или) обслуживание его приборов учета с иным лицом.

5. Какие услуги мы оплачиваем за каждого человека, а какие за квадратный метр?

Платежи за жилищные услуги не зависят от количества зарегистрированных человек. Жилищный кодекс Российской Федерации устанавливает, что собственники квартир обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества многоквартирного дома согласно своей доле в праве общей собственности. Доля в праве общей собственности пропорциональна размеру общей площади квартиры (ст.39, ст.42 ЖК РФ), таким образом, размер платы за содержание жилья устанавливается на квадратный метр.

Оплата за тепловую энергию производится по показаниям приборов учёта тепловой энергии (если такие установлены) или по нормативам потребления тепловой энергии, исходя из занимаемой общей площади жилого помещения.

Платежи за другие коммунальные услуги (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, газоснабжение) осуществляется по показаниям приборов учета. При их отсутствии, платеж рассчитывается исходя из нормативов потребления каждого вида услуг на человека, установленных органами местного самоуправления.

В соответствии с федеральным законодательством Российской Федерации в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО) происходит переход на новую систему оплаты услуг по обращению с ТКО, в связи с чем взимание платы за услуги по обращению с ТКО переходит из состава жилищных услуг (которые взимаются с 1 кв. метра площади жилья) в состав коммунальных услуг (которые взимаются с 1 человека).

Единые тарифы на услугу регионального оператора по обращению с ТКО установлены РСТ Югры на 2019 год по одиннадцати муниципальным образованиям (приказ РСТ Югры от 19.12.2018 № 132-нп (в ред. от 26.03.2019 с учетом пересмотра тарифов) «Об установлении предельного единого тарифа на услугу регионального оператора в области обращения с твердыми коммунальными отходами для Акционерного общества «Югра-Экология»).

6. Что относится к жилищным услугам для населения?

Плата за жилое помещение для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, которая включает в себя:

1) плату за пользование жилым помещением (плата за наём);

2) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме.

При этом капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счёт собственника жилищного фонда.

Размер платы за пользование жилым помещением (платы за наём), платы за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается органами местного самоуправления.

Плата за жилое помещение для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.

Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, устанавливается органами местного самоуправления.

Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья (ТСЖ) либо жилищный кооператив (ЖК) или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений, с учётом предложений управляющей организации, и устанавливается на срок не менее чем один год.

Размер обязательных платежей для целей содержания и ремонта жилых домов, где созданы ТСЖ, ЖК или иные потребительские кооперативы, устанавливается органами управления указанных организаций в порядке, определяемом их уставом.

Собственники отдельных жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт самостоятельно. Плата таких лиц за жильё сводится исключительно к оплате коммунальных услуг в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

7. Что относится к плате за коммунальные услуги для населения?

Статья 154 Жилищного кодекса Российской Федерации определяет структуру платы за коммунальные услуги, которая включает в себя:

·         плату за холодное и горячее водоснабжение,

·         отведение сточных вод,

·         электроснабжение,

·         газоснабжение (в том числе поставка бытового газа в баллонах),

·         отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твёрдого топлива при наличии печного отопления),

·         обращение с твердыми коммунальными отходами.

8. Входит ли балкон и лоджия в отапливаемую площадь? А так же ванная и туалет?

Согласно ст.15 ЖК РФ общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.

Постановление Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", при определении размера платы за отопление, обязывает учитывать общую площадь жилого помещения.

9. Разъяснения порядка оплаты отопления?

30 июня 2016 года окончательно истек срок действия ПП РФ от 23.05.2006 N307 (далее – Правила 307) – того самого постановления, предусматривающего оплату отопления ежемесячно равными частями в течение года. Теперь порядок расчета платы за отопление определяется исключительно постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N354 (далее – Правила 354). Однако, нормы Правил 307 не исчезли – именно в последний день действия Правил 307 вступило в силу ПП РФ от 29.06.2016 N603, которым порядок расчета платы за отопление, предусмотренный Правилами 307, включен в Правила 354 в качестве одного из вариантов расчета за отопление.

Согласно пункту 42.1 Правил 354 в новой редакции «оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов – в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года».

В соответствии с действующим законодательством определены три варианта оплаты за отопление (Постановление Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 №354) .

1. Вариант. Многоквартирные дома в которых не установлен общедомовой прибор учета тепловой энергии (в связи с поломкой, отсутствием технической возможности либо по истечению срока поверки).

В указанном случае, начисление производится исходя из установленного тарифа Региональной службой по тарифам ХМАО-Югры для ресурсоснабжающих организаций (руб./Гкал) и утвержденного приказом Департаментом жилищно-коммунального комплекса и энергетики ХМАО-Югры норматива потребления тепловой энергии (Гкал/кв.м площади квартиры).

2. Вариант. Многоквартирный дом оборудован коллективным прибором учета тепловой энергии, но при этом не все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными приборами учета.

В этом случае, начисление платы за отопление производится с учетом показаний коллективного прибора учета тепловой энергии за месяц (руб./Гкал) и распределяется пропорционально площади жилого или нежилого помещения (Гкал/кв.м площади квартиры).

Необходимо отметить, что потребители тепла платят за фактически потребленный ресурс дома и за расчетный месяц (то есть, самые высокие платежи будут фиксироваться в зимний период (декабрь, январь, февраль), а в летний период (июнь, июль, август) начисление будет равно нулю).

3. Вариант. Многоквартирный дом оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии и все жилые, нежилые помещения оборудованы индивидуальными приборами учета отопления.

В этом случае, начисление за теплоснабжение производится по общедомовому прибору с учетом показаний индивидуальных счетчиков.

*Необходимо отметить, что в случае если хотя бы один из собственников не подал показания индивидуального прибора учета, то начисление производится по Варианту 2.

*При отсутствии общедомового прибора учета тепловой энергии, индивидуальный счетчик в расчете не участвует, начисление производится по Варианту 1.


10. Чем обусловлено повышение тарифов на услуги ЖКХ?

Ростом тарифов на продукцию естественных монополий (электроэнергию, газ). Рост цен на топливо для производства тепловой энергии сложился выше прогнозного дефлятора Минэкономразвития РФ и Федеральной службы по тарифам России, в том числе очень высокий рост цен на топливо, не подлежащих государственному регулированию (нефть, попутный нефтяной газ).

Ростом расходов на оплату труда производственного персонала. Доведение базовой месячной тарифной ставки рабочего первого разряда до размера, установленного отраслевым тарифным соглашением для организаций ЖКХ.

Также на повышение тарифов повлиял рост затрат организаций на уровне инфляции (удорожание материалов для ремонтов, транспортных услуг, общехозяйственных и иных расходов), доведение платежей за коммунальные услуги до уровня 100% (как на примере с Ханты-Мансийском), ликвидация в тарифах перекрестного субсидирования между группами потребителей.

11. От чего зависят нормативы потребления услуг и их расчёт?

Нормативы потребления коммунальных услуг должны рассчитываться в соответствии с Правилами установки и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утверждёнными Правительством Российской Федерации. Прежде всего, надо сказать, что платежи граждан определяются объёмом потребляемых коммунальных услуг, которые определяются по приборам учёта или нормативам, помноженным на тарифы, устанавливаемые уполномоченными органами регулирования. Нормативы потребления коммунальных услуг при отсутствии приборов учёта утверждаются органами самоуправления муниципальных образований, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъекта РФ. Срок действия утверждённых нормативов должен быть не менее 3 лет. Кроме того, нормативы должны дифференцироваться в зависимости от благоустройства, вида здания, этажности, износа здания и других параметров, указанных в вышеназванных Правилах. Из этого следует, что многие действующие нормативы потребления коммунальных услуг будут пересматриваться.

Тарифы на коммунальные услуги зависят от множества факторов, среди которых время года, местность (регион), колебания цен на топливо, курс национальной валюты и прочее. Установка приборов учёта обязательна в помещениях любого вида и назначения. Это прописано на законодательном уровне, в том числе в пункте 12 статьи 13 ФЗ от 23.11.2009 года № 261-ФЗ. Однако нередки ситуации, когда установить прибор учёта невозможно по техническим причинам (требующие реконструкции инженерные системы, дом в аварийном состоянии и прочее) либо владельцы сознательно уклоняются от установки оборудования. В этом случае стоимость коммунальных услуг определяется по нормативам потребления — средним показателям потребления ресурсов на 1 человека. Причём при расчёте используется специальные формулы и множество переменных — технические характеристики дома, вид и степень износа инженерных систем и прочие. В настоящее время для расчётов нормативов потребления используются положения Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 года № 306, действующих Правил предоставления коммунальных услуг, а также принятых на региональном уровне нормативных актов.

В 2017 году не произошло никаких изменений в отношении действующих норм потребления основных услуг ЖКХ. Как и в предыдущие годы, норма потребления электроэнергии напрямую зависит от количества проживающих в квартире людей. Чем больше жильцов живет в конкретном помещении, тем меньше приходиться электричества на каждого из них.

Аналогичным образом определяется норма потребления горячей и холодной воды, а также водоотвода. В среднем на одного человека приходится 7 кубов воды в месяц. В зависимости от типа используемых ресурсов для отопления вычисляется норма теплоснабжения жилого помещения. Также нужно учесть, что размер нормы будет зависеть от площади квартиры, типа стен, степени износа жилого дома, а также среднегодовой температуры воздуха и других факторов.


12. Почему в разных муниципальных образованиях округа разные тарифы?

Рассмотрим данный вопрос на примере тарифов на тепловую энергию. Тарифы имеют разный уровень, который зависит от вида топлива на котельных (нефть, газ, дрова, уголь), объёма вырабатываемой и отпускаемой тепловой энергии (полезного отпуска), отношения подключенной нагрузки потребителей к установленной мощности котельных, технического состояния и протяженности обслуживаемых тепловых сетей. Вот в Нефтеюганске на предприятии ООО "Югансктранстеплосервис" тепловая энергия производится на 2 котельных, полезный отпуск 1 млн. 137 тыс. Гкал., тариф – 566 руб., в Ханты-Мансийске несколько теплоснабжающих организаций, только МП "Управление теплоснабжения и инженерных сетей" обслуживает 36 котельных, полезный отпуск 305 тыс. Гкал (почти в три раза меньше, чем в Нефтеюганском предприятии), соответственно тариф – 1091 руб. Котельные окружной столицы загружены лишь на 50% от установленной мощности. Большое количество котельных, отсутствие единой теплоснабжающей организации в городе оказывают значительное влияние на уровень тарифа. Тарифы на водоснабжение так же зависят от протяженности водопроводных сетей, состояния оборудования. Если изношенное, ветхое – большие расходы на ремонт. С другой стороны, если оборудование новое (или после реконструкции), то у него высокая балансовая стоимость, отсюда в структуре тарифа значительный удельный вес амортизационных отчислений.

Большая проблема не только в округе – в России – перекрёстное субсидирование. Перераспределение расходов на коммунальные услуги между потребителями, то есть снижение уровня тарифов для одной группы потребителей (например населения) и повышение для другой. Такая ситуация, к примеру, в г.Нижневартовске, г.Мегионе. Да, там низкие тарифы для населения в целях социальной защиты, но это не значит, что они в принципе, низкие. И это, кстати, нарушение действующего законодательства, которое определило, что, если устанавливается льготный тариф для какой-то группы потребителей, должен быть определён источник возмещения поставщику услуг убытков, возникающих при отпуске продукции по заниженным тарифам. Так, к примеру, сделали в Радужном. Там установлен льготный тариф для населения, источник возмещения – бюджет города.

Даже в одном городе может быть установлен разный уровень тарифов. Как мы уже говорили, в окружной столице более 5 предприятий, которые занимаются теплоснабжением, у всех разные тарифы.

Теплоснабжение – монопольный вид деятельности. У потребителя здесь нет возможности найти услугу подешевле, он привязан к поставщику местом жительства. Создание в городе единого теплоснабжающего предприятия позволило бы решить проблему различных тарифов в одном городе.

13. Как осуществляется контроль за тарифами на территории округа?

Контроль за применением установленных тарифов, за соблюдением порядка ценообразования на территории автономного округа осуществляет Региональная служба по тарифам автономного округа в соответствии с полномочиями. В плане работы Региональной службы планируются контрольные мероприятия, так же проводятся внеплановые (в том числе выездные) проверки на основании обращений граждан, поручений органов исполнительной власти автономного округа, депутатов Думы автономного округа и т.д.

Государственное регулирование тарифов осуществляется следующим образом:

Водоснабжение, водоотведение, утилизация (захоронение) твёрдых бытовых отходов

Тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса – производителей товаров и услуг в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твёрдых бытовых отходов регулируются в соответствии с Федеральным законом "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" от 30.12.2004 №210-ФЗ. Тарифы на территории автономного округа устанавливаются в рамках предельных индексов изменения тарифов, которые утверждает Федеральная служба по тарифам России в среднем для субъекта РФ – Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. На территории автономного округа установление тарифов для организаций коммунального комплекса в основном относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных образований, незначительной части организаций тарифы устанавливает Региональная служба по тарифам автономного округа.

Электроснабжение, теплоснабжение

Тарифы на электрическую и тепловую энергию регулируются в соответствии с Федеральным законом "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" от 14.04.1995 № 41-ФЗ, постановлением Правительства РФ "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации" от 26.02.2004 № 109. Тарифы так же устанавливаются в рамках предельных уровней тарифов, утверждаемых Федеральной службой по тарифам России.

На территории автономного округа тарифы на электрическую энергию, дифференцированные по группам потребителей, уровням напряжения, зонам суток в централизованной зоне электроснабжения устанавливает Региональная энергетическая комиссия Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа, Ямало-Ненецкого автономного округа, в децентрализованной зоне электроснабжения (электроэнергия вырабатывается на автономных дизельных электростанциях) Региональная служба по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Население в децентрализованной зоне электроснабжения рассчитывается за электрическую энергию по тарифам централизованного электроснабжения, разница в тарифах возмещается энергоснабжающим организациям в виде дотаций из бюджета автономного округа.

Тарифы на тепловую энергию для потребителей всех энергоснабжающих организаций, расположенных на территории автономного округа, устанавливает Региональная служба по тарифам автономного округа.

Газоснабжение

Государственное регулирование цен на газ и его транспортировку осуществляется в соответствии с Федеральными законами "О естественных монополиях" от 17 августа 1995 года № 147-ФЗ ФЗ, "О газоснабжении в РФ" от 31 марта 1999 года № 69-ФЗ, постановлением Правительства РФ от 15.04.95 № 332 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен на газ и сырье для его производства".

Полномочия по государственному регулированию цен на газ распределены следующим образом:

Федеральная служба по тарифам утверждает:

  • оптовые цены на нефтяной (попутный) газ, реализуемый газоперерабатывающим заводам для дальнейшей переработки, на природный газ, реализуемый населению и прочим потребителям, на сжиженный газ, реализуемый населению для бытовых нужд,

  • тарифы на транспортировку газа по газораспределительным сетям по субъектам РФ,

  • размер платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям поставщиками газа

Правительство автономного округа или по его поручению Региональная служба по тарифам утверждает:

  • розничные цены на природный и сжиженный газ, реализуемый населению, а также жилищно-эксплуатационным организациям, организациям, управляющим многоквартирными домами, жилищно-строительным кооперативам и товариществам собственников жилья для бытовых нужд населения (кроме газа для арендаторов нежилых помещений в жилых домах и газа для заправки автотранспортных средств)

  • специальную надбавку к тарифу на транспортировку природного газа ГРО,

  • Региональная служба по тарифам представляет экспертные заключения в ФСТ на планируемые тарифы по транспортировке газа по распределительным сетям ГРО.


14. Информация о формировании тарифов на коммунальные услуги для потребителей города Нефтеюганска на 2019 год

В соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.

Согласно постановлению Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 14.04.2012 № 137-п «О Региональной службе по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» Региональная служба по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее – РСТ Югры) является исполнительным органом государственной власти в области государственного регулирования цен (тарифов) и устанавливает тарифы, в том числе, в сферах тепло-, водоснабжения, водоотведения, обращения с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО), и цены на твердое топливо и газ, реализуемые населению.

Таким образом, установление тарифов на коммунальные услуги, за исключением тарифов на электрическую энергию для населения, на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, в том числе в городе Нефтеюганске, осуществляется исполнительным органом государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Тарифы на коммунальные услуги в муниципальном образовании город Нефтеюганск на 2019 год устанавливались с поэтапным повышением, согласно прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации, а также в пределах ограничений изменения размера совокупной платы граждан за коммунальные услуги, установленных постановлением Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 14.12.2018 № 127 «О предельных (максимальных) индексах изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2019-2023 годы» (далее – постановление № 127) с 01.01.2019 с ростом 1,7 % (за счет увеличения ставки налога на добавленную стоимость в соответствии с Федеральным законом от 03.08.2018 № 303-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах»), с 01.07.2019 с ростом 2,0 %.

1.     Тарифы в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения

Ресурсоснабжающими организациями на территории города Нефтеюганска являются:

- в сфере теплоснабжения и горячего водоснабжения – АО «Югансктранстеплосервис»;

- в сфере водоснабжения и водоотведения – АО «Юганскводоканал».

Для потребителей категории «население» указанных ресурсоснабжающих организаций РСТ Югры на 2019 год установлены следующие тарифы:

Показатели

Реквизиты

приказов

РСТ Югры

Тарифы по периодам действия, с учетом НДС

Изменение тарифов по отношению к предшествующему периоду, %

с 01.01.по 30.06.

с 01.07. по 31.12.

с 01.01.

с 01.07.

Тариф на тепловую энергию, руб./Гкал

№ 63-нп от 27.11.2018

1689,90

1723,70

101,7

102,0

Тариф на холодную воду, руб./куб. м

№79-нп от 06.12.2018 (в редакции

№ 57-нп от 16.07.2019)

43,25

44,12

101,7

102,0

Тариф на водоотведение, руб./куб. м

46,84

47,78

101,7

102,0

Тариф на горячую воду

компонент на теплоноситель, руб./куб. м

№ 83-нп от 11.12.2018

43,25

44,11

101,7

102,0

компонент на тепловую энергию, руб./Гкал

1689,90

1723,70

101,7

102,0

Таким образом, рост тарифов в сферах тепло-, водоснабжения и водоотведения на территории города Нефтеюганска с 01.01.2019 составил не более 1,7 %, с 01.07.2019 – не более 2,0 %.

Формирование тарифов на коммунальные услуги осуществляется РСТ Югры, исходя из необходимых на расчетный период расходов на топливо, материалы, электроэнергию, амортизацию, ремонт и техническое обслуживание производственного оборудования, оплату труда работников, и прочие цели, отнесенные на соответствующий полезный отпуск услуги. При этом, в составе тарифов учитываются только экономически обоснованные расходы, подтвержденные документами в соответствии с требованиями действующего законодательства.

В муниципальных образованиях автономного округа тарифы на коммунальные услуги имеют различную величину по причине осуществления ресурсоснабжающими организациями регулируемой деятельности в разных условиях, обусловленных природными и градостроительными особенностями. Величина тарифов зависит от вида и стоимости энергоресурсов, используемых в технологическом процессе, загрузки основного производственного оборудования, объема реализации услуг, коэффициента полезного действия оборудования, износа производственных фондов, технологического исполнения и протяженности сетей, уровня автоматизации производства.

Ежегодное увеличение тарифов на коммунальные услуги обусловлено ростом тарифов на продукцию естественных монополий (газ, электроэнергию), уровнем прогнозной инфляции, поэтапным доведением заработной платы до уровня, предусмотренного отраслевым тарифным соглашением в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации.

Отсутствие роста тарифов на коммунальные услуги при предусмотренном, в том числе, на федеральном уровне росте его составляющих, приведет к убыточной деятельности регулируемой организации, а также к снижению качества и надежности оказания коммунальных услуг, что недопустимо в сложившихся природно- климатических условиях Севера.

Тарифы, установленные для потребителей коммунальных услуг в городе Нефтеюганске на 2019 год, ниже средних тарифов для населения по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре:

с января

в сфере теплоснабжения – на 8,4%;

в сфере холодного водоснабжения – на 15,9%;

в сфере водоотведения – на 7,6%.

с июля

в сфере теплоснабжения – на 8,1%;

в сфере холодного водоснабжения – на 15,9%;

в сфере водоотведения – на 7,8%.

Рост размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги на территории муниципального образования город Нефтеюганск с 01.07.2019 не превысил 2,0%, установленный постановлением № 127.

2.     Тарифы в сфере ТКО

В 2019 году осуществлен переход на новую систему обращения с ТКО.

В соответствии с п. 6 Основ ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 № 484 «О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами» в систему регулируемых тарифов входит в том числе единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО.

Расчет единого тарифа осуществляется в порядке, предусмотренном Основами ценообразования и Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными приказом Федеральной антимонопольной службы от 21.11.2016 № 1638/16.

Согласно территориальной схеме обращения с отходами, в том числе с коммунальными, утвержденной распоряжением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 21.10.2016 № 559-рп (ред. от 07.12.2018 № 647-рп), обеспечение деятельности в сфере обращения с ТКО на территории города Нефтеюганска передано по результатам конкурсного отбора региональному оператору АО «Югра-Экология» (по соглашению, заключенному между Департаментом промышленности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и АО «Югра-Экология» от 02.04.2018 № 25).

Изменение по плате за услуги в сфере обращения с ТКО, обусловлено переходом на новую систему оплаты в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации и законодательством Российской Федерации в сфере обращения с ТКО. После установления единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с ТКО плата в сфере обращения с ТКО переходит из состава жилищных услуг, которые взимаются с 1 кв. метра площади жилья, в состав коммунальных услуг и, следовательно, размер платы рассчитывается исходя из единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с ТКО, установленного РСТ Югры, и нормативов накопления ТКО, установленных органами местного самоуправления муниципальных образований.

Для потребителей услуг на территории города Нефтеюганска установлен единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО на 2019 год приказом РСТ Югры от 16.07.2019 № 56-нп «О внесении изменений в некоторые приказы Региональной службы по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» в размере 692,28 руб./куб. м с учетом НДС.

Нормативы накопления ТКО, применяемые для расчета платы за услуги в сфере обращения с ТКО в городе Нефтеюганске, утверждены постановлением администрации города Нефтеюганска от 20.12.2017 № 225-нп «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования город Нефтеюганск».

Для оценки текущей ситуации, связанной с переходом на новую систему обращения с ТКО, РСТ Югры проведен анализ состава и изменения стоимости услуг по обращению с ТКО в сопоставимых условиях для граждан, проживающих в многоквартирных жилых домах в том числе по городу Нефтеюганску.

По результатам проведенного анализа выявлено, что одиноко проживающий гражданин на нормативной площади 33 кв. м. ранее в составе жилищных услуг оплачивал услуги по ТКО в 2018 году в размере 122,99 руб. с 1 человека в месяц, а с учетом максимального возможного роста тарифов на 2019 год в рамках установленной платы граждан (103,7%), расчетная плата оценивается в размере 127,58 руб. с 1 человека в месяц. После установления единого тарифа на услугу регионального оператора плата в 2019 году составила 126,34 руб. с 1 чел. в месяц.

Таким образом, плата граждан за ТКО в 2019 году в сопоставимых условиях снизилась.

Следовательно, расходы на транспортирование и захоронение ТКО, а также расходы на заключение и обслуживание договоров, принятые в расчет единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с ТКО, соответствуют аналогичным расходам, которые предъявлялись для оплаты гражданам ранее в составе жилищных услуг.

При установлении тарифов на услуги регионального оператора услуга по обращению с ТКО переходит из жилищной услуги в коммунальную и в данном случае ограничение по росту платы за коммунальную услугу, установленное федеральным и окружным законодательством, не применяется.

При этом, в соответствии с частью 8.1 статьи 23 Федерального закона от 29.10.2014 № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» при первоначальном включении в состав платы за коммунальные услуги, оказываемые потребителям коммунальных услуг в многоквартирном доме, платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, стоимость по сбору, вывозу, утилизации (захоронению) ТКО должна исключаться из платы за содержание жилого помещения начиная с месяца, в котором услуги по обращению с ТКО начинает оказывать региональный оператор по обращению с ТКО.

3. Тарифы в сфере газоснабжения

Формирование розничных цен на газ, реализуемый населению, осуществляется в соответствии с Методическими указаниями по регулированию розничных цен на газ, реализуемый населению, утвержденными приказом ФСТ России от 27.10.2011 № 252-э/2 (далее – Методические указания № 252-э/2).

В соответствии с пунктом 15 Методических указаний № 252-э/2, розничная цена на природный газ для населения на территории обслуживания конкретной газораспределительной организации округа рассчитывается, исходя из:

- установленной ФАС России оптовой цены на газ для последующей реализации населению;

- региональной составляющей розничной цены на газ, которая включает в себя:

установленной ФАС России ставки конкретной газораспределительной организации за услуги по транспортировке газа для группы потребителей «население»;

установленной уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации специальной надбавки к тарифам на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям по группе население i-той ГРО, через газораспределительные сети которой непосредственно осуществляется поставка газа населению;

- установленной ФАС России платы за снабженческо-сбытовые услуги поставщика газа для группы потребителей «население»;

- налога на добавленную стоимость.

Приказом РСТ Югры от 09.09.2019 № 63-нп О внесении изменения в приложение 1 к приказу Региональной службы по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 11.06.2019 № 44-нп «Об установлении розничных цен на газ, реализуемый населению на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» установлены с 22.09.2019 розничные цены на природный газ, реализуемый населению, дифференцированные по муниципальным образованиям Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и территориям обслуживания газораспределительных организаций, в том числе для поставщика газа     ООО «Газпром межрегионгаз Север» на территории      города Нефтеюганска в размере 5 534,16 руб./1000 м3 с НДС, с учетом следующих составляющих:

- оптовой цены на природный газ для населения с 01.07.2019 на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в размере              3 049,00 руб./1000 м3 без НДС (приказ ФАС России от 13.05.2019 № 580/19). Вышеуказанная оптовая цена на газ является одной из самых низких по России, за исключением оптовой цены на природный газ для населения на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (2 609,00 руб./1000 м³ без НДС);

- тарифа на услуги по транспортировке газа для группы потребителей «население» для газораспределительной организации ОАО «НефтеюганскГаз», осуществляющей услуги по транспортировке газа на территории города Нефтеюганска, с 01.07.2019 в размере 1 318,79 руб./1000 м3 без НДС (приказ ФАС России от 14.12.2018 № 1778/18);

- платы за снабженческо-сбытовые услуги поставщика газа ООО «Газпром межрегионгаз Север» с 02.08.2019 в размере 115,19 руб./1000 м3 без НДС (приказ ФАС России от 11.08.2017 № 1055/17);

- тариф на услуги по транспортировке газа по магистральному газопроводу ООО «ГазКапитал» на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югра в размере 128,82 руб./1000 м3 без НДС, исходя из протяженности газопровода по транспортировке газа (приказ ФАС России от 26.07.2017 № 995/17);

- налог на добавленную стоимость в размере 922,36 руб. (20%).

Специальная надбавка к тарифам на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям ОАО «НефтеюганскГаз» РСТ Югры не устанавливалась в связи с отсутствием обращения предприятия.

На территориях муниципальных образований автономного округа розничные цены на природный газ отличаются только величиной тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям. При этом величина тарифов зависит от объема реализации газа потребителям на территории муниципального образования, загрузки газопроводов, протяженности эксплуатируемых газораспределительных сетей, а также схем газоснабжения населенных пунктов.

Розничная цена на природный газ, реализуемый населению города Нефтеюганска выше средневзвешенной розничной цены по автономному округу (5 091,56 руб./1000 м3 с НДС) на 8,69 % и ниже на 27,3 % максимальный розничной цены (7 614,19 руб./1000 м3 с НДС поселок Луговской Ханты-Мансийского района). Превышение средневзвешенной розничной цены обусловлено одним из наименьших объемов реализации газа населению в размере 3,90 млн. м3 (минимальный на территории поселка Луговской Ханты-Мансийского района - 0,02 млн. м3, максимальный на территории Березовского района – 24,24 млн. м3) и схемой газоснабжения, которая предусматривает транспортировку газа по магистральному газопроводу.

4. Тарифы в сфере электроэнергетики

В соответствии с договором между органами государственной власти Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа, осуществляется согласованная политика в сфере государственного регулирования тарифов в электроэнергетике путем установления Региональной энергетической комиссией Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Ямало-Ненецкого автономного округа (далее – РЭК) соответствующих тарифов, в том числе тарифов на электрическую энергию для населения и приравненным к нему категориям потребителей.

Согласно ст. 23.1 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», на розничных рынках государственному регулированию подлежат цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, в рамках предельных уровней цен (тарифов), утверждаемых федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов - Федеральной антимонопольной службой (далее - ФАС России).

ФАС России устанавливает предельные уровни тарифов на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, в том числе на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на очередной период регулирования.

Указанные предельные уровни тарифов на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры являются социально-ориентированными и фактически в 2 раза ниже экономически обоснованного уровня.

В связи с чем, часть расходов, являющихся неотъемлемой частью поставки электрической энергии населению и приравненным к нему категориям потребителей, в виде перекрестного субсидирования, «перекладывается» на прочих категорий потребителей.

Согласно пункту 71 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, при формировании тарифов на электрическую энергию для населения, проживающего в сельских населенных пунктах, городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками и приравненным к ним категориям потребителей, может применяться понижающий коэффициент от 0,7 до 1,0.

На 2019 год распоряжением РЭК от 19.12.2018 № 50 на территории Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа для населения и приравненным к нему категориям потребителей, в рамках предельных уровней, установлены тарифы на электрическую энергию с учетом НДС:

Распоряжение РЭК от 19.12.2018 № 50

Показатель

Цена (тариф)

с 01.01.19 по 30.06.19

Цена (тариф)

с 01.07.19 по 31.12.19

Прирост тарифа, %

с 01.01.2019

с 01.07.2019

Население и приравненные к нему категории потребителей, за исключением населения, проживающего в сельских населенных пунктах, городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками и приравненных к ним категориям потребителей

Одноставочный тариф, руб./кВт·ч

2,82

2,87

1,4

1,8

Одноставочный тариф, дифференцированный по двум зонам суток

Дневная зона (пиковая и полупиковая)

2,87

2,92

1,4

1,7

Ночная зона

1,42

1,44

1,4

1,4

Население, проживающее в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками и приравненным к ним категориям потребителей

Одноставочный тариф, руб./кВт·ч

1,98

2,02

1,5

2,0

Одноставочный тариф, дифференцированный по двум зонам суток

Дневная зона (пиковая и полупиковая)

2,01

2,04

1,5

1,5

Ночная зона

0,99

1,01

1,0

2,0

Вышеуказанные тарифы установлены едиными на территории Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Ямало-Ненецкого автономного округа и являются самыми низкими среди субъектов Уральского федерального округа и одними из самых низких на территории Российской Федерации.

На основании вышеизложенного, тарифы на коммунальные услуги установлены в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов).

С целью доступности информации о тарифах на коммунальные услуги на официальном сайте РСТ Югры (http://www.rst.admhmao.ru) размещены:

решения РСТ Югры об установленных тарифах на коммунальные услуги (баннер «База тарифных решений РСТ Югры» (расположен в нижней части главной страницы сайта, переход осуществляется по стрелке) и в разделе «Документы» в подразделе «Приказы службы»/ «Водоснабжение и водоотведение» /«Теплоэнергетика»)/ «Обращение с твердыми коммунальными отходами»;

протоколы заседаний правлений РСТ Югры (в разделе «Раскрытие информации», в подразделах: «В теплоэнергетике»/ «В сфере водоснабжения и водоотведения»/ «Обращение с твердыми коммунальными отходами», подразделы «Информация о протоколах заседания правления»), где раскрыта информация об основных плановых (расчетных) показателях, основных статьях расходов, учитываемых при установлении тарифов на расчетный период регулирования, дата протокола соответствует дате приказа об установлении соответствующих тарифов.

Информация об установленных тарифах на электрическую энергию для населения размещена на сайте РЭК (www.rectmn.ru) в разделе «Тарифы» (расположен в левой части главной страницы сайта), подразделе «Тарифы на электрическую энергию для населения», о решении – в разделе «Решения РЭК», подразделе «Решения и распоряжения РЭК –   2018 год».

Коммунальные услуги как жизненно необходимые должны быть доступны для всех. Поэтому наряду с государственным регулированием тарифов, ограничением платы граждан за коммунальные услуги и контролем за величиной затрат коммунальных предприятий реализуются меры социальной адресной поддержки нуждающихся граждан и семей.

В соответствии с Законом Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 06.07.2005 № 57-оз «О регулировании отдельных жилищных отношений в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре» граждане, чьи расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг превышают величину максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи, имеют право на получение субсидии.

Для получения разъяснений и предоставления субсидий по оплате за жилищные и коммунальные услуги необходимо обращаться в управление социальной защиты населения по месту жительства.

15. Информация о формировании платы за услуги в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами и единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для потребителей города Нефтеюганска на 2019 год.

В соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.

Согласно постановлению Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 14.04.2012 № 137-п «О Региональной службе по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» Региональная служба по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее – РСТ Югры) является исполнительным органом государственной власти в области государственного регулирования цен (тарифов) и устанавливает тарифы, в том числе, в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО).

В 2019 году осуществлен переход на новую систему обращения с ТКО.

В соответствии с п. 6 Основ ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 № 484 «О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами» (далее – Основы ценообразования) в систему регулируемых тарифов входит в том числе единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО (далее – единый тариф).

Согласно территориальной схеме обращения с отходами, в том числе с коммунальными, утвержденной распоряжением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 21.10.2016 № 559-рп (ред. от 07.12.2018 № 647-рп), обеспечение деятельности в сфере обращения с ТКО на территории г. Нефтеюганска передано по результатам конкурсного отбора региональному оператору АО «Югра-Экология» (по соглашению, заключенному между Департаментом промышленности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и АО «Югра-Экология» от 02.04.2018 № 25, далее – соглашение № 25).

Изменение по плате за услуги в сфере обращения с ТКО, обусловлено переходом на новую систему оплаты в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации и законодательством Российской Федерации в сфере обращения с ТКО. После установления единого тарифа плата в сфере обращения с ТКО переходит из состава жилищных услуг, которые взимаются с 1 кв. метра площади жилья, в состав коммунальных услуг и, следовательно, размер платы рассчитывается исходя из единого тарифа, установленного РСТ Югры, и нормативов накопления ТКО, установленных органами местного самоуправления муниципальных образований.

В вопросе коллективного обращения подменяется понятие «плата», которая рассчитывается исходя из установленного тарифа умноженного на норматив накопления и умноженного на количество проживающих в рублях с человека, понятием «тариф», который является составляющей платы и рассчитывается исходя из затрат, деленных на объем услуги в рублях за куб. м.

Нормативы накопления ТКО, применяемые для расчета платы за услуги в сфере обращения с ТКО в городе Нефтеюганске, утверждены постановлением администрации города Нефтеюганска от 20.12.2017 № 225-нп «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования город Нефтеюганск».

Единый тариф на 2019 год для потребителей услуг на территории города Нефтеюганска установлен приказом РСТ Югры от 19.12.2019 № 132-нп (в ред. от 16.07.2019 № 56-нп) «Об установлении предельного единого тарифа на услугу регионального оператора в области обращения с твердыми коммунальными отходами для Акционерного общества «Югра-Экология» в размере с 01.01.2019 по 31.07.2019 - 718,33 руб./куб. м. с учетом НДС, с 01.08.2019 по 31.12.2019 - 692,28 руб./куб. м. с учетом НДС.

Расчет единого тарифа осуществляется в порядке, предусмотренном Основами ценообразования и Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными приказом Федеральной антимонопольной службы от 21.11.2016 № 1638/16 (далее – Методические указания).

При этом в состав единого тарифа включены расходы на захоронение ТКО, расходы на транспортирование ТКО, расходы на заключение и обслуживание договоров с собственниками ТКО и операторами по обращению с ТКО, включая расчетную предпринимательскую прибыль, зарплату АУП.

В соответствии с п. 90 Основ ценообразования расходы на захоронение ТКО рассчитаны как сумма НВВ операторов по захоронению ТКО, определенной в соответствии с п. 7 Методических указаний, исходя из установленных РСТ Югры тарифов на услуги по захоронению ТКО и принятого объема и массы ТКО.

Расходы на транспортирование ТКО учтены на основании цен, установленных в договорах между операторами на транспортирование ТКО и региональным оператором АО «Югра-Экология», заключенных в результате проведенных торгов, на основании представленных подтверждающих документов (копий договоров и протоколов подведения итогов электронных аукционов или протоколов рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе) в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.11.2016 №1133 «Об утверждении правил проведения торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора».

Расходы на заключение и обслуживание договоров с собственниками ТКО и операторами по обращению с ТКО определены исходя из экономически обоснованных расходов регионального оператора, необходимых для осуществления регулируемого вида деятельности, в соответствии с представленными документально подтвержденными обоснованиями.

Расчетная предпринимательская прибыль рассчитана в соответствии с п. 55 Основ ценообразования, которым предусмотрено определение данного показателя в размере 5 процентов текущих расходов, определенных в соответствии с п. 46 Основ ценообразования.

Расчет заработной платы АУП выполнен в соответствии с п.42 Основ ценообразования, согласно которому при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, размер фонда оплаты труда определяется в порядке приоритетности с учетом:

отраслевых тарифных соглашений, коллективных договоров, заключенных регулируемой организацией;

планового и (или) фактического уровня фонда оплаты труда, сложившегося за последний период регулирования в регулируемой организации и других регулируемых организациях, осуществляющих аналогичные виды регулируемой деятельности в сопоставимых условиях, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.

Кроме того, согласно пункту 89 Основ ценообразования и пунктам 83, 84 Методических указаний расчет единого тарифа и НВВ регионального оператора осуществлен в соответствии с условиями соглашения № 25, исходя из непревышения таких величин над стоимостью услуг регионального оператора по организации деятельности по обращению с ТКО, определенной по результатам конкурсного отбора региональных операторов по обращению с ТКО на соответствующий год.

Таким образом, в составе единого тарифа учтены только экономически обоснованные расходы, подтвержденные документально в соответствии с требованиями действующего законодательства в области государственного регулирования тарифов в сфере обращения с ТКО.

Для оценки текущей ситуации, связанной с переходом на новую систему обращения с ТКО, РСТ Югры проведен анализ состава и изменения стоимости услуг по обращению с ТКО в сопоставимых условиях для граждан, проживающих в многоквартирных жилых домах в том числе по г. Нефтеюганску.

По результатам проведенного анализа выявлено, что одиноко проживающий гражданин на нормативной площади 33 кв. м. ранее в составе жилищных услуг оплачивал услуги по ТКО в 2018 году в размере 122,99 руб. с 1 человека в месяц, а с учетом максимального возможного роста тарифов на 2019 год в рамках установленной платы граждан (103,7%), расчетная плата оценивалась в размере 127,58 руб. с 1 человека в месяц.

После установления единого тарифа плата на 2019 год для гражданина, проживающего на территории г. Нефтеюганска в многоквартирном жилом доме составляет:

с 01.01.2019 по 31.07.2019 - 131,10 руб. с 1 человека в месяц (2,19 м3 в год (норматив в год) /12 мес. х 718,33 руб./м3 (тариф) х 1 чел.),

с 01.08.2019 по 31.12.2019 - 126,34 руб. с 1 человека в месяц (2,19 м3 в год (норматив в год) /12 мес. х 692,28 руб./м3 (тариф) х 1 чел.),

при этом, по отношению к плате за ТКО в составе жилищных услуг в сопоставимых условиях до 01.08.2019 была незначительно выше (2,8 %), с 01.08.2019 – снизилась на 1,0 %.

Следовательно, расходы на транспортирование и захоронение ТКО, а также расходы на заключение и обслуживание договоров, принятые в расчет единого тарифа, соответствуют аналогичным расходам, которые предъявлялись для оплаты гражданам ранее в составе жилищных услуг.

При установлении тарифов на услуги регионального оператора услуга по обращению с ТКО переходит из жилищной услуги в коммунальную и в данном случае ограничение по росту платы за коммунальную услугу, установленное федеральным и окружным законодательством, не применяется.

При этом, в соответствии с частью 8.1 статьи 23 Федерального закона от 29.10.2014 № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» при первоначальном включении в состав платы за коммунальные услуги, оказываемые потребителям коммунальных услуг в многоквартирном доме, платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, стоимость по сбору, вывозу, утилизации (захоронению) ТКО должна исключаться из платы за содержание жилого помещения начиная с месяца, в котором услуги по обращению с ТКО начинает оказывать региональный оператор по обращению с ТКО.

Требование снизить тариф или плату не подлежит рассмотрению, так как должно быть подкреплено обосновывающими документами и расчетами в соответствии с требованиями действующего законодательства в сфере обращения с ТКО.

С целью доступности информации о тарифах на коммунальные услуги на официальном сайте РСТ Югры (http://www.rst.admhmao.ru) размещены:

решения РСТ Югры об установленных тарифах на коммунальные услуги (баннер «База тарифных решений РСТ Югры» (расположен в нижней части главной страницы сайта, переход осуществляется по стрелке) и в разделе «Документы» в подразделе «Приказы службы»/ «Обращение с твердыми коммунальными отходами»);

протоколы заседаний правлений РСТ Югры в разделе «Раскрытие информации», в подразделе «Обращение с твердыми коммунальными отходами», подраздел «Информация о протоколах заседания правления», где раскрыта информация об основных плановых (расчетных) показателях, основных статьях расходов, учитываемых при установлении тарифов на расчетный период регулирования, дата протокола соответствует дате приказа об установлении соответствующих тарифов.

Коммунальные услуги как жизненно необходимые должны быть доступны для всех. Поэтому наряду с государственным регулированием тарифов, ограничением платы граждан за коммунальные услуги и контролем за величиной затрат коммунальных предприятий реализуются меры социальной адресной поддержки нуждающихся граждан и семей.

В соответствии с Законом Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 06.07.2005 № 57-оз «О регулировании отдельных жилищных отношений в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре» граждане, чьи расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг превышают величину максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи, имеют право на получение субсидии.

Для получения разъяснений и предоставления субсидий по оплате за жилищные и коммунальные услуги необходимо обращаться в управление социальной защиты населения по месту жительства.


Опубликовано: 04.04.2018 10:17        Обновлено: 09.10.2019 16:44