Размер:
A A A
Цвет:
C C C C
Изображения Вкл Выкл.

Доклад Региональной службы по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа – Югры об осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в области регулируемых государством цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации и об эффективности такого контроля (надзора) за 9 месяцев 2013 года

1.Состояние нормативно-правового регулирования в области регулируемых государством цен (тарифов) на товары (услуги)

 

Региональная служба по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее по тексту - РСТ Югры) является исполнительным органом государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее также - автономного округа), осуществляющим функции по реализации единой государственной политики и нормативному правовому регулированию, региональному государственному контролю (надзору) в области регулируемых государством цен (тарифов) на товары (услуги) (далее – региональный государственный контроль).

Перечень товаров и услуг, цены, тарифы, надбавки на которые регулируются государством, установлены нормативными правовыми актами Российской Федерации:

     Федеральным законом от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях»;

     Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике»;

     Федеральным законом от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса»;

     Федеральным законом от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств»;

     Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении»;

     Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»;

постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)»;

постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.1995 № 332 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен на газ и сырье для его производства»;

постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.1997 № 1301 «О государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации»;

постановлением Правительства Российской Федерации от 03.05.2001 № 335 «О  порядке установления специальных надбавок к тарифам на транспортировку газа газораспределительными организациями для финансирования программ газификации»;

постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109 «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации»;

постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.2008 № 293 «О государственном регулировании цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей»;

постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 № 520 «Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса»;

постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2008 № 950 «Об участии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в осуществлении государственного регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий»;

постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011  №1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике»;

постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012  № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения»;

постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения».

Обязательные требования к осуществлению деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, соблюдение которых подлежит проверке в процессе осуществления регионального государственного контроля (надзора), установлены нормативными правовыми актами Российской Федерации, автономного округа.

Проекты нормативных правовых актов автономного округа, разработанные РСТ Югры, проходят процедуру проверки на предмет наличия или отсутствия признаков коррупциогенности. Проекты нормативных правовых актов направляются для согласования членам Общественного совета при РСТ Югры, а также размещаются на официальном сайте РСТ Югры (www.rst.admhmao.ru) для проведения независимой антикоррупционной эксперти

Принятые нормативные правовые акты публикуются в официальных источниках (Сборник Законодательства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и окружной газете «Новости Югры»), а также на официальном сайте РСТ Югры.

В случаях, установленных законодательством, приказы также доводятся специалистами РСТ Югры до регулируемых организаций или индивидуальных предпринимател

Заверенные копии приказов по установлению тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, в сфере теплоснабжения и электроэнергетики направляются в Федеральную службу по тарифам.

 

2. Организация регионального государственного контроля (надзора)

РСТ Югры является исполнительным органом государственной власти автономного округа, осуществляющим функции по реализации единой государственной политики и нормативному правовому регулированию, региональному государственному контролю (надзору) в области регулируемых государством цен (тарифов) на товары (услуги).

РСТ Югры находится в ведении первого заместителя Губернатора автономного округа.

Структурными подразделениями РСТ Югры являются управления и отделы. В состав управлений могут входить отделы.

РСТ Югры возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Губернатором автономного округа, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и автономного округа.

Руководитель имеет заместителей, в том числе первого заместителя, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Губернатором автономного округа в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и автономного округа.

Кроме функций осуществления регионального государственного контроля (надзора) РСТ Югры осуществляет полномочия по государственному регулированию цен (тарифов) на товары (услуги) в сфере электроэнергетики, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, коммунальной, транспортной, социальной и газовой сферах.

В структуре РСТ Югры не выделено отдельно структурное подразделение по осуществлению контрольных (надзорных) функций. Специалисты отраслевых отделов РСТ Югры осуществляют как функции по проведению экспертизы тарифов для их установления, так и мероприятия по осуществлению государственного регионального контроля (надзора) в области регулируемых государством цен (тарифов) в форме выездных и документарных проверок, систематического наблюдения.

РСТ Югры осуществляет региональный государственный контроль (надзор) в области регулируемых государством цен (тарифов) на товары (услуги) на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, в том числе:

- в области регулирования тарифов и надбавок в коммунальном комплексе в части правомерности и обоснованности установления и изменения органами регулирования муниципальных образований надбавок к ценам (тарифам), предусмотренных частями 1, 2 и 4 статьи 5 Федерального закона от 30 декабря 2004 года № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» (далее - Закон № 210-ФЗ), и применения тарифов и надбавок, предусмотренных частями 3 - 6 статьи 4 и частями 1, 2 и 4 статьи 5 Закона № 210-ФЗ, а также соблюдения стандартов раскрытия информации организациями коммунального комплекса;

- в области регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения в части определения достоверности, экономической обоснованности расходов и иных показателей, учитываемых при регулировании тарифов, экономической обоснованности фактического расходования средств при осуществлении регулируемых видов деятельности, правильности применения регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, а также соблюдения стандартов раскрытия информации организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, органами местного самоуправления, осуществляющими переданные им полномочия в области регулирования тарифов в соответствии с Федеральным законом от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»;

- за регулируемыми государством ценами (тарифами) в электроэнергетике в части обоснованности величины цен (тарифов) и правильности применения цен (тарифов), регулируемых РСТ Югры, использования инвестиционных ресурсов, включаемых в регулируемые РСТ Югры цены (тарифы), применения территориальными сетевыми организациями платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих величину этой платы, а также соблюдения стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков;

- в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в части обоснованности установления, изменения и применения цен (тарифов), а также соблюдения стандартов раскрытия информации теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями;

региональный государственный контроль (надзор) за соблюдением субъектами естественных монополий организациями осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение  и организациями коммунального комплекса, осуществляющими регулируемые виды деятельности, в случае если цены (тарифы) на товары (услуги) таких организаций подлежат установлению РСТ Югры, требований о принятии программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и требований к этим программам, устанавливаемых РСТ Югры применительно к регулируемым видам деятельности указанных организаций;

региональный государственный контроль (надзор) за соблюдением стандартов раскрытия информации субъектами естественных монополий, оказывающих услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, расположенным в пределах территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры;

региональный государственный контроль (надзор) в сферах естественных монополий в части соблюдения стандартов раскрытия информации субъектами естественных монополий в пределах своих полномочий по вопросам государственного регулирования тарифов:

- услуг по передаче электрической энергии;

- услуг по передаче тепловой энергии;

- железнодорожных перевозок в пригородном сообщении;

- услуг в транспортных терминалах, портах и аэропортах, включенных в реестр субъектов естественных монополий и не вошедших в перечень субъектов естественных монополий в сфере услуг в транспортных терминалах, портах и аэропортах, государственное регулирование которых осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

РСТ Югры при осуществлении полномочий по региональному государственному контролю (надзору) руководствуется:

Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», а так же:

постановлением Правительства РФ от 21.01.2004 № 24 «Об утверждении стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии»;

постановлением Правительства РФ от 23.07.2007 № 467 «Об утверждении правил осуществления государственного контроля за применением предельных индексов изменения размера платы граждан за жилое помещение и коммунальные услуги»;

постановлением Правительства РФ от 01.12.2009 № 977 «Об инвестиционных программах субъектов  электроэнергетики»;

постановлением Правительства РФ от 30.12.2009 № 1140 «Об утверждении стандартов раскрытия информации организациями коммунального комплекса»;

постановлением Правительства РФ от 15.05.2010 № 340 «О порядке установления требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности»;

постановлением Правительства РФ от 28.09.2010 № 764 «Об утверждении правил осуществления контроля за соблюдением субъектами естественных монополий стандартов раскрытия информации»;

постановлением Правительства РФ от 29.10.2010 № 872 «О стандартах раскрытия информации субъектами естественных монополий, оказывающими услуги по транспортировке газа по трубопроводам»;

постановлением Правительства РФ от 27.11.2010 № 938 «О стандартах раскрытия информации субъектами естественных монополий, осуществляющими деятельность в сферах услуг в транспортных терминалах, портах и аэропортах и услуг по использованию инфраструктуры внутренних водных путей»;

постановлением Правительства РФ от 17.01.2013 № 6 «О стандартах раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения»;

постановлением Правительства РФ от 27.06.2013 № 543 «О государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), а также изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства РФ».

В целях реализации Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и улучшения правоприменительной практики исполнения государственной функции были приняты Административные регламенты исполнения РСТ Югры государственных функций по осуществлению регионального государственного контроля (надзора):

Административный регламент исполнения Региональной службой по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа – Югры государственной функции по осуществлению регионального государственного контроля за соблюдением организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, требований о принятии программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и требований к этим программам, устанавливаемых Региональной службой по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, утвержден приказом  Региональной службы по тарифам автономного округа 22.12.2011 № 114-нп;

Административный регламент исполнения РСТ Югры государственной функции по осуществлению регионального государственного контроля (надзора) в области регулируемых государством цен (тарифов) на товары (услуги) на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, утвержден приказом РСТ Югры 23.12.2011 № 115-нп;

Административный регламент исполнения Региональной службой по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа – Югры государственной функции по осуществлению регионального государственного контроля за соблюдением стандартов раскрытия информации субъектами естественных монополий, утвержден приказом РСТ Югры 23.12.2011 № 116-нп;

Административный регламент исполнения Региональной службой по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа – Югры государственной функции регионального государственного контроля за соблюдением стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, утвержден приказом РСТ Югры 24.12.2011 № 117-нп.

 

3. Финансовое и кадровое обеспечение исполнения функций по осуществлению регионального государственного контроля (надзора)

 

В соответствии с Уставом (Основным законом) Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 2 апреля 2010 года № 62-оз «О системе исполнительных органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры», постановлением Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 13 апреля 2010 года № 67 «О структуре исполнительных органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры», постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 14 апреля 2012 года  № 137-п утверждено Положение о Региональной службе по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, ее структура и предельная штатная численность в количестве 85 штатных единиц должностей государственной гражданской службы. Предельная штатная численность РСТ Югры увеличилась с 57 до 85 штатных единиц в июле 2013 года, в связи с увеличением количества регулируемых организаций и выполнением полномочий, которыми органы исполнительной власти субъектов РФ в области регулирования тарифов были дополнительно наделены в соответствии с нормативными правовыми актами РФ.

Штатная численность должностей государственных гражданских служащих РСТ Югры, выполняющих функции по контролю (надзору) на 30.09.2013 составила 57 единиц (67 % от штатной численности), за 9 месяцев 2013 года – 47 единиц, фактическая численность специалистов, непосредственно выполняющих функции по контролю (надзору) на 30.09.2013 составила 30 единиц, укомплектованность составила 52 %, за 9 месяцев 2013 года – 33 единицы. При этом следует учитывать, что указанное количество штатных единиц осуществляли выполнение не только функций по контролю (надзору) в области регулируемых государством цен (тарифов), но и функций по регулированию цен, тарифов и другие полномочия.

На финансовое обеспечение государственных служащих, наделенных полномочиями по осуществлению регулирования цен, тарифов и контроля (надзора) за их применением за 9 месяцев 2013 года запланировано 50 689 тыс. руб. Фактически израсходовано 36 675 тыс. руб., на одного работника выделено 1 111 тыс. руб. финансовых средств.

Для проведения контрольных (надзорных) мероприятий эксперты или экспертные организации не привлекались.

 

4. Проведение регионального государственного контроля (надзора)            

 

За 9 месяцев 2013 года РСТ Югры была проведена 31 проверка юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, в том числе 27 документарных проверок и 4 выездных. При этом из общего количества проверок проведено 11 внеплановых проверок, из них 10 в связи с обращением граждан в случае нарушения прав потребителей и 1 по контролю за исполнением предписаний, выданных по результатам проведенной ранее проверки.

        

5. Действия органов государственного контроля (надзора)

 

По результатам выявленных нарушений специалистами РСТ Югры выданы предписания по устранению нарушений и составлены протоколы об административных правонарушениях. Руководителем РСТ Югры рассмотрены дела об административных правонарушениях, вынесены постановления о назначении административного наказания. За отчетный период наложено административных штрафов на сумму 1 057 тыс. руб., взыскано в бюджет автономного округа – 842 тыс. руб. (сумма указана с учетом штрафов, наложенных в 2012 году).

 

6. Анализ и оценка эффективности регионального государственного контроля (надзора)

Для анализа и оценки эффективности осуществления РСТ Югры регионального государственного контроля (надзора) в области регулируемых государством цен (тарифов) за 9 месяцев 2013 года используются следующие показатели (в сравнении с аналогичным периодом 2012 года):

 

№ п/п

Показатели

9 месяцев

2013 года

9 месяцев

2012 года

1

выполнение плана проведения проверок (доля

проведенных плановых проверок в процентах

общего количества запланированных проверок)

100%

100%

2

доля заявлений, направленных в органы

прокуратуры о согласовании проведения

внеплановых выездных проверок, в согласовании

которых было отказано (в процентах общего

числа направленных в органы прокуратуры

заявлений)

0%

0%

3

доля проверок, результаты которых признаны

недействительными (в процентах общего числа

проведенных проверок)

0%

0%

4

доля проверок, проведенных с нарушениями

требований законодательства Российской

Федерации о порядке их проведения, по

результатам выявления которых к должностным

лицам органов государственного контроля

(надзора), осуществившим такие проверки,

применены меры дисциплинарного,

административного наказания (в процентах

общего числа проведенных проверок)

0%

0%

5

доля юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, в отношении которых были

проведены проверки (в процентах общего

количества юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих

деятельность на территории автономного округа,

деятельность которых подлежит государственному

контролю (надзору))

2,2%

1,9%

6

доля проведенных внеплановых проверок (в

процентах общего количества проведенных

проверок)

35,5%

15,4%

7 доля проверок, по итогам которых выявлены правонарушения от общего числа проведенных плановых и внеплановых проверок (в процентах общего числа проведенных плановых и внеплановых проверок)

61,3%

34,6%

8 доля правонарушений, выявленных по итогам проведения внеплановых проверок (в процентах общего числа правонарушений, выявленных по итогам проверок)

16,3%

100%

9

доля проверок, по итогам которых по результатам

выявленных правонарушений были возбуждены

дела об административных правонарушениях (в

процентах общего числа проверок, по итогам

которых были выявлены правонарушения)

100%

100%

10 доля проверок, по итогам которых по фактам выявленных нарушений наложены административные наказания (в процентах общего числа проверок, по итогам которых по результатам выявленных правонарушений возбуждены дела об административных правонарушениях)

52,6%

44,4%

 

На 1 хозяйствующий субъект за 9 месяцев 2013 года приходится 0,02 проверок (0,03 нарушения), в то время как в аналогичном периоде прошлого года – 0,018 проверок (0,006 нарушений).

 В ходе проведения РСТ Югры проверок за 9 месяцев 2013 года выявлено 43 нарушений обязательных требований законодательства, что в 4,7 раза больше, чем за аналогичный период 2012 года (9 нарушений).

Доля проверок, по итогам проведения которых выявлены правонарушения составляет – 61,3% от общего числа проведенных проверок, т.е. на 26,7% больше, чем за 9 месяцев 2012 года.

                           

         7. Выводы по результатам осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области регулируемых государством цен (тарифов) на товары (услуги)

 

Анализ деятельности РСТ Югры по результатам осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области регулируемых государством цен (тарифов) на товары (услуги) за 9 месяцев 2013 года позволяет сделать следующие выводы:

- количество проведенных плановых проверок – 20, что составляет 100% от общего количества проверок, запланированных к проведению РСТ Югры в указанном периоде;

- региональный государственный контроль (надзор) в области регулируемых государством цен (тарифов) на товары (услуги) за 9 месяцев 2013 года, как и в 2012 году, осуществлялся РСТ Югры без нарушений требований Федерального законодательства;

- в полном объеме юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями исполнены предписания об устранении нарушений, выданные РСТ Югры по результатам проверок;

- обеспечено проведение информационно – разъяснительной работы с хозяйствующими субъектами в целях предупреждения и предотвращения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями нарушений законодательства в области регулируемых государством цен (тарифов) на товары (услуги); 

- обеспечено информирование населения об уполномоченном органе исполнительной власти автономного округа на осуществление государственного регионального контроля (надзора) в области регулируемых государством цен (тарифов) на товары (услуги) путем опубликования информации в окружной газете «Новости Югры» и размещения на официальном сайте РСТ Югры.     


Опубликовано: 18.03.2016 11:18        Обновлено: 05.04.2016 10:28