Размер:
A A A
Цвет:
C C C C
Изображения Вкл Выкл.

на 1 февраля 2009 года

Водоснабжение, водоотведение и другие коммунальные услуги на 1 февраля 2009 года

Жилищные услуги, теплоснабжение, стоимость содержания общежитий и квартир на 1 февраля 2009 года

 

Информация
по результатам мониторинга цен и тарифов
за содержание и ремонт жилого помещения и коммунальные услуги
в муниципальных образованиях Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
по состоянию на 1 февраля 2009 года

Во исполнение письма от 25.12.2008 г. № ВБ-П-10653 Региональной службой по тарифам автономного округа проведен мониторинг цен и тарифов за содержание и ремонт жилого помещения и коммунальные услуги в муниципальных образованиях Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по состоянию на 1 февраля 2009 года.

В течение 2008 года на федеральном и окружном уровне приняты следующие основные нормативные правовые акты, касающиеся вопросов оплаты жилищно-коммунальных услуг:

  • Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 г. (с изменениями и дополнениями на 24.04.2008 г., 13.05.2008 г., 23.07.2008 г.);

  • Федеральный закон от 23.07.2008 г. № 160-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием осуществления полномочий Правительства Российской Федерации";

  • Федеральный закон от 25.12.2008 г. № 281-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";

  • Приказ Федеральной службы по тарифам России от 05.08.2008 г. № 128-э/2;

  • постановление Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 г. № 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса";

  • постановление Правительства Российской Федерации от 18.12.2008 г. № 960 "О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг на 2009-2011 годы";

  • Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 29.02.2008 г. № 18-оз "О внесении изменения в закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры "О регулировании отдельных жилищных отношений в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре";

  • Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 30.09.2008 г. № 97-оз "О государственном регулировании и контроле за ценами (тарифами) на товары (услуги) в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре";

  • постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 09.09.2008 г. № 190-п "О внесении изменений в постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 21.12.2006 г. № 296-п";

  • постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 26.11.2008 г. № 246-п "О региональном стандарте стоимости жилищно-коммунальных услуг";

  • Приказ Региональной службы по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 03.07.2008 г. № 38-К "Об утверждении Временных методических рекомендаций по расчету регулируемых тарифов на услуги по утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов";

  • Приказ Региональной службы по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 25.09.2008 г. № 106-нп "Об утверждении предельных индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, предельных индексов максимально возможного изменения размера платы граждан на жилое помещение и коммунальные услуги по муниципальным образованиям Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2009 год".

Мониторинг проводился по следующим отслеживаемым показателям:

  • максимально допустимой доле собственных расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи;

  • уровню платежей граждан;

  • ценам и тарифам за жилое помещение и коммунальные услуги;

  • нормативам потребления жилищно-коммунальных услуг;

  • плате за жилое помещение и коммунальные услуги.

В соответствии с Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 06.07.2005 г. № 57-оз "О регулировании отдельных жилищных правоотношений в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" (с изменениями на 29.02.2008 г.) предельная максимально допустимая доля собственных расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи на 1 февраля 2009 года установлена во всех 22 муниципальных образованиях автономного округа дифференцированно от 0 до 22% в зависимости от размера среднедушевого дохода. Фактическая доля собственных расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном семейном доходе по состоянию на 1.02.2009 г. в среднем по округу составляет 6,5%, что на 0,67% выше уровня аналогичного показателя на начало 2008 года.

Федеральным и окружным законодательством уровень платежей граждан за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг установлен в размере 100%. В большинстве территорий автономного округа установлен стопроцентный уровень платежей граждан на все жилищно-коммунальные услуги. На 1 февраля 2009 года в целом по всем видам услуг (содержание и ремонт жилого помещения, техническое обслуживание лифтов, вывоз и утилизация твердых бытовых отходов, услуги холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, перевозка (доставка) воды, услуги водоотведения, вывоз жидких бытовых отходов и услуги теплоснабжения) в среднем по округу данный показатель составил 94,44%, что на 0,27% ниже, чем на начало 2008 года.

Уровень платежей граждан ниже 100% сохраняется в следующих муниципальных образованиях на услуги:

  • содержание жилого помещения – г. Сургут - 74%, Березовский район - 90,5%, г. Радужный - 97,3%, г. Нефтеюганск - 98,6%;

  • ремонт жилого помещения - Березовский район - 90,5%;

  • вывоз твердых бытовых отходов – Советский район - 88,55%, Кондинский район - 93,89%, Октябрьский район - 98,5%;

  • утилизация твердых бытовых отходов – Советский район - 83,57%;

  • холодное водоснабжение - Октябрьский район - 86,2%, Советский район - 89,82%, Березовский район - 94%, Кондинский район - 94,79%, г. Нефтеюганск - 99,2%;

  • горячее водоснабжение – Советский район – 83,67%, Березовский район – 95,3%, Октябрьский район – 96%;

  • перевозка (доставка) воды – г. Ханты-Мансийск – 16,89%, г. Сургут – 20%, г. Мегион – 55%, Октябрьский район – 71%;

  • водоотведение – Кондинский район – 80,45%, Советский район – 94,2%, Октябрьский район – 98,3%, Березовский район – 99,4%;

  • вывоз жидких бытовых отходов – г. Мегион – 11%, г. Сургут – 20%, г. Радужный – 21%, г. Нижневартовск – 30%, г. Белоярский – 40%, Советский район – 53,71%, г. Ханты-Мансийск – 63,9%, Березовский район – 76%, Октябрьский район – 84%, Кондинский район – 96,42%;

  • теплоснабжение – Советский район – 83,67%, Березовский район – 93%, Кондинский район – 96,94%, Октябрьский район – 97,3%, г. Нефтеюганск – 98,9%.

Довольно низкий уровень платежей граждан за предоставляемые жилищно-коммунальные услуги наблюдается, в основном, в Березовском, Октябрьском, Советском и Кондинском районах. Это объясняется тем, что платежеспособность населения данных районов низкая, а стоимость коммунальных услуг очень высокая.

Отмечено, что самый низкий уровень платежей граждан установлен на услуги по перевозке (доставке) воды и вывозу жидких бытовых отходов от 11% до 96,42%. Это объясняется тем, что данные услуги являются дорогостоящими в связи с высокой транспортной составляющей.

Установление уровня платежей граждан ниже предусмотренного окружным законодательством связано, прежде всего, с целью социальной защиты населения.

Цены и тарифы на жилое помещение и коммунальные услуги

Цены за содержание и ремонт жилого помещения были пересмотрены на 2009 год в 10-ти муниципальных образованиях автономного округа, а новые тарифы на коммунальные услуги введены в 20-ти городах и районах округа.

В среднем по округу за период с 1 февраля 2008 года по 1 февраля 2009 года произошло следующее изменение цен и тарифов на жилое помещение и коммунальные услуги:

Увеличение:

  • по содержанию и ремонту жилого помещения на 27% и 18% соответственно;

  • по холодному водоснабжению на 17%;

  • по горячему водоснабжению на 23%;

  • по водоотведению на 16%;

  • по вывозу жидких бытовых отходов 10%;

  • по теплоснабжению на 15%;

  • по электроснабжению в домах, оборудованных электроплитами и в домах, оборудованных газовыми плитами на 26,5% и 26,9% соответственно.

Увеличение либо снижение цен на вывоз и утилизацию твердых бытовых отходов проанализировать не представляется возможным в связи с тем, что в течение года во многих муниципальных образованиях плата за указанные услуги вошла в состав цены на содержание жилого помещения.

Изменения стоимости по содержанию и ремонту жилого помещения связано, прежде всего, с тем, что происходит изменение способа управления жилищным фондом. В соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации органы местного самоуправления проводят открытый конкурс по выбору управляющей организации для собственников помещений в многоквартирном доме, которыми не выбран способ управления многоквартирным домом или принятое такими собственниками решение о выборе способа управления многоквартирным домом не было реализовано. В связи с этим цены на содержание и ремонт жилых помещений в многоквартирных домах устанавливаются на основании договора между собственниками и управляющей организацией.

Собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования и контролировать качество предоставляемых услуг. Согласно утвержденному перечню работ, управляющие компании и ТСЖ формируют плату для каждого многоквартирного дома в зависимости от степени благоустройства и конструктивных особенностей жилого дома. Механизм снижения оплаты за жилое помещение и коммунальные услуги, в случае оказания услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определен федеральным законодательством. Согласно действующего законодательства в округе при поступлении заявлений от граждан производится снижение оплаты за коммунальные услуги.

Рост цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги обусловлен следующими основными причинами:

  • повышение цен на электроэнергию;

  • повышение тарифной ставки рабочего 1-го разряда;

  • увеличение цен на газ, нефть, уголь, горюче-смазочные материалы;

  • рост цен на материалы;

  • рост транспортных расходов;

  • введение в действие новых объектов, инженерных сооружений и оборудования для производственного и технологического процесса оказываемых услуг (увеличение амортизационных отчислений);

  • уменьшение объемов оказываемых услуг в связи с установкой у потребителей приборов учета потребления коммунальных услуг.

Анализ по установлению тарифов на коммунальные услуги, проведенный Региональной службой по тарифам автономного округа, показал, что тарифы на 2009 год установлены в рамках предельных индексов роста, утвержденных Приказом ФСТ России от 05.08.2008 г. № 128-э/2 и Приказом РСТ ХМАО - Югры от 25.09.2008 г. № 106-нп.

Нормативы потребления коммунальных услуг

В среднем по округу за период с 1 февраля 2008 года по 1 февраля 2009 года произошли следующие изменения:

По водоснабжению:

  • снизились в среднем по округу на 2% (в связи с изменением подхода к расчету тарифа за горячее водоснабжение откорректированы нормативы потребления за холодное и горячее водоснабжение в г.г. Урае, Когалыме, Радужный, Кондинский район);

  • увеличились в г.Ханты-Мансийске (рост составил 39%);

По водоотведению:

  • незначительные изменения произошли в г. Урае, Березовском и Кондинском районах в связи с приведением в соответствие с нормативами по водоснабжению;

  • увеличились в г.Ханты-Мансийске (рост составил 47%);

Указанные изменения нормативов потребления на данную услугу не отразились на среднем нормативе по автономному округу.

По теплоснабжению:

  • снизился в Кондинском районе на 4%, увеличился в Нефтеюганском и Ханты-Мансийском районах на 13,5% и 8% соответственно, что не отразилось на изменении нормативов потребления на данную услугу в среднем по автономному округу.

Изменение нормативов потребления коммунальных услуг произведено в муниципальных образованиях автономного округа в соответствии с требованиями Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 г. № 306.

Плата за содержание и ремонт жилого помещения и коммунальные услуги населением

В результате изменений цен и тарифов на содержание и ремонт жилого помещения и коммунальные услуги, нормативов потребления коммунальных услуг, уровня платежей граждан изменился и размер оплаты за данные услуги.

Проведенный мониторинг показал, что на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры наблюдается большой разброс в оплате за содержание и ремонт жилого помещения и коммунальные услуги (более чем в пять раз), что видно из таблицы 1.

Таблица 1

Средняя плата по округу

Максимальная плата

Минимальная плата

Содержание жилого помещения в капитальном исполнении, руб. за 1 кв.м.

18,41

34,10 г.Покачи

4,01 Кондинский район

Ремонт жилого помещения в капитальном исполнении, руб. за 1 кв.м.

5,23

10,51 г.Мегион

0,89 г.Покачи

Холодное водоснабжение с полным благоустройством, руб. с 1 чел. в месяц

169,25

350,48 г.Ханты-Мансийск

77,26 г.Нижневартовск

Горячее водоснабжение, руб. с 1 чел. в месяц

259,84

482,56 Сургутский район

122,14 Березовский район

Водоотведение с полным благоустройством, руб. с 1 чел. в месяц

243,26

515,85 Кондинский район

128,98 г.Лангепас

Теплоснабжение, руб. за 1 кв.м.

29,93

67,42 Ханты-Мансийский район

14,42 г.Радужный

На такой разброс платежей за жилищно-коммунальные услуги в автономном округе влияют следующие основные факторы:

  • разный перечень и объемы услуг и работ по оказанию жилищно-коммунальных услуг;

  • разный подход к расчету платы за горячее водоснабжение;

  • наличие перекрестного субсидирования;

  • разные даты ввода в действие нормативов и платежей;

  • наличие децентрализованного электроснабжения (по услуге теплоснабжения);

  • различные системы оплаты труда и выплаты стимулирующего характера, установленные в организациях коммунального комплекса;

  • различная протяженность сетей на единицу потребляемой услуги и доля изношенности инженерных сетей, рельеф местности, характер застройки, удаленность от железной дороги и другие природно-климатические, градостроительные, технологические, технические и экономические условия местности;

  • уровень рентабельности, включаемый в тариф.

Стоимость содержания типовой двухкомнатной неприватизированной квартиры для семьи из трех человек общей площадью 54 м2 за анализируемый период увеличилась в среднем по округу:

  • в капитальном исполнении на 13,3% и составила: наибольшая в г. Ханты-Мансийске – 6496,17 руб. в месяц, наименьшая в г. Радужном – 3322,36 руб. в месяц;

  • в деревянном исполнении на 11,2%, при этом, наибольшая в Кондинском районе – 5168,50 руб. в месяц, наименьшая в г. Радужном – 1940,38 руб. в месяц.

Таким образом, оплата за проживание в типовой квартире в округе значительно разнится, разрыв между максимальной и минимальной стоимостью квартир составляет от 2 до 2,6 раз.

Необходимо отметить, что одной из причин такой разницы в оплате жилищно-коммунальных услуг в округе является то, что в отдельных муниципальных образованиях, в таких как, гг. Нижневартовск, Лангепас, Радужный и Нижневартовский район увеличение платы населением за жилищно-коммунальные услуги перенесено на второй квартал 2009 года.

На 1 февраля 2009 года в целом по округу 35615 семей получают субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, что на 892 семьи больше (или на 2,6%), чем на начало 2008 года. Наибольшее количество таких семей отмечено в г. Сургуте – 7898, наименьшее в г. Покачи – 229. Сумма начисленных субсидий на 01.02.2009 года в целом по округу составила 723,5 млн. руб., что на 102,9 млн.руб. больше, чем на 01.02.2008 года.

Средний процент семей-должников по округу по оплате жилого помещения и коммунальных услуг за период свыше 6 месяцев на 01.02.2009 г. по сравнению с началом 2008 года снизился на 0,46% и составил 7,65%. Наибольший процент должников отмечен в Сургутском районе - 14,3%, наименьший – в г.Урай – 1,7%, города Нефтеюганск и Мегион данную информацию не представили.

Наглядно информация о ценах, тарифах за жилое помещение и коммунальные услуги, нормативах потребления, предельном уровне платежей граждан, стоимости содержания типовой двухкомнатной неприватизированной квартиры представлена в таблицах, а их динамика за период с 01.02.2008 г. по 01.02.2009 г. - в диаграммах.

Приложение:

  1. Таблицы – 14 л.

  2. Диаграммы – 31 л.

Информация подготовлена по данным, представленным органами местного самоуправления муниципальных образований автономного округа.

Региональная служба по тарифам автономного округа обращает внимание органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа на то, что необходимо придерживаться единой методологии в предоставлении информации заинтересованным органам различного уровня и ведомства, чтобы не нарушать целостности и сопоставимости анализируемых данных, а также на то, чтобы данные в таблицах мониторинга соответствовали принятым на территории муниципального образования постановлениям и распоряжениям Глав муниципальных образований.

 

Опубликовано: 18.03.2016 11:17        Обновлено: 03.11.2017 12:16