Размер:
A A A
Цвет:
C C C C
Изображения Вкл Выкл.

на 1 февраля

Водоснабжение, водоотведение и другие коммунальные услуги на 1 февраля 2005 года

 

Жилищные услуги, теплоснабжение, стоимость содержания общежитий и квартир на 1 февраля 2005 года

 

Информация по результатам мониторинга цен и тарифов за жилье и коммунальные услуги
в муниципальных образованиях Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
за 2004 год по и состоянию на 1 февраля 2005 года.

Департаментом тарифной и ценовой политики автономного округа проведен мониторинг цен и тарифов за жилье и коммунальные услуги в муниципальных образованиях Ханты-Мансийского автономного округа – Югры за 2004 год и по состоянию на 1 февраля 2005 года.

В течение 2004 - начале 2005 г.г. на федеральном и окружном уровнях принят ряд нормативных правовых актов, касающихся вопросов жилищно-коммунального хозяйства:

  • Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.04 №188-ФЗ;

  • Федеральный закон от 30.12.2004 г. №210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса";

  • Федеральный закон от 30.12.2004 г. №211-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса";

  • постановление Правительства Российской Федерации от 17.02.2004 №89 "Об утверждении основ ценообразования в сфере жилищно-коммунального хозяйства";

  • постановление Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 г. №392 "О порядке и условиях оплаты гражданами жилья и коммунальных услуг";

  • постановление Правительства Российской Федерации от 26.08.2004 №441 "О федеральных стандартах оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке возмещения расходов на капитальный ремонт жилья на 2005 год;

  • постановление Правительства РФ от 30.08.2004 г. №444 "О предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг";

  • постановление Правительства автономного округа от 29.01.2004 г. №14-п "Об утверждении Положения по оплате гражданами проживания и пользования коммунальными услугами в общежитиях на территории Ханты-Мансийского автономного округа";

  • постановление Правительства автономного округа от 16.08.2004 г. №361-п "О предельных максимальных тарифах на услуги водоснабжения и водоотведения";

  • постановление Правительства автономного округа от 28.10.2004 г. №435-п "Об окружных стандартах перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг на 2005 год";

  • постановление Правительства автономного округа от 27.01.2005 г. №16-п "О предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры".

Анализ проводился по следующим отслеживаемым показателям:

  • экономически обоснованным тарифам;

  • уровню платежей граждан;

  • ставкам для населения по оплате жилищно-коммунальных услуг;

  • стоимости содержания типовой 2-х комнатной квартиры.

Рассматривая динамику изменения цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги, можно отметить следующую тенденцию – во второй половине года отмечается некоторое снижение темпов роста цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги. Наивысший пик роста приходится на первую половину года. Данный факт объясняется тем, что цены и тарифы на жилищно-коммунальные услуги устанавливаются регулирующими органами один раз в год по завершению бюджетных процессов в субъекте и органах местного самоуправления.

В среднем по округу за период с 1 февраля 2004 года по 1 февраля 2005 года произошло следующее повышение экономически обоснованных тарифов:

  • по теплоснабжению на 11%;
  • по горячему водоснабжению на 10%;
  • по вывозу твердых бытовых отходов на 9%;
  • по электроснабжению на 8%;
  • по водоотведению на 5%;
  • по водоснабжению на 5%;
  • по содержанию и текущему ремонту жилищного фонда на 4%.

По газоснабжению для населения цены остались без изменения. Ожидаемая дата ввода новых розничных цен на газ 01.03.2005 г.

Стабильно невысокие темпы роста цен на содержание и ремонт жилищного фонда обусловлены тем, что цены на данную услугу регулируются органами местного самоуправления, которые стремятся снизить социальную нагрузку при установлении цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги, а также учитывают платежеспособность населения.

В соответствии с постановлениями Правительства РФ от 17.02.2004г.  №89  и от 30.07.2004 г. №392 оплата жилья  (плата за содержание и ремонт жилья) должна подразделяться на:

  • плату за содержание жилья;
  • плату за ремонт жилья.

Органы местного самоуправления должны разработать муниципальный правовой акт, регулирующий сроки, качество, периодичность и объемы работ по содержанию и ремонту жилья и оказанию коммунальных услуг.

По сравнению с прошлым кварталом на 1 февраля 2005 года произошло изменение экономически обоснованных тарифов на жилищно-коммунальные услуги:        

Повышение:

  • на услуги теплоснабжения и горячего водоснабжения от 5% в г. Югорске до 56% в г. Мегионе;
  • на услуги водоснабжения от 4% в г. Югорске до 58% в Ханты-Мансийском районе;
  • на услуги водоотведения от 2% в г. Нефтеюганске до 75% в Ханты-Мансийском районе;
  • на содержание и ремонт жилищного фонда от 3% в г. Югорске до 75% в г. Радужный;
  • на вывоз твердых бытовых отходов от 11% в г. Урае и г. Радужном до 92% в Ханты-Мансийском районе;

Основные причины увеличения экономически обоснованных тарифов:

  • повышение цен на электроэнергию;
  • увеличение цен на газ, уголь, ГСМ;
  • рост цен на материалы;
  • в г. Мегионе – уход от перекрестного субсидирования;
  • в г. Радужном - увеличение расходов на оплату труда работников ЖКХ (увеличение с 01.01.2005 г. ставки рабочего первого разряда на 46%, в соответствии с Отраслевым тарифным соглашеним по организациям жилищно-коммунального хозяйства, газификации и эксплуатации газового хозяйства Российской Федерации на период с 01.01.05 г. по 31.12.07 г.);
  • рост транспортных тарифов.

Информация о причинах значительного роста тарифов в Ханты-Мансийском районе Администрацией района не предоставлена.

Снижение:

  • на содержание и текущий ремонт жилищного фонда: на 3% в г. Югорске, 10% Нижневартовском районе, 20% в Кондинском районе, 68% в Советском районе;
  • на вывоз твердых бытовых отходов на 4% в Березовском районе, 12% в г. Югорске.

Основные причины снижения экономически обоснованных тарифов:

  • в г. Югорске - исключение из структуры тарифов затрат на содержание службы заказчика;
  • в Советском районе - исключение из тарифа на содержание и ремонт жилищного фонда затрат на капитальный ремонт;
  • в Кондинском районе – исключение из тарифа на содержание и ремонт жилья необоснованных затрат на электроэнергию;
  • в Нижневартовском районе – вследствие конкурсного отбора подрядчиков;
  • в Березовском районе – по причине увеличения объемов по вывозу твердых бытовых отходов.

По сравнению с прошлым годом происходит сближение тарифов для населения и предприятий, что говорит о постепенном уходе от перекрестного субсидирования. Данная динамика представлена в таблице 1.

Таблица 1

Разница в тарифах на коммунальные услуги для населения и предприятий

Коммунальные услуги

01.02.2004 г.

01.02.2005 г.

Теплоснабжение

16%

10%

Водоснабжение

12%

4%

Водоотведение

14%

10%

На 1 февраля 2005 года в большинстве муниципальных образований тарифы на коммунальные услуги установлены едиными для всех потребителей. По-прежнему, осталось перекрестное субсидирование на услуги водоснабжения и водоотведения в г. Нижневартовске и Нижневартовском районе, на услуги теплоснабжения в г. Нижневартовске, г. Мегионе, г. Пыть-Яхе, Нижневартовском и Нефтеюганском районах, при этом разница в тарифах для населения и предприятий по сравнению с прошлым годом сократилась.

Постановлением Правительства автономного округа от 01.02.2001 г. № 17-п "О регулировании цен (тарифов) на продукцию (товары, услуги) в автономном округе" (с изменениями и дополнениями) предельный уровень рентабельности на услуги водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения установлен в размере 15%. В то же время в г. Нижневартовске на услуги водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения и Нижневартовском районе на услуги теплоснабжения не устранено нарушение по установлению тарифов для прочих потребителей с рентабельностью выше предельного уровня. В информации на 01.11.2004 г. органам местного самоуправления в очередной раз было предложено устанавливать тарифы на жилищно-коммунальные услуги на 2005 г. согласно действующим федеральным и окружным нормативным правовым актам.

На 2005 год установлены следующие стандарты перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг:

  • федеральные - максимально допустимая доля собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи в размере 22%, уровень платежей граждан – 100%. (Постановление Правительства Российской Федерации от 26.08.2004 г.  № 441);
  • окружные - максимально допустимая доля собственных расходов граждан - 22%, уровень платежей граждан за предоставляемые жилищно-коммунальные услуги до 01.10.2005 г. в размере 90%, а с 01.10.2005 г. – 100% (постановление Правительства автономного округа от 28.10.2004 г. № 435-п).

Предельная величина максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в размере 22% на 1 февраля 2005 года установлена в 18-ти муниципальных образованиях автономного округа. Из них в ряде территорий данный стандарт установлен дифференцировано в зависимости от совокупного дохода семьи. Наименьшая величина в г.Сургуте  - 18%.

Уровень платежей граждан за предоставляемые жилищно-коммунальные услуги (в целом по всем видам услуг) на 1 февраля 2005 года в среднем по округу составил 89,92%. Предельный уровень  платежей  граждан увеличен в г. Урае, г. Радужном, Березовском и Нижневартовском районе, снижен в г. Мегионе.

Несмотря на то, что в большинстве территорий автономного округа уровень платежей граждан за предоставляемые жилищно-коммунальные услуги установлен на уровне окружного стандарта – 90%, в отдельных муниципальных образованиях - г. Лангепасе, Октябрьском и Березовском районах на все жилищно-коммунальные услуги; в г. Ханты-Мансийске, г. Сургуте, г. Нефтеюганске, г. Радужном, Нижневартовском и Сургутском районах на отдельные жилищно-коммунальные услуги, уровень платежей установлен ниже окружного стандарта.

С введением в действие постановлений Правительства РФ от 30.07.2004 г. №392 и от 30.08.2004 г. №444 утратило силу постановление Правительства РФ от 02.08.1999 г. №887 "О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения", в соответствии с которым органы местного самоуправления имели право (в течение переходного периода) устанавливать размер максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи и размер платежей граждан за предоставляемые жилищно-коммунальные услуги. Таким образом, даже при наличии финансовых возможностей в местных бюджетах органы местного самоуправления не могут устанавливать  уровень оплаты населением жилищно-коммунальных услуг ниже, чем региональный стандарт.

Стопроцентный уровень платежей граждан на территории округа установлен:

  • на услуги водоснабжения – в г. Сургуте, г. Урае, Кондинском и Ханты-Мансийском районах;
  • на услуги водоотведения – в г. Сургуте, г. Урае, г. Мегионе, Ханты-Мансийском районе;
  • на услуги теплоснабжения – в г. Урае, г. Мегионе;
  • на услуги по вывозу твердых бытовых отходов – в городах Сургуте, Нефтеюганске, Когалыме, Мегионе, Радужном, Нягани и Кондинском и Ханты-Мансийском районах;
  • на услуги по содержанию и текущему ремонту жилищного фонда – в г. Урае, Кондинском и Ханты-Мансийском районах.

Для нанимателей жилых помещений оплата жилья включает в себя кроме платы за содержание и ремонт жилья еще и  плату за наем жилого помещения. До сих пор не введена плата за наем в г. Белоярском и Сургутском районе, тем самым указанные муниципальные образования недополучают средства, которые могли быть направлены на проведение капитального ремонта, реконструкцию и модернизацию жилищного фонда.

По сравнению с прошлым кварталом на 1 февраля 2005 года произошло изменение нормативов потребления коммунальных услуг:

Повышение:

  • на 9% по теплоснабжению в Нягани;
  • на 22% по вывозу твердых бытовых отходов в г. Югорске.

Снижение:

  • по теплоснабжению: на 57% в Мегионе, на 35% в Ханты-Мансийском районе, на 3% в Березовском районе;
  • по водоснабжению: в 2 раза в Березовском районе, на 20% в г. Нягани;
  • по водоотведению на 20% в г. Нягани;
  • по вывозу твердых бытовых отходов: на 20% в г. Мегионе, на 11% в Березовском районе.

Вследствие описанных выше изменений экономически обоснованных тарифов, нормативов потребления и предельного уровня платежей граждан, примерно в половине муниципальных образований автономного округа изменились ставки за жилищно-коммунальные услуги.

По-прежнему, на 1 февраля 2005 года года самые высокие платежи за предоставляемые жилищно-коммунальные услуги на территории округа установлены:

  • на содержание и текущий ремонт жилищного фонда в городах Ханты-Мансийске и Мегионе – 18,15 руб./м2 и 17,70 руб./м2 соответственно;
  • на вывоз твердых бытовых отходов в городах Ханты-Мансийске и Нягани – 39,45 руб. с чел. в месяц и 37,68 руб. с чел. в месяц соответственно;
  • на услуги сетевого водоснабжения, водоотведения и вывоз жидких бытовых отходов в Кондинском районе – 214,96 руб. с чел., 456,84 руб. с чел. и 256,85 руб. с чел. в месяц соответственно;
  • на услуги горячего водоснабжения в Сургутском районе – 247,11 руб. с чел. в месяц;
  • на услуги теплоснабжения в Кондинском и Ханты-Мансийском районах – 33,77 руб. за м2 и 26,73 руб. за м2 соответственно.

Необходимо отметить, что наряду с повышением ставок на жилищно-коммунальные услуги,  в отдельных муниципальных образованиях округа наблюдается их снижение.

Так, в г. Нягани снижены ставки на 6% по водоснабжению и на 9% по  водоотведению в связи с уменьшением нормативов потребления на данные услуги, в Березовском районе снижена ставка по водоснабжению на 70% в связи с исключением из норматива потребления объема воды, идущего на горячее водоснабжение.

Снижены ставки для населения за содержание и текущий ремонт капитального жилищного фонда:

  • на 8% в Нижневартовском районе по результатам конкурсного отбора подрядчиков;
  • на 85% в Советском районе вследствие исключения из тарифа затрат на капитальный ремонт;
  • на  11% в Кондинском районе по причине исключения необоснованных затрат.         

В результате вышеперечисленных изменений стоимость содержания типовой двухкомнатной квартиры на 1 февраля 2005 года в среднем по округу в капитальном исполнении увеличилась на 6%, в деревянном –  на 2% и варьируется:

  • в капитальном исполнении от 1950,78 руб. в г. Нефтеюганске до 3144,29 руб. в г. Ханты-Мансийске;
  • в деревянном исполнении от 1238,37 руб. в г. Нефтеюганске до 3273,64 руб. в Кондинском районе.

Наглядно ставки для населения за жилье и коммунальные услуги, нормативы потребления в зависимости от категории и степени благоустройства жилья, экономически обоснованные тарифы, предельный уровень платежей граждан, стоимость содержания типовой 2-х комнатной квартиры и другие показатели представлены в таблицах, а их динамика по сравнению с прошлым годом - в диаграммах.

Кроме того, мониторинг показал, что на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры наблюдается большой разброс в стоимости жилищно-коммунальных услуг, который представлен в таблице 2.

Таблица 2

Разница в ставках на коммунальные услуги  для населения, проживающего в домах с полным благоустройством в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре

Средняя ставка

Максимальная ставка

Минимальная ставка

Теплоснабжение, руб. за 1 кв.м:

15,81

33,77 Кондинский район
26,56 Х-Мансийский район
20,73 Березовский район

8,35 г. Нижневартовск
10,32 г. Нефтеюганск
10,44 г. Лангепас

Водоснабжение, руб. с чел. в месяц

102,31

214,96 Кондинский район
145,91 г. Урай
137,62 г. Ханты-Мансийск

35,53 Березовский район
45,07 Сургутский район
53,86 Ханты-Мансийский район

Водоотведение, руб. с чел. в месяц

136,09

456,84 Кондинский район
194,78 Октябрьский район
190,87 г. Пыть-Ях

65,92 г. Нягань
81,20 г. Нефтеюганск
84,83 Сургутский район

Основные факторы, влияющие на размер платы за жилищно-коммунальные услуги:

1.      Размер экономически обоснованных тарифов, который зависит от:

  • объемов оказываемых услуг;
  • даты ввода тарифов;
  • установления различной себестоимости для населения и предприятий (применение  элементов перекрестного субсидирования);
  • принадлежности основных производственных фондов предприятию или Комитету по управлению муниципальным имуществом муниципального образования;
  • протяженности сетей на единицу потребляемой услуги, рельефа местности, характера застройки, удаленности от железной дороги и других природно-климатических, градостроительных, технологических, технических и экономических условий;
  • отсутствия единого подхода к формированию тарифов на жилищные услуги;
  • установленной на предприятии системы оплаты труда и выплат стимулирующего характера;
  • уровня рентабельности, включаемого в тариф.

2.      Нормативы потребления коммунальных услуг.

Нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами местного самоуправления и зависят от состояния и протяженности сетей, степени благоустройства, типа застройки (этажность зданий).

3.      Предельный уровень платежей для населения.

В целом по округу количество семей, получающих субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг составляет 47303 и по сравнению с прошлым годом увеличилось на 44%. Сумма начисленных субсидий составляет 509851,59 тыс. руб., что на 73% выше, чем было в прошлом году. Это говорит о том, что рост зарплаты, пенсий не поспевает за увеличением тарифов на жилищно-коммунальные услуги.

На 1 февраля 2005 года в среднем по округу 10,25% семей являются должниками по оплате жилья и коммунальных услуг, что на 68% меньше, чем в прошлом году. Наибольший процент должников в Советском районе – 29,2%, г. Нефтеюганске – 23,5% и г. Ханты-Мансийске – 21,1%, наименьший – в г. Когалыме – 3,2%. На уровень задолженности по оплате за жилищно-коммунальные услуги значительное влияние оказывает организация сбора платежей (месторасположение, режим работы данных предприятий).

По результатам проведенного мониторинга оплаты жилья и коммунальных услуг Департамент тарифной и ценовой политики автономного округа обращает внимание глав  муниципальных образований округа на необходимость принятия мер по устранению замечаний, указанных в информации.

Опубликовано: 18.03.2016 11:17        Обновлено: 12.07.2016 10:38