Размер:
A A A
Цвет:
C C C C
Изображения Вкл Выкл.

Доклад Региональной службы по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа – Югры об осуществлении государственного контроля (надзора) за соблюдением порядка ценообразования в соответствии с законодательством Российской Федерации и об эффективности такого контроля (надзора) за 2011 год

Доклад Региональной службы по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа – Югры об осуществлении государственного контроля (надзора) за соблюдением порядка ценообразования в соответствии с законодательством Российской Федерации и об эффективности такого контроля (надзора) за 2011 год

       

  1.Состояние нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере деятельности

        Региональная служба по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее по тексту - РСТ Югры) является исполнительным органом государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее также - автономного округа), осуществляющим функции по реализации единой государственной политики и нормативному правовому регулированию цен, тарифов, региональному государственному контролю в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги).

    Перечень товаров и услуг, цены, тарифы, надбавки на которые регулируются государством, утверждены на Федеральном уровне:

  • Федеральным законом от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (с изменениями на 06.12.2011 № 401-ФЗ);
  • Федеральным законом № 61-ФЗ от 12.04.2010 «Об обращении лекарственных средств»;
  • Федеральным законом от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса»;
  • Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике»;
  • Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении»;
  • постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109 «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации»;
  • постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.1995 № 332 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен на газ и сырье для его производства»;
  • постановлением Правительства РФ от 03.05.2001 № 335 «О  порядке установления специальных надбавок к тарифам на транспортировку газа газораспределительными организациями для финансирования программ газификации»;
  • постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)»;
  • постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2008 № 950 «Об участии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в осуществлении государственного регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий»;
  • постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.2008 № 293 «О государственном регулировании и контроле цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей»;
  • постановлением Правительства Российской Федерации от 18.12.2003  № 759 «Об утверждении правил задержания транспортного средства, помещения его на стоянку, хранения, а также запрещения эксплуатации»;
  • постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008  № 520 «Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса»;
  • постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.1997 № 1301 «О государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации».

Обязательные требования к осуществлению деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, соблюдение которых подлежит проверке в процессе осуществления государственного контроля (надзора), установлены нормативными правовыми актами автономного округа в форме постановлений Правительства автономного округа, приказов Региональной службы по тарифам автономного округа, которыми утверждаются цены, тарифы, надбавки, а также их предельные уровни на определенный нормативными правовыми актами Российской Федерации перечень товаров и услуг.

Указанные нормативные правовые акты принимаются в соответствии с Законом Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 25.02.2003 № 14-оз «О нормативных правовых актах Ханты-Мансийского автономного округа – Югры», постановлением Губернатора Ханты - Мансийского автономного округа - Югры от 08.12.2011 № 175  «О Порядке проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и проектов нормативных правовых актов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и признании утратившими силу некоторых постановлений Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры», постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 01.11.2008 № 224-п «О подготовке нормативных правовых актов исполнительных органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и их государственной регистрации».

В ходе согласования проекты нормативных правовых актов проходят процедуру проверки на предмет наличия или отсутствия признаков коррупциогенности. Проекты нормативных правовых актов размещаются на сайте органов исполнительной власти автономного округа для проведения независимой антикоррупционной экспертизы.

Принятые нормативные правовые акты публикуются в официальных источниках (Сборник Законодательства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и окружной газете «Новости Югры»), а также на сайте органов исполнительной власти автономного округа.

В случаях, установленных законодательством, приказы также доводятся специалистами службы до регулируемых организаций или индивидуальных предпринимателей.

В соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 № 520 и от 26.02.2004 № 109  заверенные копии приказов по установлению тарифов на услуги водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, в сфере теплоснабжения и электроэнергетики направляются в Федеральную службу по тарифам.

В целом нормативные правовые акты, устанавливающие требования к осуществлению деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в области государственного регулирования цен (тарифов) на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры являются достаточными по содержанию, в них учтены особенности осуществления регулируемой деятельности, признаков коррупциогенности не выявлено.

 

2. Организация государственного контроля (надзора)

РСТ Югры является исполнительным органом государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - автономного округа), осуществляющим функции по реализации единой государственной политики и нормативному правовому регулированию и региональному государственному контролю в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги).

РСТ Югры находится в ведении первого заместителя Губернатора автономного округа.

Структурными подразделениями РСТ Югры являются управления и отделы. В состав управлений могут входить отделы. РСТ Югры возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Губернатором автономного округа, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и автономного округа.

Руководитель имеет заместителей, в том числе первого заместителя, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Губернатором автономного округа в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и автономного округа.

Кроме функций по контролю РСТ Югры осуществляет полномочия  по:

  • реализации единой государственной политики по регулированию цен (тарифов) на товары (услуги) в сфере электроэнергетики, теплоснабжения, коммунальной, транспортной, социальной и газовой сферах;
  • обеспечению доступности для потребителей и иных лиц информации об установленных тарифах.

 

В связи с тем, что в структуре РСТ Югры не выделено отдельно структурное подразделение по осуществлению контрольных (надзорных) функций, одни и те же  специалисты осуществляют функции по проведению экспертизы тарифов для их установления и мероприятия по контролю за порядком ценообразования в форме выездных и документарных проверок, а также иные полномочия.

РСТ Югры в установленной сфере деятельности осуществляет следующие полномочия по региональному государственному контролю:

Региональный государственный контроль (надзор) в области регулируемых государством цен (тарифов) на товары (услуги) на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры;

Региональный государственный контроль за соблюдением стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничного рынков электрической энергии;

Региональный государственный контроль за применением территориальными сетевыми организациями платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих величину этой платы;

Региональный государственный контроль за использованием инвестиционных ресурсов, включаемых в регулируемые государством тарифы;

Региональный государственный контроль за соблюдением стандартов раскрытия информации субъектами естественных монополий;

Государственный контроль за соблюдением организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, требований о принятии программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и требований к этим программам, устанавливаемых Региональной службой по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

РСТ Югры при осуществлении полномочий по контролю руководствуется:

  • Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (до 1 августа 2011 года положения настоящего Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проверок и сроков их проведения, не применялся при осуществлении государственного контроля (надзора) государственного контроля регулирования цен (тарифов) и надбавок к ним, контроля за соблюдением стандартов раскрытия информации субъектами естественных монополий, контроля за соблюдением стандартов раскрытия информации организациями коммунального комплекса), а так же:
  • постановлением Правительства РФ от 23.07.2007 № 468 «Об утверждении правил осуществления государственного контроля в области регулирования тарифов и надбавок»;
  • постановлением Правительства РФ от 23.07.2007 № 467 «Об утверждении правил осуществления государственного контроля за применением предельных индексов изменения размера платы граждан за жилое помещение и коммунальные услуги»;
  • постановлением Правительства РФ от 15.05.2010 № 340 «О порядке установления требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности»;
  • постановлением Правительства РФ от 01.12.2009 № 977 «Об инвестиционных программах субъектов  электроэнергетики»;
  • постановлением Правительства РФ от 21.01.2004 № 24 «Об утверждении стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии»;
  • постановлением Правительства РФ от 29.10.2010 № 872 «О стандартах раскрытия информации субъектами естественных монополий, оказывающими услуги по транспортировке газа по трубопроводам»;
  • постановлением Правительства РФ от 28.09.2010 № 764 «Об утверждении правил осуществления контроля за соблюдением субъектами естественных монополий стандартов раскрытия информации».

В целях реализации Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и улучшения правоприменительной практики исполнения государственной функции приказом РСТ Югры от 28.12.2009 № 142-нп утвержден Административный регламент проведения РСТ Югры проверок при осуществлении регионального государственного контроля регулируемых цен (тарифов) на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, в соответствии с которым РСТ Югры осуществляет полномочия по контролю.

 

3. Финансовое и кадровое обеспечение исполнения функций по осуществлению государственного контроля (надзора)

В соответствии с Уставом (Основным законом) Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Законами Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 19 ноября 2001 года № 75-оз «О Губернаторе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» и от 2 апреля 2010 года № 62-оз «О системе исполнительных органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры», постановлением Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 13 апреля 2010 года № 67 «О структуре исполнительных органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры», постановлением Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 30 июня 2010 года № 112 утверждено Положение о Региональной службе по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, ее структура и предельная штатная численность в количестве 57 единиц, относящиеся к должностям государственной гражданской службы.

Общее количество штатных единиц по должностям, предусматривающим выполнение функций по контролю (надзору) составляет в среднем за 2011 год 36 единиц. При этом следует учитывать, что указанное количество штатных единиц осуществляли выполнение не только функций по контролю (надзору) за порядком ценообразования, но и функций по регулированию цен, тарифов и другие полномочия. Объем финансовых средств, выделяемых в отчетном периоде из бюджета автономного округа на осуществление проверок, указан исходя из текущего содержания указанных штатных единиц.

На финансовое обеспечение государственных служащих, наделенных полномочиями по осуществлению регулирования цен, тарифов и контроля (надзора) за их применением на 2011 год запланировано 72 388,2 тыс. руб. Фактически израсходовано 72 125,2 тыс. руб.

Штатная численность должностей государственных гражданских служащих РСТ Югры, выполняющих функции по контролю на 31.12.2011 составила 36 единиц (63 % от штатной численности), фактическая численность специалистов, непосредственно выполняющих функции по контролю 35 человек, укомплектованность составила 97 %.

Классные чины присвоены 26 специалистам, выполняющим функции по контролю (72 %).

Ежегодно государственные гражданские служащие РСТ Югры проходят повышение квалификации. Повышение квалификации по специальностям государственной гражданской службы в 2011 году прошли 9 государственных гражданских служащих, выполняющих функции по контролю (25 %).

В среднем в 2011 году одним работником проведено 0,8 проверок, на одного работника выделено 2 060,7 тыс. руб. финансовых средств в год.

Для проведения контрольных (надзорных) мероприятий эксперты или экспертные организации не привлекались.

 

4. Проведение государственного контроля (надзора)

В 2011 году проведено всего 30 проверок правильности применения регулируемых цен, тарифов, надбавок, в том числе 20 документарных проверок и 10 выездных. При этом из общего количества проверок проведено 19 внеплановых проверок, в том числе 10 проверок в связи с обращением граждан в случае нарушения прав потребителей, 7 проверок в связи с поручением председателя Правительства Российской Федерации, 2 проверки проведены по иным  основаниям.

 

5. Действия органов государственного контроля (надзора)

По результатам выявленных нарушений специалистами Региональной службы по тарифам автономного округа составлены протоколы об административных правонарушениях, предписания по устранению нарушений порядка ценообразования. Руководителем Региональной службы по тарифам автономного округа рассмотрены дела об административной ответственности, вынесены постановления о назначении административного наказания. За отчетный период наложено 603,00 тыс. руб. штрафов, взыскано в счет бюджета автономного округа – 553 тыс. рублей.

 

6. Анализ и оценка эффективности государственного контроля

В 2011 году проведено 30 проверок правильности применения регулируемых цен, тарифов, надбавок, что на 21 проверку меньше, чем за аналогичный период прошлого года. При этом количество выявленных нарушений порядка ценообразования увеличилось с 8 до 12.

Плановых проверок утвержденных прокуратурой проведено 11, что составило 100 процентов выполнение плана проверок Региональной службы по тарифам.

 

7. Предложения по совершенствованию нормативно-правового регулирования и осуществления государственного контроля в сфере государственного регулирования цен (тарифов)

Анализ нормативных правовых актов по осуществлению государственного контроля (надзора) в сфере государственного регулирования цен (тарифов) позволяет сделать вывод о наличии двух основных проблем.

Не приняты закрепленные в федеральных законах акты Правительства Российской Федерации, регулирующие порядок контроля. Например, государственный контроль за применением цен на лекарственные препараты. В соответствии с  пунктом 3 статьи 6 Федерального закона от 12 апреля 2010 года № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» осуществление данного вида контроля входит в компетенцию субъектов Российской Федерации. Согласно пункту 9 статьи 60 указанного закона порядок контроля должен быть определен Правительством Российской Федерации. До настоящего времени такой порядок не установлен.

Такая же ситуация с контролем за использованием инвестиционных ресурсов, включенных в регулируемые государством цены (тарифы) в сфере теплоснабжения. Согласно пункту 4 части 3 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» порядок данного контроля должен быть утвержден Правительством Российской Федерации, однако данный акт до настоящего времени не принят.

 

Руководитель службы                                                                                               А.А. Березовский


Опубликовано: 18.03.2016 11:18        Обновлено: 05.04.2016 10:30