Размер:
A A A
Цвет:
C C C C
Изображения Вкл Выкл.

Доклад Региональной службы по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа – Югры об осуществлении государственного контроля (надзора) за соблюдением порядка ценообразования в соответствии с законодательством Российской Федерации и об эффективности такого контроля (надзора) за 2012 год

1.Состояние нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере деятельности

 

Региональная служба по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее по тексту - РСТ Югры) является исполнительным органом государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее также - автономного округа), осуществляющим функции по реализации единой государственной политики и нормативному правовому регулированию, региональному государственному контролю (надзору) в области регулируемых государством цен (тарифов) на товары (услуги).

 

Перечень товаров и услуг, цены, тарифы, надбавки на которые регулируются государством, утверждены на Федеральном уровне:

Федеральным законом от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях»;

Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике»;

Федеральным законом от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса»;

Федеральным законом от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств»;

Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении»;

постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)»;

постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.1995 № 332 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен на газ и сырье для его производства»;

постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.1997 № 1301 «О государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации»;

постановлением Правительства РФ от 03.05.2001 № 335 «О порядке установления специальных надбавок к тарифам на транспортировку газа газораспределительными организациями для финансирования программ газификации»;

постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109 «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации»;

постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.2008 № 293 «О государственном регулировании и контроле цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей»;

постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 № 520 «Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса»;

постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2008 № 950 «Об участии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в осуществлении государственного регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий».

Обязательные требования к осуществлению деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, соблюдение которых подлежит проверке в процессе осуществления государственного контроля (надзора), установлены нормативными правовыми актами автономного округа в форме постановлений Правительства автономного округа, приказов РСТ Югры, которыми утверждаются цены, тарифы, надбавки, а также их предельные уровни на определенный нормативными правовыми актами Российской Федерации перечень товаров и услуг.

Указанные нормативные правовые акты принимаются в соответствии с Законом Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 25.02.2003 № 14-оз «О нормативных правовых актах Ханты-Мансийского автономного округа – Югры», постановлением Губернатора Ханты - Мансийского автономного округа - Югры от 08.12.2011 № 175 «О Порядке проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и проектов нормативных правовых актов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и признании утратившими силу некоторых постановлений Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры», постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 01.11.2008 № 224-п «О подготовке нормативных правовых актов исполнительных органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и их государственной регистрации».

В ходе согласования проекты нормативных правовых актов проходят процедуру проверки на предмет наличия или отсутствия признаков коррупциогенности. Проекты нормативных правовых актов размещаются на официальном сайте РСТ Югры (www.rst.admhmao.ru) для проведения независимой антикоррупционной экспертизы.

Принятые нормативные правовые акты публикуются в официальных источниках (Сборник Законодательства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и окружной газете «Новости Югры»), а также на официальном сайте РСТ Югры.

В случаях, установленных законодательством, приказы также доводятся специалистами РСТ Югры до регулируемых организаций или индивидуальных предпринимателей.

В соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 № 520 и от 26.02.2004 № 109 заверенные копии приказов по установлению тарифов на услуги водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, в сфере теплоснабжения и электроэнергетики направляются в Федеральную службу по тарифам.

В целом нормативные правовые акты, устанавливающие требования к осуществлению деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в области государственного регулирования цен (тарифов) на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры являются достаточными по содержанию, в них учтены особенности осуществления регулируемой деятельности, признаков коррупциогенности не выявлено.

 

2. Организация государственного контроля (надзора)

 

РСТ Югры является исполнительным органом государственной власти автономного округа, осуществляющим функции по реализации единой государственной политики и нормативному правовому регулированию, региональному государственному контролю (надзору) в области регулируемых государством цен (тарифов) на товары (услуги).

РСТ Югры находится в ведении первого заместителя Губернатора автономного округа.

Структурными подразделениями РСТ Югры являются управления и отделы. В состав управлений могут входить отделы.

РСТ Югры возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Губернатором автономного округа, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и автономного округа.

Руководитель имеет заместителей, в том числе первого заместителя, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Губернатором автономного округа в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и автономного округа.

Кроме функций по контролю РСТ Югры осуществляет полномочия по:

реализации единой государственной политики по регулированию цен (тарифов) на товары (услуги) в сфере электроэнергетики, теплоснабжения, коммунальной, транспортной, социальной и газовой сферах;

обеспечению доступности для потребителей и иных лиц информации об установленных тарифах.

В структуре РСТ Югры не выделено отдельно структурное подразделение по осуществлению контрольных (надзорных) функций. Специалисты отраслевых отделов РСТ Югры осуществляют как функции по проведению экспертизы тарифов для их установления, так и мероприятия по осуществлению государственного регионального контроля (надзора) в области регулируемых государством цен (тарифов) в форме выездных и документарных проверок.

РСТ Югры в установленной сфере деятельности осуществляет следующие полномочия по региональному государственному контролю (надзору):

региональный государственный контроль (надзор) в области регулируемых государством цен (тарифов) на товары (услуги) на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, в том числе:

в области регулирования тарифов и надбавок в коммунальном комплексе в части правомерности и обоснованности установления и изменения органами регулирования муниципальных образований надбавок к ценам (тарифам), предусмотренных частями 1, 2 и 4 статьи 5 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Закон N 210-ФЗ), и применения тарифов и надбавок, предусмотренных частями 3 - 6 статьи 4 и частями 1, 2 и 4 статьи 5 Закона N 210-ФЗ, а также соблюдения стандартов раскрытия информации организациями коммунального комплекса;

в области регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, а также соблюдения стандартов раскрытия информации организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, органами местного самоуправления, осуществляющими переданные им полномочия в области регулирования тарифов в соответствии с Федеральным законом от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении";

за регулируемыми государством ценами (тарифами) в электроэнергетике в части обоснованности величины цен (тарифов) и правильности применения цен (тарифов), регулируемых РСТ Югры, использования инвестиционных ресурсов, включаемых в регулируемые РСТ Югры цены (тарифы), применения территориальными сетевыми организациями платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих величину этой платы, а также соблюдения стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков;

в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в части обоснованности установления, изменения и применения цен (тарифов), а также соблюдения стандартов раскрытия информации теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями;

региональный государственный контроль (надзор) за соблюдением субъектами естественных монополий и организациями коммунального комплекса, осуществляющими регулируемые виды деятельности, в случае если цены (тарифы) на товары (услуги) таких организаций подлежат установлению РСТ Югры, требований о принятии программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и требований к этим программам, устанавливаемых РСТ Югры применительно к регулируемым видам деятельности указанных организаций;

региональный государственный контроль (надзор) за соблюдением стандартов раскрытия информации субъектами естественных монополий, оказывающих услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, расположенным в пределах территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры;

региональный государственный контроль (надзор) в сферах естественных монополий в части соблюдения стандартов раскрытия информации субъектами естественных монополий в пределах своих полномочий по вопросам государственного регулирования тарифов:

услуг по передаче электрической энергии;

услуг по передаче тепловой энергии;

железнодорожных перевозок в пригородном сообщении;

услуг в транспортных терминалах, портах и аэропортах, включенных в реестр субъектов естественных монополий и не вошедших в перечень субъектов естественных монополий в сфере услуг в транспортных терминалах, портах и аэропортах, государственное регулирование которых осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;

водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры.

 

РСТ Югры при осуществлении полномочий по контролю руководствуется:

Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», а так же:

постановлением Правительства РФ от 21.01.2004 № 24 «Об утверждении стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии»;

постановлением Правительства РФ от 23.07.2007 № 467 «Об утверждении правил осуществления государственного контроля за применением предельных индексов изменения размера платы граждан за жилое помещение и коммунальные услуги»;

постановлением Правительства РФ от 23.07.2007 № 468 «Об утверждении правил осуществления государственного контроля в области регулирования тарифов и надбавок»;

постановлением Правительства РФ от 01.12.2009 № 977 «Об инвестиционных программах субъектов электроэнергетики»;

постановлением Правительства РФ от 30.12.2009 № 1140 «Об утверждении стандартов раскрытия информации организациями коммунального комплекса и субъектами естественных монополий, осуществляющими деятельность в сфере оказания услуг по передаче тепловой энергии»;

постановлением Правительства РФ от 15.05.2010 № 340 «О порядке установления требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности»;

постановлением Правительства РФ от 28.09.2010 № 764 «Об утверждении правил осуществления контроля за соблюдением субъектами естественных монополий стандартов раскрытия информации»;

постановлением Правительства РФ от 29.10.2010 № 872 «О стандартах раскрытия информации субъектами естественных монополий, оказывающими услуги по транспортировке газа по трубопроводам».

В целях реализации Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и улучшения правоприменительной практики исполнения государственной функции были приняты Административные регламенты исполнения РСТ Югры государственных функций по осуществлению регионального государственного контроля (надзора):

Административный регламент исполнения Региональной службой по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа – Югры государственной функции по осуществлению регионального государственного контроля за соблюдением организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, требований о принятии программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и требований к этим программам, устанавливаемых Региональной службой по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, утвержден приказом Региональной службы по тарифам автономного округа 22.12.2011 № 114-нп;

Административный регламент исполнения РСТ Югры государственной функции по осуществлению регионального государственного контроля (надзора) в области регулируемых государством цен (тарифов) на товары (услуги) на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, в соответствии с которым РСТ Югры, утвержден приказом РСТ Югры 23.12.2011 № 115-нп;

Административный регламент исполнения Региональной службой по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа – Югры государственной функции по осуществлению регионального государственного контроля за соблюдением стандартов раскрытия информации субъектами естественных монополий, утвержден приказом РСТ Югры 23.12.2011 № 116-нп;

Административный регламент исполнения Региональной службой по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа – Югры государственной функции регионального государственного контроля за соблюдением стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, утвержден приказом РСТ Югры 24.12.2011 № 117-нп.

 

3. Финансовое и кадровое обеспечение исполнения функций по осуществлению государственного контроля (надзора)

 

В соответствии с Уставом (Основным законом) Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 2 апреля 2010 года № 62-оз «О системе исполнительных органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры», постановлением Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 13 апреля 2010 года № 67 «О структуре исполнительных органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры», постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 14 апреля 2012 года № 137-п утверждено Положение о Региональной службе по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, ее структура и предельная штатная численность в количестве 57 штатных единиц должностей государственной гражданской службы.

Общее количество штатных единиц по должностям, предусматривающим выполнение функций по контролю (надзору) составляет в среднем за 2012 год 36 единиц. При этом следует учитывать, что указанное количество штатных единиц осуществляли выполнение не только функций по контролю (надзору) в области регулируемых государством цен (тарифов), но и функций по регулированию цен, тарифов и другие полномочия. Объем финансовых средств, выделяемых в отчетном периоде из бюджета автономного округа на осуществление проверок, указан исходя из текущего содержания 35-ти штатных единиц.

На финансовое обеспечение государственных служащих, наделенных полномочиями по осуществлению регулирования цен, тарифов и контроля (надзора) за их применением на 2012 год запланировано 53302,42 тыс. руб. Фактически израсходовано 50 978,54 тыс. руб. (в I полугодии – 27 647,92 тыс. руб., во II полугодии – 23 330,62 тыс. руб.)

Штатная численность должностей государственных гражданских служащих РСТ Югры, выполняющих функции по контролю на 31.12.2012 составила 36 единиц (63 % от штатной численности), фактическая численность специалистов, непосредственно выполняющих функции по контролю 35 человек, укомплектованность составила 97 %.

Классные чины присвоены 26 специалистам, выполняющим функции по контролю (72 %).

Ежегодно государственные гражданские служащие РСТ Югры проходят повышение квалификации. Повышение квалификации по специальностям государственной гражданской службы в 2012 году прошли 19 государственных гражданских служащих, выполняющих функции по контролю (53 %).

В среднем в 2012 году одним работником проведено 0,9 проверок, на одного работника выделено 1456,53 тыс. руб. финансовых средств в год.

Для проведения контрольных (надзорных) мероприятий эксперты или экспертные организации не привлекались.

 

4. Проведение государственного контроля (надзора)

 

За 2012 год РСТ Югры было проведено 27 плановых проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей (в первом полугодии - 14, во втором - 13), выявлено 11 нарушений обязательных требований законодательства (в первом полугодии - 5, во втором - 6). Кроме того, РСТ Югры на основании обращений и заявлений граждан о фактах нарушения прав потребителей проведено 5 внеплановых проверок (в I полугодии – 3, во II полугодии – 2). Нарушения выявлены у 4 хозяйствующих субъектов (в I полугодии – 3, во II полугодии – 1).

 

5. Действия органов государственного контроля (надзора)

 

По результатам выявленных нарушений специалистами РСТ Югры составлены протоколы об административных правонарушениях, предписания по устранению нарушений порядка ценообразования. Руководителем РСТ Югры рассмотрены дела об административных правонарушениях, вынесены постановления о назначении административного наказания. За отчетный период наложено 350,4 тыс. руб. штрафов (в I полугодии – 296,0 тыс. руб., во II полугодии – 54,4 тыс. руб.), взыскано в счет бюджета автономного округа – 134,4 тыс. рублей (в I полугодии – 100,0 тыс. руб., во II полугодии – 34,4 тыс. руб.).

 

6. Анализ и оценка эффективности государственного контроля (надзора)

 

В 2012 году проведено 32 проверки правильности применения регулируемых цен, тарифов, надбавок, что на 2 проверки больше, чем за аналогичный период прошлого года. При этом количество выявленных нарушений порядка ценообразования увеличилось с 12 до 15.

Доля проведенных внеплановых проверок от общего количества проведенных проверок в 2012 году составила – 15,6% (в 2011 году – 63,3 %).

Доля правонарушений, выявленных по итогам проведения внеплановых проверок от общего числа правонарушений, выявленных по итогам проверок в 2012 году составила – 26,6% (в 2011 году – 83,3 %).

Доля проверок, по итогам которых выявлены правонарушения от общего числа проведенных плановых и внеплановых проверок в 2012 году составила – 46,9% (в 2011 году – 40,0 %).

Доля проверок, по итогам которых по результатам выявленных правонарушений были возбуждены дела об административных правонарушениях от общего числа проверок, по итогам которых были выявлены правонарушения в 2012 году составила – 100,0% (в 2011 году – 100 %).

Доля проверок, по итогам которых по фактам выявленных нарушений наложены административные наказания от общего числа проверок, по итогам которых по результатам выявленных правонарушений возбуждены дела об административных правонарушениях в 2012 году составила – 40,0% (в 2011 году – 91,7 %).

Плановых проверок утвержденных Прокуратурой Ханты-Мансийского автономного округа – Югры проведено 27, что составило 100 процентов выполнение плана проверок РСТ Югры.


Опубликовано: 18.03.2016 11:18        Обновлено: 05.04.2016 10:29