Размер:
A A A
Цвет:
C C C C
Изображения Вкл Выкл.

"Формула" тарифа. Кто кого опередит: инфляция или рост коммунальных платежей (опубликовано в газете "Новости Югры" (№173 (18403) от 10.11.2011)

"Формула" тарифа. Кто кого опередит: инфляция или рост коммунальных платежей

 

Осенью население не только запасается картошкой и утепляет квартиры в преддверии холодов, но и ждет оглашения «списка», в котором отражено – какие коммунальные услуги и на сколько подорожают в новом году.

Наиболее осведомленные вэтом вопросе люди работают в Региональной службе по тарифам (РСТ), туда мы и направились, темболее что с 2010 года…

– Да, вы правы, – подтвердил руководитель РСТ Алексей Березовский, – с прошлого года формирование тарифов на услуги коммунального комплекса в полном объеме было передано на уровень субъектов Федерации. Хочу напомнить: при утверждении тарифов на 2011 год Правительством России был определен уровень роста платежей длянаселения не более 15 %. Фактически же на территории Югры он в среднем составил 11 %.

– Как округ в этом плане выглядит на уровне других субъектов Федерации?

– Средний по Югре тариф на тепловую энергию на 2011 год сложился ниже уровня среднего тарифа по Российской Федерации. В результате проведенных экспертиз нашей службой были исключены необоснованно включенные затраты на производство тепловой энергии в размере4,5 млрд рублей; таким образом, рост к 2010 году составил 8,9 %. Всего было установлено 159 тарифов на тепловую энергию.

– А что можно сказать о тарифе на водоснабжение?

– В нынешнем году по Югре он выше, чем в среднем по России.

Но я бы отметил, что среди субъектов, входящих в Уральский федеральный округ, средний тариф по Югре ниже, чем на Ямале, и фактически сопоставим с Тюменской областью. В целом же мы не достигли предельно максимального роста, то есть 16,3 %, граждане платят в нынешнем году за водоснабжение на 13,8 % больше, чем в 2010-м.В округе немало муниципальных образований – это Октябрьский, Нижневартовский, Сургутский, Ханты-Мансийский, Кондинский, Березовский, Белоярский районы, где в 2010 году население платило за воду, водоотведение, тепло ниже экономически обоснованных тарифов, поэтому в 2011 году предприятиямиз бюджета муниципальных образований возмещается разница.

Таким образом, реальные затраты не были переложены на население. Если уж мы затронули эту тему, то хотел бы отметить, что округ в 2011 году вложил 460 млн рублей в подготовку коммунального комплекса к зиме, чтобы жители могли получать услуги и по теплу, и по воде соответствующего уровня надежности и качества.  Добавлю, что в процессе анализа тарифного регулирования на 2011 год на услуги водоснабжения и водоотведения эксперты нашей службы провели анализ эффективности деятельности отрасли. Один из показателей – это использование мощностей оборудования, так вот, в 15 из 22 муниципальных образований мощности используются менее чем на 60 процентов. Все это приводит к росту затрат на содержание и обслуживание оборудования, невозможности за счет тарифа включать средства в развитие производства.

– Алексей Александрович, разъясните, пожалуйста, нашим читателям, почему ежегодно нужно повышать тариф?

– Давайте разложим тариф по затратам: в первую очередь это заработная плата, топливо, электроэнергия, ремонтные работы, амортизационные отчисления и прочие расходы. То есть в тариф заложено то, что не может не повышаться в цене, например заработная плата. Если в стране инфляция, то ее необходимо повышать на уровень индекса потребительских цен, чтобы люди, которые работают в системе ЖКХ, могли бы достойно жить. Сегодня средняя зарплата в отрасли – 26–27 тысяч рублей, это гораздо ниже, чем в среднем по округу. Ежегодно повышается стоимость топлива, электроэнергии – это тоже учитывается при составлении тарифа. Если не ремонтировать оборудование, оно перестанет функционировать – на это тоже нужны средства. Вот почему тарифы на коммунальные услуги ежегодно повышаются, но при этом государство ограничивает их предельный рост и тем самым стимулирует предприятия коммунального комплекса на проведение работ по оптимизации затрат. Многих интересует: почему так широк диапазон тарифов? Как я уже упоминал, на теплоснабжение в этом году их действует 159. Казалось бы, на территории округа проще всего установить один тариф для всех. Но это невозможно, так как приходится учитывать многое, например степень изношенности сетей и оборудования, объем реализации коммунальных услуг, даже характер местности – холмистая или равнинная, так как меняется протяженность сетей, разбросанность объектов, также учитывается уровень энергоемкости установленного оборудования, вид топлива и другие факторы. Так что вывести «формулу» тарифа для каждого предприятия – дело достаточно сложное и трудоемкое, а сопоставлять уровни тарифов в разных муниципальных образованиях не совсем корректно.

– В таком случае вам как руководителю Региональной службы по тарифам пора «открыть карты» и сообщить: что ждет население в 2012 году?

– С января по июнь, то есть в течение полугода, тарифы сохранятся на уровне 2011 года. Первое повышение произойдет с 1 июля – до 6 % и с 1 сентября– тоже до 6 %. Таким образом, в среднем по округу там, где оказывают полный комплекс коммунальных услуг, платежи вырастут не более чем на 12 %, а там, где две услуги – газ и электричество, – не более 15 %. Эти цифрывыведены с учетом прогноза социально-экономического развития страны.

– Как вы уже упоминали, специалисты РСТ анализируют деятельность коммунальных предприятий округа. Какие бы рекомендации вы могли бы им дать, чтобы добиться снижения реальных затрат, а значит, и снижения тарифа на свои услуги?

– Необходима работа на уровне отраслевого департамента совместно с РСТ Югры по взаимодействию с предприятиями коммунальной сферы, направленнаяна модернизацию производства, повышение эффективности работы, оптимизацию расходов. Необходим комплексный подход, который может дать ответ на вопрос: каковы тарифные последствия после реализации мероприятий? То есть отразится ли проводимая работа на кошельке граждан? Сегодня такая работа на окружном уровне организована.

Региональная служба по тарифам, со своей стороны, подготовила требования к программам по энергосбережению, для этого пришлось обратить особое внимание на внутренние резервы предприятий. В документе учтено, за счет чего должно снижаться потребление топлива, воды, электроэнергии, сколько предприятие должно тратить на собственные нужды, какое оборудование необходимо использовать при реконструкции основных производственных фондов и так далее. Все это оформлено приказом, действие которого распространяется на три года. Как мы убедились, резервов внутри самих предприятий коммунальной сферы много, только надо их грамотно задействовать.

– Бывает и такая ситуация: тариф установили, а качество услуг никак не соответствует плате за них. Как быть?

– Обращаться в компетентные органы, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг (постановление Правительства РФ № 354 от 06.05.2011), добиваться принятия решения от организации, предоставляющей услуги, если вас не удовлетворяет качество. Мы тоже в части своей компетенции  тслеживаем эти вопросы при установлении тарифов. Также необходимо отметить, что правительством округа создается консультационно-правовой центр по вопросам защиты и обеспечения прав граждан при предоставлении жилищно-коммунальных услуг. За последний год Региональной службой по тарифам, как я уже говорил, проведена огромная работа по выявлению внутренних резервов предприятий. Мы знаем цифры – сколько и чего нужно, чтобы получить результат, знаем состояние основных фондов. Сегодня мы взаимодействуем с отраслевым департаментом, муниципальными образованиями по составлению комплексных программ энергосбережения и энергоэффективности. Две таких программы – по Нижневартовску и Когалыму – разместили на сайте правительства. Думаю, этот опыт могут взять на вооружение и другие муниципалитеты. Чтобы уменьшить тарифы, рецепт простой: снижать затраты – другого пути нет.

Валентина ПАТРАНОВА


Опубликовано: 18.03.2016 11:19        Обновлено: 05.04.2016 14:18