Размер:
Цвет:

Доклад Региональной службы по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа – Югры об осуществлении государственного  контроля (надзора) за соблюдением порядка ценообразования в соответствии с законодательством Российской Федерации  и об эффективности такого контроля (надзора) за 2010 год

Доклад
Региональной службы по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
 об осуществлении государственного  контроля (надзора) за соблюдением порядка ценообразования в соответствии с законодательством Российской Федерации  и об эффективности такого контроля (надзора) за 2010 год

 

1. Состояние нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере деятельности

Региональная служба по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее по тексту - РСТ Югры) является исполнительным органом государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее также - автономного округа), осуществляющим функции по реализации единой государственной политики и нормативному правовому регулированию цен, тарифов, региональному государственному контролю в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги).

Перечень товаров и услуг, цены, тарифы, надбавки на которые регулируются государством, утверждены на Федеральном уровне:

  1. Федеральный закон от 17.08.1995 г. № 147-ФЗ "О естественных монополиях" (с изменениями на 25.12.2008 № 281-ФЗ);

  2. Федеральный закон № 61-ФЗ от 12.04.2010 "Об обращении лекарственных средств";

  3. Федеральный закон от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса";

  4. Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике";

  5. Федеральный закон от 27.07.2010 № 190-ФЗ "О теплоснабжении";

  6. Постановление Правительства Российской Федерации от 26.02. 2004 № 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации";

  7. Постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.1995 № 332 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен на газ и сырье для его производства";

  8. Постановление Правительства РФ от 03.05.2001 №335 "О  порядке установления специальных надбавок к тарифам на транспортировку газа газораспределительными организациями для финансирования программ газификации";

  9. Постановление Правительства Российской Федерации от 07.03.1995    № 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)";

  10. Постановление Правительства Российской Федерации от 10.12.2008 г.   № 950 "Об участии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в осуществлении государственного регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий";

  11. Постановление Правительства Российской Федерации от 23.04.2008 г. № 293 "О государственном регулировании и контроле цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей";

  12. Постановление Правительства РФ от 31 июля 1998 № 880 "О порядке проведения государственного технического осмотра транспортных средств, зарегистрированных в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел РФ";

  13. Постановление Правительства Российской Федерации от 18.12.2003 № 759 "Об утверждении правил задержания транспортного средства, помещения его на стоянку, хранения, а также запрещения эксплуатации";

  14. Постановление Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 № 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса";

  15. Постановление Правительства Российской Федерации от 13.10.1997    № 1301 "О государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации".

Обязательные требования к осуществлению деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, соблюдение которых подлежит проверке в процессе осуществления государственного контроля (надзора), установлены нормативными правовыми актами автономного округа в форме постановлений Правительства автономного округа, приказов Региональной службы по тарифам автономного округа, которыми утверждаются цены, тарифы, надбавки, а также их предельные уровни на определенный нормативными правовыми актами Российской Федерации перечень товаров и услуг.

Указанные нормативные правовые акты принимаются в соответствии с Законом Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 25.02.2003      № 14-оз "О нормативных правовых актах Ханты-Мансийского автономного округа – Югры", Постановлением Губернатора Ханты - Мансийского автономного округа - Югры от 14.08.2009 № 125  "О Порядке проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в исполнительных органах государственной власти и государственных органах Ханты-Мансийского автономного округа – Югры", постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 01.11.2008 № 224-п "О подготовке нормативных правовых актов исполнительных органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и их государственной регистрации".

В ходе согласования проекты нормативных правовых актов проходят процедуру проверки на предмет наличия или отсутствия признаков коррупциогенности. Проекты нормативных правовых актов размещаются на сайте органов исполнительной власти автономного округа для проведения независимых экспертов и общественности.

Принятые нормативные правовые акты публикуются в официальных источниках (Сборник Законодательства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и окружной газете "Новости Югры"), а также на сайте органов исполнительной власти автономного округа.

После принятия приказы также доводятся специалистами службы до регулируемых организаций или индивидуальных предпринимателей, исполнение требований которых обязательно.

В соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 № 520 и от 26.02. 2004 № 109  заверенные копии приказов по установлению тарифов на услуги водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, в сфере теплоснабжения и электроэнергетики направляются в Федеральную службу по тарифам.

В целом нормативные правовые акты, устанавливающие требования к осуществлению деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в области государственного регулирования цен (тарифов) на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры являются достаточными по содержанию, в них учтены особенности осуществления регулируемой деятельности, признаков коррупциогенности не выявлено.

 

2. Организация государственного контроля (надзора)

РСТ Югры является исполнительным органом государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - автономного округа), осуществляющим функции по реализации единой государственной политики и нормативному правовому регулированию и региональному государственному контролю в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги).

РСТ Югры находится в ведении первого заместителя Губернатора автономного округа.

Структурными подразделениями РСТ Югры являются управления и отделы. В состав управлений могут входить отделы. РСТ Югры возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Губернатором автономного округа, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и автономного округа.

Руководитель имеет заместителей, в том числе первого заместителя, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Губернатором автономного округа в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и автономного округа.

Кроме функций по контролю РСТ Югрыосуществляет полномочия  по:

реализации единой государственной политики по регулированию цен (тарифов) на товары (услуги) в сфере электроэнергетики, теплоснабжения, коммунальной, транспортной, социальной и газовой сферах;

обеспечению доступности для потребителей и иных лиц информации об установленных тарифах.

В связи с тем, что в структуре РСТ Югры не выделено отдельно структурное подразделение по осуществлению контрольных (надзорных) функций, одни и те же  специалисты осуществляют функции по проведению экспертизы тарифов для их установления и мероприятия по контролю за порядком ценообразования в форме выездных и документарных проверок, а также иные полномочия.

РСТ Югры в установленной сфере деятельности осуществляет следующие полномочия по региональному государственному контролю:

  1. Региональный государственный контроль регулируемых цен (тарифов) на товары (услуги) на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры;

  2. Государственный контроль за применением территориальными сетевыми организациями платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих величину этой платы, в том числе урегулирование споров, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

  3. Государственный контроль за использованием инвестиционных ресурсов, включаемых в регулируемые государством тарифы;

  4. Государственный контроль за применением установленных по муниципальным образованиям предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги;

  5. Государственный контроль за соблюдением стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии;

  6. Государственный контроль за соблюдением стандартов раскрытия информации субъектами естественных монополий, оказывающих услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, расположенным в пределах территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры;

  7. Государственный контроль за соблюдением стандартов раскрытия информации субъектами естественных монополий (в пределах своих полномочий по вопросам государственного регулирования тарифов):

в сфере услуг по передаче электрической энергии;

в сфере услуг по передаче тепловой энергии;

в сфере железнодорожных перевозок в пригородном сообщении;

в сфере услуг в транспортных терминалах, портах и аэропортах, включенных в реестр субъектов естественных монополий и не вошедших в перечень субъектов естественных монополий в сфере услуг в транспортных терминалах, портах и аэропортах, государственное регулирование которых осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

  1. Государственный контроль за соблюдением организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, в случае, если цены (тарифы) на товары (услуги) таких организаций регулируются РСТ Югры, требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности в части принятия и реализации программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

РСТ Югры при осуществлении полномочий по контролю руководствуется следующими нормативными правовыми актами:

Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации";

Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (До 1 июля 2011 года положения настоящего Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проверок и сроков их проведения, не применяются при осуществлении государственного контроля (надзора) государственного контроля регулирования цен (тарифов) и надбавок к ним, контроля за соблюдением стандартов раскрытия информации субъектами естественных монополий, контроля за соблюдением стандартов раскрытия информации организациями коммунального комплекса);

Федеральный закон от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса";

Федеральный закон от 26.12.2005 № 184-ФЗ "О внесении изменений Федеральный закон "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и некоторые законодательные акты Российской Федерации";

Федеральный закон от 12.04.2010 № 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств";

Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике";

Федеральный закон от 23.11.2009 № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";

Федеральный закон от 27.07.2010 № 190-ФЗ "О теплоснабжении";

Постановление Правительства РФ от 23.07.2007 № 468 "Об утверждении правил осуществления государственного контроля в области регулирования тарифов и надбавок".

Постановление Правительства РФ от 23.07.2007 № 467 "Об утверждении правил осуществления государственного контроля за применением предельных индексов изменения размера платы граждан за жилое помещение и коммунальные услуги".

Постановление Правительства РФ от 10.12.2008 № 950 "Об участии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в осуществлении государственного регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий";

Постановление Правительства РФ от 15.05.2010 № 340 "О порядке установления требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности";

Постановление Правительства РФ от 01.12.2009 № 977 "Об инвестиционных программах субъектов  электроэнергетики";

Постановление Правительства РФ от 21.01.2004 № 24 "Об утверждении стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии";

Постановление Правительства РФ от 29.10.2010 № 872 "О стандартах раскрытия информации субъектами естественных монополий, оказывающими услуги по транспортировке газа по трубопроводам";

Постановление Правительства РФ от 28.09.2010 № 764 "Об утверждении правил осуществления контроля за соблюдением субъектами естественных монополий стандартов раскрытия информации".

В целях реализации Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и улучшения правоприменительной практики исполнения государственной функции приказом РСТ Югры от 28.12.2009 № 142-нп утвержден Административный регламент проведения РСТ Югры проверок при осуществлении регионального государственного контроля регулируемых цен (тарифов) на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, в соответствии с которым РСТ Югры осуществляет полномочия по контролю.

 

3. Финансовое и кадровое обеспечение исполнения функций по осуществлению государственного контроля (надзора)

В соответствии с Уставом (Основным законом) Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Законами Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 19 ноября 2001 года N 75-оз "О Губернаторе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" и от 2 апреля 2010 года N 62-оз "О системе исполнительных органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры", постановлением Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 13 апреля 2010 года N 67 "О структуре исполнительных органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" постановлением Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 30.06.2010 № 112 утверждено Положение о Региональной службе по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, ее структура и предельная штатная численность в количестве 51 единицы, из них 49 должностей государственной гражданской службы и 2 должности, не отнесенные к должностям государственной гражданской службы.

Общее количество штатных единиц по должностям, предусматривающим выполнение функций по контролю (надзору) составляет в среднем за 2010 год 35 единиц. При этом следует учитывать, что указанное количество штатных единиц осуществляли выполнение не только функций по контролю (надзору) за порядком ценообразования, но и функций по регулированию цен, тарифов и другие полномочия. Объем финансовых средств, выделяемых в отчетном периоде из бюджета автономного округа на осуществление проверок, указан исходя из текущего содержания указанных штатных единиц.

На финансовое обеспечение государственных служащих, наделенных полномочиями по осуществлению регулирования цен, тарифов и контроля (надзора) за их применением на 2010 год запланировано 47 159,28 тыс. руб. Фактически израсходовано 37 428 тыс. руб.

Штатная численность должностей государственных гражданских служащих РСТ Югры, выполняющих функции по контролю на 31.12.2010 составила 35 единиц (68 % от штатной численности), фактическая численность специалистов, непосредственно выполняющих функции по контролю 33 человека, укомплектованность составила 94 %.

Классные чины присвоены 25 специалистам, выполняющих функции по контролю (75 %).

Ежегодно государственные гражданские служащие РСТ Югры проходят повышение квалификации. Повышение квалификации по специальностям государственной гражданской службы в 2010 году прошли 6 государственных гражданских служащих, выполняющих функции по контролю (18 %).

В среднем в 2010 году одним работником проведено 1,5 проверок, на одного работника выделено 1 134 тыс. руб. финансовых средств в год.

Для проведения контрольных (надзорных) мероприятий эксперты или экспертные организации не привлекались.

 

4. Проведение государственного контроля (надзора)

В 2010 году проведена 51 проверка правильности применения регулируемых цен, тарифов, надбавок, в том числе 40 документарных проверок и 11 выездных.

В 2010 году проведено 32 внеплановые проверки, в том числе 2 проверки в связи с обращением граждан в случае нарушения прав потребителей, 26 проверок в связи с поручением председателя Правительства Российской Федерации, 4 проверки проведены по иным  основаниям.

 

5. Действия органов государственного контроля (надзора)

По результатам выявленных нарушений специалистами Региональной службы по тарифам автономного округа составлены протоколы об административных правонарушениях, предписания по устранению нарушений порядка ценообразования. Руководителем Региональной службы по тарифам автономного округа рассмотрены дела об административной ответственности, вынесены постановления о назначении административного наказания. За отчетный период наложено 461 тыс. руб. штрафов, взыскано с учетом вынесенных в 2009 году постановлений в счет бюджета автономного округа – 773 тыс. рублей.

 

6. Анализ и оценка эффективности государственного контроля

В 2010 году проведена 51 проверка правильности применения регулируемых цен, тарифов, надбавок, что на 31 проверку или  в 2,5 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года. При этом количество выявленных нарушений порядка ценообразования снизилось со 11 до 8. Данный показатель не характеризует качество проведения проверок, так как на территории автономного округа с регулируемыми организациями проводится профилактическая работа по предотвращению нарушений.

Плановых проверок проведено 19 из 20, включенных в утвержденный прокуратурой план проверок Региональной службы по тарифам, что составило 95 процентов.

Учитывая, что на территории Тюменского региона осуществляется единое тарифное регулирование на электрическую энергию, планом проведения проверок было предусмотрено участие РСТ в совместных проверках с РЭК 4 предприятий, расположенных на территории автономного округа. При этом, в проведении трех проверок принимали участие представители РСТ, а сроки проведения одной проверки  был перенесен РЭК без согласования с РСТ и без уведомления РСТ о проведении данной проверки. В связи с чем, в проведении одной  плановой проверке представители РСТ не принимали участие.

 

7. Предложения по совершенствованию нормативно-правового регулирования и осуществления государственного контроля в сфере государственного регулирования цен (тарифов)

1. До вступления в силу Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" РСТ Югры при проведении контрольных мероприятий руководствовалась положениями Федерального закона от 08.08.2001 № 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора)".

После вступления в силу Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ и признания утратившим силу Федерального закона № 134-ФЗ РСТ Югры при осуществлении полномочий по контролю руководствуется в основном федеральными нормативными правовыми актами, в т.ч. Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ и иными.

Однако в силу ч.5 ст.27 вышеуказанного Федерального закона до 01.07.2011 его положения, устанавливающие порядок организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проверок и сроков их проведения при осуществлении государственного контроля регулирования цен (тарифов) и надбавок к ним, контроля за соблюдением стандартов раскрытия информации субъектами естественных монополий не применяются.

После указанной даты особенности организации и проведения проверок при осуществлении отдельных видов контроля (надзора) в части, касающейся вида, предмета, оснований проверок и сроков их проведения, могут устанавливаться другими федеральными законами.

Таким образом, в настоящее время отсутствует нормативный акт, устанавливающий порядок организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проверок и сроков их проведения при осуществлении государственного контроля регулирования цен (тарифов) и надбавок к ним на некоторые товары (услуги).

2. Также из серьезных проблем в области нормативно-правового регулирования государственного контроля в сфере государственного регулирования цен (тарифов) является отсутствие утверждаемых на уровне постановлений Правительства Российской Федерации положений о порядке осуществления тех или иных видов контроля.

Федеральные законы содержат лишь самые общие положения о порядке контроля. В связи с этим возникает необходимость в принятии соответствующих подзаконных актов даже в случае, если закон не содержит прямой ссылки на это.

Существует необходимость принятия некоторых нормативных правовых актов во исполнение норм Федерального законодательства.

2.1. Так, согласно части 9 статьи 6 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти РФ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности относится установление порядка осуществления государственного контроля за соблюдением требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.

Порядок осуществления контроля на подзаконном уровне не установлен. Федеральный закон содержит лишь общие положения, что не позволяет осуществлять контроль. В связи с этим необходимо принятие постановления Правительства Российской Федерации, устанавливающее соответствующий порядок.

2.2. В соответствии с частью 3 статьи 8.1 Федерального закона от 17.08.1995 г. № 147-ФЗ "О естественных монополиях" порядок контроля за соблюдением стандартов раскрытия информации субъектами естественных монополий утверждается Правительством Российской Федерации с учетом положений федеральных законов и нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, регулирующих правоотношения в соответствующей сфере деятельности.

Такой порядок был утвержден только 28.09.2010 постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2010 № 764, что не позволяло долгое время осуществлять соответствующий контроль.

Опубликовано: 18.03.2016 11:18        Обновлено: 18.03.2016 11:18