Размер:
Цвет:

Информация для опубликования в газете "Новости Югры" по вопросам повышения тарифов на услуги ЖКХ на 2008 год (21 января 2008 года)

Информация для опубликования в газете "Новости Югры" по вопросам повышения тарифов на услуги ЖКХ на 2008 год 21 января 2008 года

 

1.Чем обусловлено повышение тарифов на услуги ЖКХ?

 

Ростом тарифов на продукцию естественных монополий (электроэнергию, газ). Рост цен на топливо для производства тепловой энергии сложился выше прогнозного дефлятора Минэкономразвития РФ и Федеральной службы по тарифам России, в том числе очень высокий рост цен на топливо, не подлежащих государственному регулированию (нефть, попутный нефтяной газ).

Ростом расходов на оплату труда производственного персонала. Доведение базовой месячной тарифной ставки рабочего первого разряда до размера, установленного отраслевым тарифным соглашением для организаций ЖКХ.

Также на повышение тарифов повлиял рост затрат организаций на уровне инфляции (удорожание материалов для ремонтов, транспортных услуг, общехозяйственных и иных расходов), доведение платежей за коммунальные услуги до уровня 100% (как на примере с Ханты-Мансийском), ликвидация в тарифах перекрестного субсидирования между группами потребителей.

 

2. От чего зависят нормативы потребления услуг и их расчёт?

 

Нормативы потребления коммунальных услуг должны рассчитываться в соответствии с Правилами установки и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утверждёнными Правительством Российской Федерации. Прежде всего, надо сказать, что платежи граждан определяются объёмом потребляемых коммунальных услуг, которые определяются по приборам учёта или нормативам, помноженным на тарифы, устанавливаемые уполномоченными органами регулирования. Нормативы потребления коммунальных услуг при отсутствии приборов учёта утверждаются органами самоуправления муниципальных образований, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъекта РФ. Срок действия утверждённых нормативов должен быть не менее 3 лет. Кроме того, нормативы должны дифференцироваться в зависимости от благоустройства, вида здания, этажности, износа здания и других параметров, указанных в вышеназванных Правилах. Из этого следует, что многие действующие нормативы потребления коммунальных услуг будут пересматриваться.

К примеру, в окружной столице нормативы не менялись более 10 лет. За это время появились дома новой застройки, естественно, там меньше тепловых и прочих потерь. Нельзя сравнивать с бараками. А до сих пор действуют одинаковые нормативы.

 

3. Почему в разных муниципальных образованиях округа разные тарифы?

 

Рассмотрим данный вопрос на примере тарифов на тепловую энергию. Тарифы имеют разный уровень, который зависит от вида топлива на котельных (нефть, газ, дрова, уголь), объёма вырабатываемой и отпускаемой тепловой энергии (полезного отпуска), отношения подключенной нагрузки потребителей к установленной мощности котельных, технического состояния и протяженности обслуживаемых тепловых сетей. Вот в Нефтеюганске на предприятии ООО "Югансктранстеплосервис" тепловая энергия производится на 2 котельных, полезный отпуск 1 млн. 137 тыс. Гкал., тариф – 566 руб., в Ханты-Мансийске несколько теплоснабжающих организаций, только МП "Управление теплоснабжения и инженерных сетей" обслуживает 36 котельных, полезный отпуск 305 тыс. Гкал (почти в три раза меньше, чем в Нефтеюганском предприятии), соответственно тариф – 1091 руб. Котельные окружной столицы загружены лишь на 50% от установленной мощности. Большое количество котельных, отсутствие единой теплоснабжающей организации в городе оказывают значительное влияние на уровень тарифа. Тарифы на водоснабжение так же зависят от протяженности водопроводных сетей, состояния оборудования. Если изношенное, ветхое – большие расходы на ремонт. С другой стороны, если оборудование новое (или после реконструкции), то у него высокая балансовая стоимость, отсюда в структуре тарифа значительный удельный вес амортизационных отчислений.

Большая проблема не только в округе – в России – перекрёстное субсидирование. Перераспределение расходов на коммунальные услуги между потребителями, то есть снижение уровня тарифов для одной группы потребителей (например населения) и повышение для другой. Такая ситуация, к примеру, в г.Нижневартовске, г.Мегионе. Да, там низкие тарифы для населения в целях социальной защиты, но это не значит, что они в принципе, низкие. И это, кстати, нарушение действующего законодательства, которое определило, что, если устанавливается льготный тариф для какой-то группы потребителей, должен быть определён источник возмещения поставщику услуг убытков, возникающих при отпуске продукции по заниженным тарифам. Так, к примеру, сделали в Радужном. Там установлен льготный тариф для населения, источник возмещения – бюджет города.

Даже в одном городе может быть установлен разный уровень тарифов. Как мы уже говорили, в окружной столице более 5 предприятий, которые занимаются теплоснабжением, у всех разные тарифы.

Теплоснабжение – монопольный вид деятельности. У потребителя здесь нет возможности найти услугу подешевле, он привязан к поставщику местом жительства. Создание в городе единого теплоснабжающего предприятия позволило бы решить проблему различных тарифов в одном городе.

 

4. Как осуществляется контроль за тарифами на территории округа?

 

Контроль за применением установленных тарифов, за соблюдением порядка ценообразования на территории автономного округа осуществляет Региональная служба по тарифам автономного округа в соответствии с полномочиями. В плане работы Региональной службы планируются контрольные мероприятия, так же проводятся внеплановые (в том числе выездные) проверки на основании обращений граждан, поручений органов исполнительной власти автономного округа, депутатов Думы автономного округа и т.д.

Государственное регулирование тарифов осуществляется следующим образом:

Водоснабжение, водоотведение, утилизация (захоронение) твёрдых бытовых отходов

Тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса – производителей товаров и услуг в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твёрдых бытовых отходов регулируются в соответствии с Федеральным законом "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" от 30.12.2004 №210-ФЗ. Тарифы на территории автономного округа устанавливаются в рамках предельных индексов изменения тарифов, которые утверждает Федеральная служба по тарифам России в среднем для субъекта РФ – Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. На территории автономного округа установление тарифов для организаций коммунального комплекса в основном относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных образований, незначительной части организаций тарифы устанавливает Региональная служба по тарифам автономного округа.

Электроснабжение, теплоснабжение

Тарифы на электрическую и тепловую энергию регулируются в соответствии с Федеральным законом "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" от 14.04.1995 № 41-ФЗ, постановлением Правительства РФ "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации" от 26.02.2004 № 109. Тарифы так же устанавливаются в рамках предельных уровней тарифов, утверждаемых Федеральной службой по тарифам России.

На территории автономного округа тарифы на электрическую энергию, дифференцированные по группам потребителей, уровням напряжения, зонам суток в централизованной зоне электроснабжения устанавливает Региональная энергетическая комиссия Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа, Ямало-Ненецкого автономного округа, в децентрализованной зоне электроснабжения (электроэнергия вырабатывается на автономных дизельных электростанциях) Региональная служба по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Население в децентрализованной зоне электроснабжения рассчитывается за электрическую энергию по тарифам централизованного электроснабжения, разница в тарифах возмещается энергоснабжающим организациям в виде дотаций из бюджета автономного округа.

Тарифы на тепловую энергию для потребителей всех энергоснабжающих организаций, расположенных на территории автономного округа, устанавливает Региональная служба по тарифам автономного округа.

Газоснабжение

Государственное регулирование цен на газ и его транспортировку осуществляется в соответствии с Федеральными законами "О естественных монополиях" от 17 августа 1995 года № 147-ФЗ ФЗ, "О газоснабжении в РФ" от 31 марта 1999 года № 69-ФЗ, постановлением Правительства РФ от 15.04.95 № 332 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен на газ и сырье для его производства".

Полномочия по государственному регулированию цен на газ распределены следующим образом:

Федеральная служба по тарифам утверждает:

  • оптовые цены на нефтяной (попутный) газ, реализуемый газоперерабатывающим заводам для дальнейшей переработки, на природный газ, реализуемый населению и прочим потребителям, на сжиженный газ, реализуемый населению для бытовых нужд,

  • тарифы на транспортировку газа по газораспределительным сетям по субъектам РФ,

  • размер платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям поставщиками газа

Правительство автономного округа или по его поручению Региональная служба по тарифам утверждает:

  • розничные цены на природный и сжиженный газ, реализуемый населению, а также жилищно-эксплуатационным организациям, организациям, управляющим многоквартирными домами, жилищно-строительным кооперативам и товариществам собственников жилья для бытовых нужд населения (кроме газа для арендаторов нежилых помещений в жилых домах и газа для заправки автотранспортных средств)

  • специальную надбавку к тарифу на транспортировку природного газа ГРО,

  • Региональная служба по тарифам представляет экспертные заключения в ФСТ на планируемые тарифы по транспортировке газа по распределительным сетям ГРО.

Опубликовано: 18.03.2016 11:19        Обновлено: 18.03.2016 11:19