Размер:
Цвет:

Письмо РСТ Югры от 27.02.2020 № 24-Исх-651 по вопросу представления предложений об установлении (корректировке) цен (тарифов) на 2021 и последующие годы в сфере теплоснабжения            


Информационное письмо

по вопросу представления предложений об установлении (корректировке) цен (тарифов) на 2021 и последующие годы в сфере теплоснабжения

Регулирование тарифов в сфере теплоснабжения осуществляется Региональной службой по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее – РСТ Югры) в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года №190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон № 190-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации                                    от 22 октября 2012 года № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения» (далее – Постановление № 1075), методическими указаниями по расчёту регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утверждёнными приказом ФСТ России от 13 июня 2013 года № 760-э (далее – Методические указания).

В соответствии с пунктом 13 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее – Правила), утвержденных Постановлением № 1075, регулируемая организация до 1 мая года, предшествующего очередному расчетному периоду регулирования, представляет в орган регулирования предложение об установлении (корректировке) цен (тарифов) (далее – Предложение) и в случаях, определенных Правилами, заявление о выборе метода регулирования тарифов.

Предложение должно быть сформировано с учетом требований, предусмотренных пунктами 15, 16 Правил, при этом РСТ Югры рекомендует руководствоваться:

- формами заявления (обращения) об установлении (корректировке) тарифов, указанными в приложениях 1.1, 1.2, 1.3, 1.4 к настоящему письму;

- перечнем документов и обосновывающих материалов и требованиями к их предоставлению (приложения 2, 3);

- формами для расчета тарифов (приложения 4, 5, 6).

Представленные материалы по расчету тарифов должны соответствовать установленному (выбранному) методу регулирования тарифов. Основные методологические положения по формированию необходимой валовой выручки установлены Методическими указаниями.

Теплоснабжающим организациям, для которых установлены долгосрочные тарифы, корректировка тарифов будет осуществляться на весь период, в соответствии с пунктом 52 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения (далее – Основы ценообразования), утвержденных Постановлением № 1075.

В соответствии с действующим законодательством рост тарифов на коммунальные услуги для населения ограничен индексами роста платы граждан за коммунальные услуги, устанавливаемыми распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2019 года № 2556-р «Об утверждении индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации на 2020 год» и постановлением Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 14 декабря 2018 года № 127 «О предельных (максимальных) индексах изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2019 - 2023 годы» (в ред. постановления Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 6 декабря 2019 года № 97).

В связи с чем, при формировании расчетов, в случае если рост тарифов с 1 июля 2021 года превышает рост тарифа, учтенный при расчете индекса изменения размера платы граждан за коммунальные услуги теплоснабжающим организациям, среди потребителей которых имеется население, необходимо обратиться в администрацию муниципального образования по согласованию расчетов в составе предложения для совместного обращения в представительный орган местного самоуправления, с целью принятия последним решения о необходимости обращения к Губернатору автономного округа для установления предельного индекса изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в размере, превышающем индекс по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре более чем на величину отклонения по автономному округу.

В соответствии со статьей 15 Закона № 190-ФЗ теплоснабжающие организации, в том числе определенная органами местного самоуправления единая теплоснабжающая организация, а также теплосетевые организации в системе теплоснабжения, обязаны заключить договоры оказания услуг по передаче тепловой энергии и (или) теплоносителя в объеме, необходимом для обеспечения теплоснабжения потребителей тепловой энергии с учетом потерь тепловой энергии, теплоносителя при их передаче. При этом теплосетевые организации или теплоснабжающие организации приобретают тепловую энергию (мощность), теплоноситель в объеме, необходимом для компенсации потерь тепловой энергии в тепловых сетях таких организаций, у единой теплоснабжающей организации.

В связи с чем, теплоснабжающим (теплосетевым) организациям, поставляющим тепловую энергию (мощность) другим теплоснабжающим (теплосетевым) организациям, приобретающим тепловую энергию с целью компенсации потерь, необходимо также направить предложение об установлении (корректировке) соответствующих тарифов на 2021 и последующие годы.

В соответствии с частью 3 статьи 7 Закона № 190-ФЗ РСТ Югры устанавливает также плату за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения (далее – плата за подключение).

Учитывая, что цены (тарифы) вводятся в действие с начала очередного года на срок не менее 1 финансового года, за исключением случаев, предусмотренных законодательством и тот факт, что плата за подключение является источником развития коммунальной инфраструктуры, теплоснабжающим организациям необходимо с учетом мероприятий, предусмотренных в схемах теплоснабжения муниципальных образований и инвестиционных программах теплоснабжающих организаций на 2021 год, направить соответствующие заявления об установлении платы за подключение в адрес РСТ Югры не позднее 1 сентября 2020 года.

Регулируемые организации вправе до момента установления (корректировки) тарифов направить в адрес РСТ Югры дополнительные документы с подтверждением необходимости корректировки ранее направленных документов с приложением соответствующей сметы расходов, при этом инвестиционные программы, утвержденные в установленном порядке, необходимо представить в адрес РСТ Югры не позднее 1 ноября 2020 года.

Заявление, расчетные таблицы и обосновывающие документы предоставляются на бумажном носителе, подписанные руководителем регулируемой организации (иным уполномоченным лицом) или в электронной форме, подписанные усиленной квалифицированной электронной подписью руководителем регулируемой организации (иным уполномоченным лицом).

Кроме того заполненные расчетные формы (приложения 4, 5, 6) необходимо продублировать в электронном виде на адрес: BarannikovaVA@admhmao.ru или определенного приказом РСТ Югры эксперта (адрес указан на сайте Службы).

Особенности формирования Предложений

1. При формировании Предложений необходимо использовать параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2024 года, одобренного Правительством Российской Федерации 19 сентября 2019 года (далее - Прогноз). В случае уточнения Минэкономразвития России отдельных показателей Прогноза корректировка индексов по соответствующим статьям РСТ Югры будет осуществляться самостоятельно.

2. В соответствии с пунктом 56 Основ ценообразования при регулировании тарифов с применением метода индексации установленных тарифов, такие тарифы устанавливаются на срок не менее 5 расчетных периодов регулирования или при первом применении - на срок не менее 3 расчетных периодов регулирования.

В 2021 году срок действия долгосрочных тарифов, установленных на 2018 – 2020 годы, заканчивается и регулируемым организациям необходимо направлять предложения об установлении тарифов на тепловую энергию на следующий долгосрочный период.

Учитывая, что тарифы с применением долгосрочных методов регулирования устанавливаются в рамках Прогноза и подлежат ежегодной корректировке, РСТ Югры рекомендует организациям, рассчитывающим долгосрочные тарифы направлять предложения об установлении тарифов на тепловую энергию на 5 - летний период регулирования.

3. Обращаю внимание на необходимость предоставления заверенных копий документов, подтверждающих законное право использования и владения объектами теплоснабжения, а также расчетов индекса изменения количества активов.

В случае, если из содержания документов, подтверждающих законное право владения и (или) пользования сетями теплоснабжения, невозможно определить протяженность в двухтрубном исчислении, то в составе Предложения необходимо представить копии технических паспортов и (или) актов технического обследования, подтверждающих протяженность тепловых сетей в двухтрубном исчислении.

В случае выявления бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) орган местного самоуправления в соответствии с частью 6 статьи 15 Закона № 190-ФЗ до признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети в течение тридцати дней с даты их выявления обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей. Орган регулирования обязан включить затраты на содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей в тарифы соответствующей организации на следующий период регулирования.

Таким образом, с целью учета затрат на содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей регулируемые организации в составе Предложения должны представить решение органа местного самоуправления (постановление, распоряжение администрации) о признании бесхозяйных сетей (с указанием участков, протяженности, адресов) и определении обслуживающей организации на территории соответствующего муниципального образования.

Для проведения экспертизы материалов регулируемым организациям необходимо представить в адрес РСТ Югры в отношении эксплуатируемых производственных объектов, используемых для осуществления регулируемой деятельности (в разрезе установленных тарифов - при наличии более 1 тарифа):

- информацию согласно формам 1.1 и 1.2, указанным в приложениях 4, 5, 6;

- расчёт индекса изменения количества активов в соответствии с пунктом 38 Методических указаний при утверждении тарифов методом индексации установленных тарифов (формы 1.3, 1.3.1, 1.3.2, указанные в приложениях 4, 5);

- пояснительную записку (в случае отклонения технических характеристик объектов теплоснабжения на 2021 год от показателей, учтенных при установлении тарифов на 2020 год).

4. В соответствии с Основами ценообразования в тарифы включаются амортизационные отчисления. Амортизационные отчисления определяются исходя из первоначальной стоимости объекта основных средств на дату принятия к бухгалтерскому учету и максимального срока полезного использования объекта, определенного в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 года № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы».

В случае, если в расчетном периоде регулирования, регулируемая организация планирует эксплуатацию полностью самортизированного объекта теплоснабжения, в составе Предложения, но не позднее 15 ноября 2020 года, необходимо представить акт проверки объекта и паспорт готовности к отопительному периоду, оформленные органами местного самоуправления.

При этом, документы подготовки и готовности к отопительному периоду необходимо представить за отопительный период 2019 – 2020 годов в составе Предложения, за отопительный период 2020 – 2021 годов не позднее 15 ноября 2020 года.

5. В соответствии с пунктом 45 Основ ценообразования арендная плата включается в расходы организации в размере, не превышающем экономически обоснованный уровень. Экономически обоснованный уровень арендной платы определяется, исходя из принципа возмещения арендодателю амортизации, налогов на имущество и землю и других установленных законодательством Российской Федерации обязательных платежей, связанных с владением имуществом, переданным в аренду.

В связи с чем, организациям, владеющим объектами теплоснабжения на праве возмездной аренды кроме информации, указанной в пункте 3 настоящего письма необходимо представить заверенные копии документов, подтверждающих факт оплаты по договорам аренды (счетов-фактур и платежных поручений к ним) за 2019 год.

6. Согласно пункту 12 Методических указаний расходы, включаемые в необходимую валовую выручку, формируются, в том числе, с учетом выполнения программ регулируемой организации в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

В связи с чем, в составе Предложения регулируемой организации должна быть представлена программа в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

7. В соответствии с пунктом 22 Основ ценообразования, пунктом 9 Методических указаний объем полезного отпуска тепловой энергии определяется на основании схемы теплоснабжения, утвержденной органом местного самоуправления, в случае ее отсутствия - программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования, при отсутствии схемы либо программы или при отсутствии в указанных документах информации об объемах полезного отпуска тепловой энергии или при отсутствии ежегодной актуализации указанных данных в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2012 года № 154 «О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения» - с учетом фактического полезного отпуска тепловой энергии за последний отчетный год и динамики полезного отпуска тепловой энергии за последние 3 года.

Согласно приказу Росстата от 23 декабря 2016 года № 848 теплоснабжающие организации ежемесячно предоставляют в ФАС России через систему ФГИС ЕИАС ФАС России статистическую отчетность по форме № 46-ТЭ «Сведения о полезном отпуске (продаже) тепловой энергии» в формате шаблона 46TE.STX (далее – Шаблон).

Таким образом, Шаблон должен быть загружен в систему ФГИС ЕИАС ФАС России за 2017 – 2019 годы. Для подтверждения объемов вырабатываемой и отпущенной в сеть тепловой энергии по факту 2019 года необходимо дополнительно предоставить материалы, характеризующие объемные показатели - акты сверок взаиморасчетов (в натуральном и денежном выражении) за 2019 год:

по топливу с поставщиками энергоресурсов в разрезе источников тепловой энергии и свод;

по объемам реализованной тепловой энергии в разрезе потребителей тепловой энергии и свод.

При этом, необходимо представить принципиальную схему теплоснабжения от котельных, с указанием приборов учета энергетических ресурсов и воды по котельным согласно форме 13, указанной в приложениях 4, 5, 6, а также объектов собственного потребления тепловой энергии.

8. В связи с тем, что информация в Шаблоне синхронизируется с информацией об установленных тарифах, представляемой РСТ Югры в адрес ФАС России, в составе Предложения необходимо представить информацию о планируемых объемах полезного отпуска на 2021 год помесячно по категориям потребителей тепловой энергии в разрезе всех установленных тарифов согласно форме 2.1, указанной в приложениях 4, 5, 6.

В составе предложения об установлении тарифов на горячее водоснабжение, осуществляемое с использованием открытых систем теплоснабжения, необходимо представить производственную программу регулируемой организации, а также данные по объемам горячего водоснабжения на 2021 год помесячно по категориям потребителей в разрезе всех установленных тарифов согласно форме 2.2, указанной в приложениях 4, 5, 6.

9. В соответствии с пунктом 31 Основ ценообразования при отсутствии нормативов по отдельным статьям расходов допускается регулирующим органом использовать в расчетах экспертные оценки.

При определении объема топлива и объема потерь тепловой энергии при передаче тепловой энергии по тепловым сетям РСТ Югры руководствуется утвержденными в установленном порядке нормативами удельного расхода топлива и нормативами технологических потерь соответственно.

Таким образом, в условиях отсутствия у теплоснабжающих организаций приказов об утвержденных нормативах, при установлении долгосрочных тарифов на первый год долгосрочного периода регулирования или тарифов методом экономически обоснованных расходов (затрат), в качестве экспертной оценки будут использоваться разработанные РСТ Югры нормативы – индикаторы ресурсной эффективности.

Аналогично в отношении объемов приобретаемых регулируемой организацией услуг на водоотведение при определении расходов на оплату услуг, оказываемых организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности. В случае не представления расчетов по объемам водоотведения, произведенных в соответствии с требованиями действующего законодательства в сфере теплоснабжения будут также применяться экспертные оценки.

10. В соответствии с пунктом 41 Основ ценообразования при определении расходов регулируемой организации на проведение ремонтных работ используются расчетные цены и обоснованные мероприятия по проведению ремонтных работ на производственных объектах, принадлежащих ей на праве собственности или на ином законном основании в соответствии с методическими указаниями.

К заявлению организации, осуществляющей регулируемый вид деятельности, должны быть приложены копии договоров (с приложениями) о выполнении работ сторонними организациями, в том числе ремонтных работ подрядными организациями, план проведения ремонтных работ за предшествующий, текущий и расчетный периоды регулирования; графики капитальных, текущих ремонтов на предшествующий, текущий и расчетный периоды регулирования; пообъектный расчет стоимости ремонтных работ на расчетный период регулирования, с указанием ссылок на использованные в этом расчете нормативы расходов материалов и трудозатраты и выделением расходов по каждой номенклатуре планируемых работ; сметной документации на планируемые в расчетном периоде регулирования ремонтные работы; заключения экспертиз технического состояния производственного оборудования, предписания органов технадзора, дефектные ведомости на планируемые ремонтные работы, выполнение которых необходимо проводить в расчетном периоде регулирования; договоры с подрядными организациями, привлеченными к выполнению ремонтов, материалы, подтверждающие заключение договоров по результатам закупочных процедур; отчет о фактически выполненных ремонтах за предшествующий год.

11. В соответствии с пунктом 47 Основ ценообразования в необходимую валовую выручку включаются, в том числе расходы регулируемой организации по сомнительным долгам.

Согласно статье 266 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) следует, что сумма резерва по сомнительным долгам определяется по результатам проведенной на последнее число отчетного (налогового) периода инвентаризации дебиторской задолженности.

В случае, если налогоплательщик принял решение о создании резерва по сомнительным долгам, списание долгов, признаваемых безнадежными в соответствии со статьей 266 НК РФ, осуществляется за счет суммы созданного резерва.

В соответствии с указанной нормой резерв по сомнительным долгам может быть использован организацией лишь на покрытие убытков от безнадежных долгов, признанных таковыми в порядке, установленном    НК РФ.

В обоснование экономически обоснованных расходов на создание резерва по сомнительным долгам должны быть представлены следующие документы: акты инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами по форме № ИНВ-17; справки к вышеуказанным актам (приложение к форме № ИНВ-17); протоколы работы комиссии по проведению инвентаризации; акты о проведении инвентаризации долгов на основании судебных решений; акты о признании дебиторской задолженности безнадежной; приказы о проведении инвентаризации дебиторской задолженности в соответствии с НК РФ; перечень (реестр) потребителей услуг, по которым истек установленный срок исковой давности с указанием лицевых счетов, номеров договоров, сумм задолженности по отчетным датам; судебные решения, акты государственного органа, подтверждающие прекращение обязательства вследствие невозможности его исполнения; постановления об окончании исполнительного производства и возвращении взыскателю исполнительного документа, оборотно-сальдовые ведомости по счетам 007, 51, 62, 63, 91, 91.2 с расшифровками указанных сумм и другие документы.

Неиспользованные средства резерва по сомнительным долгам, включенные в необходимую валовую выручку предыдущего периода регулирования, по своей экономической сути являются запланированными, но не понесенными расходами организации, которые в соответствии с пунктом 50 Основ ценообразования подлежат исключению из необходимой валовой выручки на очередной период регулирования.

12. Информация о фактических доходах и расходах от регулируемых видов деятельности за 2019 год должна соответствовать бухгалтерской отчетности.

Определение расходов должно осуществляться раздельно на производство и передачу (сбыт) тепловой энергии, аналогично и с предоставлением фактических расходов за 2019 год. При этом необходимо предоставлять сводный расчет необходимой валовой выручки.

13. При применении хозяйствующим субъектом упрощенной системы налогообложения, формирование затрат, включаемых в необходимую валовую выручку для расчета тарифов осуществляется с учетом налога на добавленную стоимость.

14. Организациям, представляющим в соответствии с пунктом 13 Правил Предложение и заявление об установлении тарифов методом экономически обоснованных расходов (затрат), методом индексации установленных тарифов на новый долгосрочный период (2021-2023 годы, 2021-2025 годы), необходимо представить расчет численности персонала, расчет расходов на оплату труда и расчет отчислений на социальные нужды, выполненные в соответствии с требованиями действующего законодательства в сфере теплоснабжения.

15. В соответствии с законодательством в области государственного регулирования цен (тарифов) в случае если регулируемая организация в течение расчетного периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования при установлении для нее регулируемых цен (тарифов), то такие расходы учитываются органом регулирования при установлении регулируемых цен (тарифов) для такой регулируемой организации начиная с периода, следующего за периодом, в котором указанные расходы были документально подтверждены.

При этом, повторный учет одних и тех же расходов не допускается.

В случае получения регулируемой организацией субсидий (либо платы концедента) из консолидированного бюджета Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, с целью недопущения повторного учета расходов при установлении регулируемых цен (тарифов) на 2021 год, данные значения необходимо отображать в формах 3 и 12 в приложениях 4, 5, 6, с указанием конкретных статей, размеров и представлять соответствующие пояснения.

Обращаю внимание на административную ответственность, установленную Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях за:

- непредставление регулируемой организацией Предложений в орган, уполномоченный в области государственного регулирования тарифов, в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от 3 до 5 тысяч рублей, на юридических лиц – от 50 до 100 тысяч рублей (часть 1 статьи 19.7.1);

- не раскрытие регулируемой организацией информации в течение 10 календарных дней с момента подачи заявления об установлении цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в орган, уполномоченный в области государственного регулирования тарифов, в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 до 20 тысяч рублей, на юридических лиц – от 100 до 500 тысяч рублей (часть 1 статьи 19.8.1).

РСТ Югры будет возбуждено административное судопроизводство в отношении юридических и должностных лиц, не представивших Предложений и (или) нарушивших стандарты раскрытия информации.

Настоящее информационное письмо по вопросу представления предложений об установлении (корректировке) цен (тарифов) на 2021 и последующие годы в сфере теплоснабжения размещено на официальном сайте РСТ Югры в разделе «Информационные письма», подразделе «Письма РСТ Югры».

Документ подписан электронной подписью в соответствии с Федеральным законом от 6 апреля 2011 года № 63-ФЗ «Об электронной подписи».

Приложения:

1. Образцы заявлений (обращений) на имя руководителя РСТ Югры об установлении тарифов на 2021 и последующие годы на __л. в 1 экз.

2. Рекомендуемый перечень документов и обосновывающих материалов, представляемых хозяйствующими субъектами для установления тарифов на тепловую энергию на 2021 и последующие годы на __ л. в 1 экз.

3. Требования к представляемым материалам, для проведения экспертизы расчетов по установлению тарифов в сфере теплоснабжения на 2021 и последующие годы на __ л. в 1 экз.

4. Формы для расчета тарифов методом индексации на __ л. в 1 экз.

5. Формы для корректировки долгосрочных тарифов на __ л. в 1 экз.

6. Формы для расчета тарифов методом экономически обоснованных расходов (затрат) на __ л. в 1 экз.

Руководитель службы


А.А. Березовский


Исполнитель:

Начальник отдела регулирования тарифов в теплоэнергетике РСТ Югры

Пашнина Татьяна Евгеньевна, тел.(3467) 36-01-36 вн. 4615

Опубликовано: 02.03.2020 17:50        Обновлено: 11.12.2020 12:51