Размер:
Цвет:

2011 год

Доклад

«О результатах и основных направлениях деятельности

субъекта бюджетного планирования» - Региональной службы по тарифам

Ханты-Мансийского автономного округа - Югры»

за 2011 год

Введение

Региональная служба по тарифам автономного округа подготовила доклад «О результатах и основных направлениях деятельности субъекта бюджетного планирования», ориентированный на результаты, исходя из реализации установленного Бюджетным Кодексом РФ принципа эффективности использования бюджетных средств, на основании постановления Правительства автономного округа от 07.04.2006 № 69-п «О докладах о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования» (с изменениями на 16.10.2010 г.), с учетом приказа Департамента финансов автономного округа № 60-о и Департамента экономической политики автономного округа и № 10 от 23 июня 2006 «Об утверждении методических рекомендаций по подготовке докладов о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования».

 

Раздел 1 «Цели, задачи и показатели»

 

Региональная служба по тарифам автономного округа (далее по тексту также – Служба) создана в структуре исполнительных органов Ханты-Мансийского автономного округа 30 декабря 2005 года как орган по регулированию цен, тарифов, ценообразованию, государственному контролю в области регулирования тарифов, а также обеспечению функционирования электроэнергетической отрасли, в рамках установленных действующим законодательством порядке полномочий.

На основании постановления Губернатора автономного округа от 13.04.2010 № 67, которым утверждена новая структура исполнительных органов государственной власти, Региональная служба по тарифам автономного округа не изменила своего наименования. В ходе организационно – штатных мероприятий, проведенных  в 2010 году, функции в сфере электроэнергетики переданы в Депстройэнергетики и ЖКК. Основные цели и задачи Службы закреплены в Положении о Региональной службе по тарифам автономного округа, утвержденном постановлением Губернатора автономного округа 30.06.2010 № 112.

Дополнительно Федеральным законом от 27.07.2010 № 237-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» были переданы с муниципального уровня на уровень субъектов Российской Федерации полномочия по установлению тарифов на водоснабжение и водоотведение.

Для проведения единой ценовой политики и в соответствии с определенными законодательством полномочиями, Служба определяет свои  основные стратегические цели, как субъекта бюджетного планирования на текущий период и перспективу:

 

Цель:

Обеспечение сбалансированности и стабильности регулируемых рынков товаров и услуг на всех уровнях государственного ценового регулирования и государственного контроля в области регулирования тарифов.

 

Для достижения указанной цели Служба предполагает решение следующих тактических задач:

  1. обеспечение эффективного и стабильного государственного регулирования цен и тарифов;
  2. обеспечение обоснованности и прозрачности тарифных решений, принимаемых при государственном ценовом регулировании, как на уровне субъекта РФ, так и на уровне  органов местного самоуправления;
  3. обеспечение правильности формирования стоимости строительства объектов, финансируемых из бюджета автономного округа, а также тарифных источников, по инвестиционным программам, утверждаемым Службой;
  4. совершенствование и оптимизация территориальной сметно-нормативной базы ценообразования в строительстве;
  5. повышение эффективности государственного контроля за установлением и применением регулируемых цен, тарифов субъектами ценообразования и органами местного самоуправления муниципальных образований автономного округа в соответствии с законодательством.

 

Задача 1. Обеспечение эффективного и стабильного государственного регулирования цен и тарифов.

 

Обеспечение эффективного и стабильного государственного регулирования цен и тарифов отражает необходимость обеспечения качества и обоснованности принимаемых решений по установлению цен, тарифов в регулируемых сферах деятельности.

Цены и тарифы на услуги организаций коммунального комплекса (водоснабжение, водоотведение и вывоз ТБО, топливо твердое печное, газ), в энергетике (теплоснабжение и электроснабжение в децентрализованном секторе), транспортной сфере (перевозка пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта), отраслях естественных монополий (услуги аэропортов, речных портов, железнодорожный транспорт в пригородном сообщении и на подъездных железнодорожных путях,  в социальной сфере (услуги государственных учреждений социального обслуживания населения, торговая деятельность жизненно необходимыми и важнейшими лекарственными препаратами, нефтепродуктами и товарами первой необходимости в территориях с ограниченными сроками завоза грузов и т.д.) регулируются Региональной службой по тарифам автономного в соответствии с полномочиями, определенными федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, автономного округа. В связи с этим, сбалансированная тарифная политика должна быть направлена: с одной стороны, на развитие регулируемых отраслей, обеспечение финансовыми потребностями регулируемых организаций, необходимыми для развития и реализации их производственных и инвестиционных программ,  с другой стороны, на ограничение негативного воздействия роста цен и тарифов на развитие отраслей-потребителей и на уровень жизни населения.

Реализация сбалансированной тарифной политики в процессе регулирования тарифов во всех регулируемых отраслях позволит найти оптимальный баланс между платежеспособным спросом населения, являющимся основным потребителем данных услуг, и безубыточной деятельности регулируемых организаций, повысить качество товаров (работ, услуг), тарифы (цены) на которые подлежат государственному регулированию; предотвратить возможность спекулятивного роста цен на регулируемые товары и услуги.

Реализация данной задачи необходима:

* в сфере оказания транспортных услуг – для обеспечения устойчивого экономического развития организаций пассажирского транспорта (автомобильного, речного, воздушного и железнодорожного), обеспечения модернизации, повышения качества и надежности (бесперебойности) в их работе путем формирования тарифов на транспортные услуги с учетом реальной платежеспособности населения и возможностей бюджетов автономного округа и муниципальных образований, исключения необоснованного завышения тарифов и цен для потребителей, для этого необходимо внедрять метод экономически обоснованных нормативных затрат, при регулировании тарифов учитывать программы оптимизации себестоимости, энергосбережения и энергетической эффективности; тарифы должны устанавливаться с учетом полученной такими организациями экономии от проведения этих мероприятий и обеспечивать эффект для потребителей от указанной экономии;

* в жилищно-коммунальном комплексе, электроэнергетике и теплоэнергетике – для  обеспечения достижения баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической и тепловой энергии, коммунальных услуг, обеспечивающего доступность указанных видов услуг при обеспечении экономически обоснованного уровня доходности инвестированного капитала, в сферах деятельности субъектов энергетики и коммунального комплекса, создание благоприятных условий для внедрения ресурсосберегающих технологий, повышение энергоэффективности, перспективного развития электроэнергетики;

* в области социальной сферы – для обеспечения сбалансированной тарифной политики, что актуально в области оказания платных услуг бюджетными учреждениями; на сегодняшний день в ходе совершенствования правового положения государственных учреждений, в округе принято решение с 1 января 2011 года сохранить государственное регулирование только на услуги государственных учреждений социального обслуживания населения. В данном секторе необходимо обеспечить правильное формирование тарифов с учетом включения в стоимость услуг обоснованных затрат и рентабельности, позволяющей развиваться учреждениям, увеличивать уровень доходности работников государственных учреждений и доступности услуг, оказываемых населению. В перспективе необходимо приведение к унификации методики ценообразования в этой области, учитывая при этом, необходимость сохранения конкурентной среды и обеспечение финансовой самодостаточности учреждений. В этой связи представляется актуальным применение предельных максимальных цен на данные услуги с учетом стандартов качества их оказания.

Одним из приоритетных направлений в области государственного регулирования цен (тарифов) является разработка прогнозных показателей роста тарифов на плановый период, что обеспечивает гарантию стабильности тарифной политики автономного округа.

В целях осуществления единого тарифного регулирования на территории Тюменского региона и во исполнение постановления Совета Губернаторов Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Ямало-Ненецкого автономного округа от 07.08.2008 № 171/СГ «О формировании тарифов на электрическую энергию (мощность) по Тюменскому региону на 2009 год» подписано Соглашение о сотрудничестве между Региональной энергетической комиссией Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа, Ямало-Ненецкого автономного округа, Региональной службой по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и Службой по тарифам Ямало-Ненецкого автономного округа по вопросам государственного регулирования тарифов на электрическую энергию от 2 октября 2008 года (далее – Соглашение). В соответствии с Соглашением Региональная служба по тарифам автономного округа  устанавливает регулируемые  тарифы на электрическую энергию, производимую электростанциями, с использованием которых осуществляется производство и поставка электрической энергии (мощности) на розничный рынок, а также принимает участие в тарифном регулировании путем участия в заседании Правления РЭК, подготовке предложений по вопросам формирования предельных максимальных и (или) минимальных уровней тарифов, согласовании балансов электрической энергии (мощности), объема необходимой валовой выручки и состава затрат инвестиционных программ субъектов электроэнергетики.

Показателем результативности при решении данной задачи является:

- отношение фактического темпа роста регулируемых тарифов и цен к прогнозному показателю роста цен, тарифов. Если этот показатель не превышает сто процентов, значит, Служба достигает поставленной перед ней цели.

 

Задача 2. Обеспечение обоснованности и прозрачности тарифных решений, принимаемых при государственном ценовом регулировании, как на уровне субъекта, так и на уровне местного самоуправления.

 

При проведении единой ценовой политики в округе необходимо обеспечивать обоснованность и прозрачность тарифных решений, принимаемых при государственном ценовом регулировании. Для решения поставленной задачи необходимо создание эффективных и прозрачных регулятивных процессов. В настоящее время при установлении цен (тарифов) Службой проводится их экспертиза, после чего принимается решение по утверждению экономически обоснованных фиксированных или предельных тарифов. Решение об установлении тарифов принимается коллегиально на заседании Правления Региональной службы по тарифам путём голосования. Заседания Правления являются открытыми. Так же существует практика применения индексного и других методов регулирования.

Для обеспечения полной прозрачности в принятии решений по установлению экономически обоснованных тарифов, Служба ставит перед собой задачу увеличить количество утвержденных тарифов с применением метода полной экспертизы тарифов, основанного на установлении экономически обоснованных затрат с применением конкурсных процедур закупки топлива, материалов и т.д., включаемых в тарифы.

Показателями результативности при решении поставленной задачи является:

- доля тарифных решений, принятых с проведением полной экспертизы тарифов;

- доля тарифных решений, не оспоренных в судебном порядке.

Оценивается данный показатель на «отлично», если доля таких решений будет составлять 100 %.

Также обеспечение справедливого доступа потребителей к максимально качественным услугам общеэкономического значения будет достигнуто посредством информационной прозрачности деятельности субъектов регулирования и раскрытия потребителям существенной информации о товарах и услугах. Для чего Службой:

- решения об установлении тарифов публикуются в средствах массовой информации в порядке и в случаях, предусмотренных законодательством;

- организовано открытие страницы на Веб-сайте Правительства автономного округа, где размещается подробная информация об изменении цен (тарифов), их прогнозах, причинах изменения и возможных последствиях, аналитические материалы;

- ведется работа  со средствами массовой информации;

- издается с 2007 года информационный бюллетень Региональной службы по тарифам, где публикуются все решения по установлению тарифов;

- в соответствии с федеральным законодательством вводится контроль за соблюдением стандартов раскрытия информации регулируемыми организациями.

 

Задача 3. Обеспечение правильности формирования стоимости строительства объектов, финансируемых из бюджета автономного округа, а также тарифных источников, по инвестиционным программам, утверждаемым Службой.

 

Ценовая политика в строительстве существенно определяет эффективность обоснования, привлечения и использования инвестиций.

Основной принцип ценообразования в строительстве – достоверность и обоснованность стоимости строительной продукции (высокая степень точности сметных показателей). Сегодня, когда единственным критерием выбора подрядчика служит цена, и существенно возросла значимость показателя «начальная (максимальная) цена контракта» реальное обоснование этого показателя в текущем и прогнозном уровне цен приобретает особую актуальность при проектировании, экспертизе и подготовке конкурсной документации с учетом сроков строительства и темпов роста (снижения) цен на строительные ресурсы.

Эту задачу невозможно решить без формирования и актуализации системы сметных нормативов для определения стоимости строительства в текущем уровне цен по объектам, финансируемым из бюджета автономного округа, а также тарифных источников, по инвестиционным программам, утверждаемым Службой. Система сметных нормативов разрабатывается на основе мониторинга и анализа ценообразующих факторов в строительстве и включает в себя: индексы изменения стоимости строительно-монтажных, ремонтно-строительных, специальных и пусконаладочных работ, сметные цены на строительные материалы, изделия и конструкции, размер среднемесячной величины средств на оплату труда основных рабочих и механизаторов, занятых на строительно-монтажных работах, стоимость 1 машино-часа эксплуатации строительных машин, механизмов и автотранспортных средств.

С целью уменьшения погрешности и обеспечении точности сметных расчетов Службой рассчитываются индексы к каждой единичной расценке территориальной сметно-нормативной базы.

Для качественного составления сметных расчетов необходим единый методологический подход к формированию стоимости строительной продукции. В этих целях Служба оказывает консультационную помощь субъектам ценообразования и органам местного самоуправления муниципальных образований автономного округа.

 

Службой ежеквартально издаются:

- информационный бюллетень «В помощь сметчику», в котором размещаются федеральные и региональные нормативно-правовые, методические и иные документы и материалы, регулирующие ценообразование в строительстве, индексы изменения стоимости строительства различной степени детализации, укрупненные стоимостные показатели по видам строительно-монтажных работ и объектам-аналогам, сметные расценки на строительную технику, информация о ценообразующих факторах в строительстве, информация Федеральной и Территориальной служб Госстатистики, информация о новых технологиях в строительстве, консультации и разъяснения и др.;

- сборник средних сметных цен на основные строительные материалы, изделия и конструкции «Сметные цены в строительстве»;

- сборник индексов изменения стоимости к каждой единичной расценке территориальной сметно-нормативной базы;

- сборник сметных цен на перевозку грузов для строительства на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Организовано размещение сборников в Интернете на официальном веб-сайте органов государственной власти автономного округа, что позволяет сделать информацию доступной.

При согласовании расчетов начальной (максимальной) цены государственных контрактов на выполнение строительно-монтажных, ремонтно-строительных и проектно-изыскательских работ проводится их экспертиза с целью определения правильности и обоснованности расчетов, в результате чего, как правило, происходит снижение стоимости.

Все это в совокупности позволяет в полной мере обеспечить правильность формирования стоимости строительства объектов, сократить бюджетные расходы, расходы на инвестиции в тарифах и уровень необоснованных затрат при формировании стоимости строительной продукции, обеспечить эффективное функционирование субъектов инвестиционно-строительного комплекса.

Результативность деятельности Службы при решении задачи по обеспечению правильности формирования стоимости строительства объектов, финансируемых из бюджета автономного округа характеризуется показателем:

- доля качественно выполненных расчетов начальной (максимальной) цены государственных контрактов на выполнение строительно-монтажных, ремонтно-строительных и проектно-изыскательских работ.

Если доля таких расчетов стремится к 100 %, Служба достигает поставленной цели.

 

Задача 4. Совершенствование и оптимизация территориальной сметно-нормативной базы в строительстве.

 

Одним из приоритетных направлений деятельности в сфере ценообразования в строительстве является совершенствование и оптимизация территориальной сметно-нормативной базы (ТСНБ-2001).

Территориальная сметно-нормативная база, рассчитанная но основе государственных элементных сметных норм, учитывает особенности зонального деления территории автономного округа, транспортную схему доставки материалов, условия эксплуатации строительных машин и автотранспортных средств, климатические условия, применение местных строительных материалов, затраты труда рабочих в разрезе квалификационных разрядов, рассчитанных исходя из уровня оплаты труда рабочих строительного комплекса автономного округа.

Территориальная сметно-нормативная база обеспечивает определение стоимости строительства в единой системе ценообразования, ее прозрачность и обоснованность.

Проведена работа по совершенствованию территориальной сметно-нормативной базы ценообразования в строительстве Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.  Изменения № 1 в территориальные сметные нормативы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в связи с изменениями государственных сметных нормативов утверждены приказом Службы от 08.07.2011 № 44-нп и внесены в федеральный реестр сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, под регистрационным номером 90 от 19.07.2011.

Разработаны и направлены на согласование в Министерство регионального развития Российской Федерации проекты изменений № 1-5, а также территориальные сметные цены на перевозки грузов для строительства на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

 

Показателем результативности при решении данной задачи является:

- доля разработанных территориальных сметных нормативов в общем количестве введенных Минрегионом России в действие государственных сметных нормативов.

Данный показатель оценивается на «отлично», если он составляет сто процентов.

 

Задача 5. Повышение эффективности государственного контроля над установлением и применением регулируемых цен, тарифов субъектами ценообразования и органами местного самоуправления муниципальных образований автономного округа в соответствии с законодательством.

 

Достичь необходимого уровня реализации поставленной цели можно путем создания действенных механизмов правоприменения и контроля соблюдения  хозяйствующими субъектами законодательства о ценообразовании. Контроль над порядком формирования и применения установленных цен и тарифов – одно из приоритетных направлений деятельности Службы. Неверное понимание предпринимателями, организациями понятия «рынок», неисполнение нормативных правовых актов в области ценообразования вызывает нарушения и некую диспропорцию в политике цен, а также штрафные санкции со стороны органов власти (в данном случае – Службы). Пассивность со стороны органов власти может привести к дистабилизации в экономике, недовольству, как со стороны населения, так и со стороны организаций. Поэтому, Служба уделяет особое внимание  методу контроля за правильностью формирования и применения  цен и тарифов, планирует проверки хозяйствующих субъектов, применяет административные санкции, осуществляет контроль над установлением и применением регулируемых цен, тарифов субъектами ценообразования, за применением территориальными сетевыми организациями платы за технологическое присоединение к распределительным электрическим сетям, за выполнением программ энергосбережения и энергетической эффективности.

 

Показателем результативности при осуществлении контроля является:

доля устраненных нарушений в общем числе выявленных нарушений в сфере тарифного регулирования.

Данный показатель характеризует контрольную и надзорную деятельность органов исполнительной власти, отражает общие для большинства сфер государственного управления характеристики контрольных функций, а именно:  меру действенности контроля. Целевой уровень показателя – 100 %.

Кроме того, в адрес Службы поступают жалобы от населения по установлению тарифов, а также от регулируемых организаций на действия органов местного самоуправления по установлению тарифов и другим вопросам, касающимся ценообразования. Во избежание судебных споров, Служба оперативно рассматривает поступившие запросы и решает спорные вопросы и разногласия между потребителями и поставщиками услуг, между органами местного самоуправления  и субъектами ценообразования.

Следует отметить, что стопроцентный охват Службой плановыми контрольными проверками всех регулируемых организаций в настоящее время не представляется возможным ввиду недостаточности штатной численности.

Основные показатели деятельности Службы приведены в приложении 1.

 

Раздел 2 «Расходные обязательства и формирование доходов»

Расходные обязательства Службы складываются исходя из действующих и планируемых к принятию нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность Службы. Основные их положения приведены в приложении 2 к докладу.

Подведомственных Службе учреждений нет, поэтому доходная часть в бюджет автономного округа Службой не планировалась.

Основные инструменты реализации поставленных целей и задач определяются выполняемыми Службой функциями и полномочиями, установленными Положением о Службе, которые объединяются в следующие основные группы:

Группа 1. Государственное регулирование цен и тарифов в установленных сферах деятельности, включая разработку и утверждение методических и иных нормативных документов по вопросам деятельности Службы.

Группа 2. Ведение мониторинга регулируемых тарифов и цен.

Группа 3. Контрольные и надзорные функции.

Группа 4. Участие в разработке законодательства (законотворческая деятельность) в установленной сфере деятельности.

Группа 1 включает в себя  принятие нормативных правовых актов в форме приказов по установлению цен, тарифов в соответствии с законом автономного округа «О государственном регулировании и контроле за ценами (тарифами) на товары (услуги) в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре», по следующему перечню:

тарифы на тепловую энергию (мощность), производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной генерирующей мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов;

тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов, а также на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям;

тарифы на теплоноситель, поставляемый теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям;

плату за услуги по поддержанию резервной тепловой мощности при отсутствии потребления тепловой энергии;

плату за подключение к системе теплоснабжения;

цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей в пределах установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей;

цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), поставляемую покупателям на розничных рынках на территориях, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка, за исключением электрической энергии (мощности), поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей, в пределах установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую покупателям на розничных рынках;

плату для территориальных сетевых организаций за технологическое присоединение к электрическим сетям и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие величину этой платы;

цены (тарифы) или предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), произведенную на функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии квалифицированных генерирующих объектах и приобретаемую в целях компенсации потерь в электрических сетях;

тарифы на услуги по передаче электрической энергии по территориальным распределительным сетям в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии по территориальным распределительным сетям, а также устанавливает тарифы на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя;

сбытовые надбавки для гарантирующих поставщиков электрической энергии;

предельные индексы максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, в среднем по муниципальным образованиям;

тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса, осуществляющих эксплуатацию систем коммунальной инфраструктуры, используемых в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, объектов утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, в соответствии с предельным индексом, установленным федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок для Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, в случае его установления, с учетом утвержденных представительными органами местного самоуправления инвестиционных программ организаций коммунального комплекса, а также в случаях:

если потребители, обслуживаемые с использованием этих систем и объектов, находятся в границах нескольких субъектов Российской Федерации и потребители каждого из этих субъектов Российской Федерации потребляют не более 80 процентов (в натуральном выражении) товаров и услуг этих организаций коммунального комплекса, регулируются Службой в части организаций, оказывающих услуги на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. При этом Служба принимает необходимые меры по согласованию суммарных финансовых потребностей на реализацию производственной программы организации коммунального комплекса;

если потребители, обслуживаемые с использованием этих систем и объектов, находятся в границах нескольких субъектов Российской Федерации и потребители Ханты-Мансийского автономного округа - Югры потребляют более 80 процентов (в натуральном выражении) товаров и услуг этих организаций коммунального комплекса;

тарифы на перевозку пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в пригородном сообщении по согласованию с Министерством путей сообщения Российской Федерации (железными дорогами) и при условии возмещения убытков, возникающих вследствие регулирования тарифов, за счет средств бюджета Ханты-Мансийского автономного округа - Югры;

тарифы на перевозку пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском и пригородном сообщении (кроме железнодорожного транспорта);

тарифы на перевозку пассажиров и багажа автомобильным транспортом по внутриокружным, межобластным маршрутам, включая такси;

тарифы на перевозку пассажиров и багажа на местных (внутрирайонных) авиалиниях и речным транспортом в местном сообщении и на переправах;

тарифы на перевозку грузов, пассажиров и багажа воздушным и речным транспортом в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре;

тарифы на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами независимо от организационно-правовой формы, за исключением организаций федерального железнодорожного транспорта;

розничные цены на газ, реализуемый населению, а также жилищно-эксплуатационным организациям, организациям, управляющим многоквартирными домами, жилищно-строительным кооперативам и товариществам собственников жилья для бытовых нужд населения (кроме газа для арендаторов нежилых помещений в жилых домах и газа для заправки автотранспортных средств);

специальные надбавки к тарифам на транспортировку газа по газораспределительным сетям;

цены на топливо твердое, топливо печное бытовое, керосин, реализуемые гражданам, управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным или иным специализированным потребительским кооперативам, созданным в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье;

размеры ставок на услуги по технической инвентаризации жилищного фонда;

размеры платы за хранение задержанных транспортных средств на специализированных стоянках;

цены и тарифы на социальные услуги, предоставляемые населению государственными учреждениями социального обслуживания Ханты-Мансийского автономного округа - Югры;

цены (тарифы, сборы) на услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах, включенных в реестр субъектов естественных монополий и не вошедших в перечень субъектов естественных монополий в сфере услуг в транспортных терминалах, портах и аэропортах, государственное регулирование которых осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Кроме того, в рамках реализации инструментария, входящего в группу 1, Региональная служба по тарифам:

определяет методы регулирования цен и тарифов на товары и услуги регулируемых организаций в соответствии с федеральным законодательством и законодательством автономного округа;

 устанавливает систему критериев, используемых для определения доступности для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса;

согласовывает производственные и дает заключения на инвестиционные программы организаций коммунального комплекса;

осуществляет мониторинг производственных программ, выполняемых регулируемыми организациями в соответствии с законодательством;

устанавливает требования к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности применительно к регулируемым видам деятельности для субъектов естественных монополий и коммунальной сферы, осуществляющих регулируемые РСТ Югры виды деятельности;

разрабатывает и утверждает методические указания (методики) и иные правовые акты  в установленной сфере деятельности в пределах своих полномочий;

осуществляет ведение реестра хозяйствующих субъектов, в отношении которых осуществляется государственное регулирование цен (тарифов) и контроль за их применением.

Группа 2 включает в себя ведение мониторинга регулируемых тарифов и цен; мониторинга производственных программ, выполняемых регулируемыми организациями, мониторинг эффективности государственного контроля регулируемых цен, тарифов; мониторинг и анализ ценообразующих факторов в строительстве, состояния и конъюнктуры рынка жилья в автономном округе, стоимости основных ресурсов, применяемых в строительстве.

Мониторинг регулируемых цен (тарифов) на товары и услуги на территории автономного округа осуществляется в целях обеспечения согласования интересов производителей и потребителей товаров и услуг, для проведения анализа обоснованности учёта затрат организаций в регулируемых тарифах, для выявления фактов влияния на уровень тарифов неправильного планирования производственных программ.

Мониторинг эффективности государственного контроля регулируемых цен, тарифов позволяет выявлять уровень исполнения хозяйствующими субъектами решений об установлении цен, тарифов, а также уровень проведения профилактических мероприятий по предотвращению нарушений порядка ценообразования.

Мониторинг и анализ ценообразующих факторов в строительстве, состояния и конъюнктуры рынка жилья, стоимости основных ресурсов, применяемых в строительстве проводится в целях обеспечения правильности формирования стоимости строительства объектов, финансируемых из бюджета автономного округа, повышения качества расчета системы сметных нормативов в текущем уровне цен.

 

Группа 3. В рамках реализации своих контрольных и надзорных полномочий Служба:

Проводит плановые и внеплановые проверки обоснованности установления и изменения тарифов и надбавок, регулируемых в соответствии с федеральным законодательством;

Осуществляет контроль:

за соблюдением стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии;

за применением территориальными сетевыми организациями платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих величину этой платы, в том числе урегулирование споров, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

за использованием инвестиционных ресурсов, включаемых в регулируемые государством тарифы;

за соблюдением порядка ценообразования, а также региональный государственный контроль регулируемых цен (тарифов) на товары (услуги) на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры;

за соблюдением стандартов раскрытия информации субъектами естественных монополий, оказывающих услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, расположенным в пределах территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры;

в пределах своих полномочий по вопросам государственного регулирования тарифов за соблюдением стандартов раскрытия информации субъектами естественных монополий:

в сфере услуг по передаче электрической энергии;

в сфере услуг по передаче тепловой энергии;

в сфере железнодорожных перевозок в пригородном сообщении;

в сфере услуг в транспортных терминалах, портах и аэропортах, включенных в реестр субъектов естественных монополий и не вошедших в перечень субъектов естественных монополий в сфере услуг в транспортных терминалах, портах и аэропортах, государственное регулирование которых осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;

за соблюдением организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, в случае, если цены (тарифы) на товары (услуги) таких организаций регулируются Службой, требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности в части принятия и реализации программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

за применением установленных по муниципальным образованиям предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги.

за применением территориальными сетевыми организациями платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих величину этой платы, в том числе урегулирование споров, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Рассматривает дела об административных правонарушениях, принимает соответствующие решения (постановления) и привлекает к ответственности юридические и физические лица за нарушение законодательства по вопросам, относящимся к сфере деятельности Службы.

Согласовывает расчеты начальной (максимальной) цены государственных контрактов на выполнение строительно-монтажных, ремонтно-строительных и проектно-изыскательских работ и проводит экспертизу сметной документации по объектам строительства, реконструкции и капитального ремонта, финансируемым за счет средств бюджета автономного округа, в части разделов, относящихся к вопросам ценообразования.

 

Группа 4. Осуществляет разработку проектов постановлений Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по регулированию цен путем установления предельных размеров торговых (оптовых и (или) розничных) снабженческо-сбытовых надбавок, наценок на:

продукцию и товары, реализуемые в территориях Ханты-Мансийского автономного округа – Югры с ограниченными сроками завоза грузов;

продукты детского питания (включая пищевые концентраты);

продукцию (товары), реализуемые на предприятиях общественного питания при общеобразовательных школах, профтехучилищах, средних специальных и высших учебных заведениях;

лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов;

обобщает практику применения законодательства Российской Федерации и в установленной сфере деятельности;

вносит изменения, а также предложения по внесению изменений в действующую нормативную правовую базу в части совершенствования государственного регулирования цен, тарифов.

 

На исполнение расходных обязательств в рамках вышеперечисленных мер (функций и полномочий), т.е. на текущее содержание Службы, потребуется:

63514,3 тыс. руб. в 2010 году,  72125,2 тыс. руб. в 2011 году, 83968,9,0 тыс. руб. в 2012 году, 84353,5 тыс. руб. в 2013 году, 84556,9 тыс. руб. в 2014 году и 84759,8 тыс. руб. в 2015 году, что составляет соответственно 37,6 – 83,3 – 86,2 – 91,0 - 98,8 и 100% в структуре всех расходных обязательств.

Данные об исполняемых расходных обязательствах представлены в приложении 2.

 

Раздел 3 «Бюджетные целевые программы и непрограммная деятельность».

В целях совершенствования процессов и методов тарифного регулирования  в рамках полномочия Федеральной службы по тарифам (ФСТ России) создана и развивается Единая информационно-аналитическая система (ЕИАС ФСТ России). В промышленную эксплуатацию система введена в 2006 г.

ЕИАС ФСТ России обеспечивает автоматизацию информационного взаимодействия между ФСТ России, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере госрегулирования тарифов, муниципальными образованиями, регулируемыми организациями, в рамках процессов установления тарифов.

Цель, назначение, область применения, функции федеральной государственной информационной системы:

 - обеспечение процессов принятия тарифных решений;

- сбор, обработка, анализ и контроль отчетности субъектов естественных монополий;

 - проведение мониторингов принятия тарифных решений региональными органами государственного регулирования тарифов;

- анализ и прогнозирование регулируемых тарифов и экономических последствий.

Для обеспечения функционирования системы разработано около 200 шаблонов, в которых собирается около 100 000 финансово-экономических  показателей деятельности регулируемых организаций. Основное назначение шаблонов - формирование базы данных.

Данная система создана в рамках полномочий ФСТ России, и не в полной мере удовлетворяет задачам, решаемым при осуществлении полномочий РСТ.

В этой связи в рамках целевой программы ХМАО – Югры «Информационное общество – Югра» на 2011-2013 годы принято решение о создании на базе ЕИАС ФСТ России Регионального сегмента данных единой информационной автоматизированной системы Югры.

Субъектом автоматизации является Региональная служба по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Сферы государственного регулирования и контроля подлежащие автоматизации:

электро- теплоснабжение и коммунальные услуги;

       -  газ природный, сжиженный;

       -  аэропорты местного значения;

       -  железнодорожные, автомобильные, авиационные и речные перевозки местного значения;

        - платные социальные услуги, оказываемые государственными учреждениями социального обслуживания населения;

 - продукция и товары, реализуемые в территориях с ограниченными сроками завоза грузов (продовольственные товары, нефтепродукты);

         - лекарственные препараты.

Ключевые модули (блоки функций) регионального сегмента автоматизированной системы:

         Система расчета тарифов и прогнозов принятия тарифных решений;

         Система анализа, мониторинга и контроля деятельности регулируемых организаций;

         Система раскрытия информации;

         Система интеграции и сбора данных.

Основные функциональные возможности Регионального сегмента автоматизированной информационной системы направлены на повышение:

         - прозрачности

         - открытости

         и контроля

процесса тарифообразования, а также достижения баланса экономических интересов потребителей и производителей регулируемых товаров, работ и услуг.

Всего в рамках региональной информационной автоматизированной предполагается автоматизировать по всем отраслевым направлениям  порядка 90 функциональных задач, в том числе с позиции зашиты  интересов гражданского общества и открытости процесса тарифообразования:

раскрытие информации относительно деятельности регулируемых предприятий для потребителей;

оценка влияния производственных и инвестиционных программ предприятий коммунального комплекса на платежеспособность граждан;

расчет прогнозируемых индексов роста тарифов и платы граждан на услуги организаций коммунального комплекса с учетом критериев доступности для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса;

         Анализ фактической платы граждан за коммунальные услуги;

         Прогнозирование тарифных последствий по сферам тарифного регулирования, в том числе оценка роста стоимости социально-значимых товаров, работ и услуг.

Что в свою очередь позволит повысить качество и  своевременность принятия управленческих решений, и получить ответы на вопросы:

насколько эффективно работают организации коммунального комплекса (теплоснабжение, водоснабжение, водоотведение, утилизация ТБО), возможности для повышения эффективности и снижения затрат?

         каков эффект от реализации инвестиционных проектов?

         какова динамика энергопотребления и энергосбережения?

         как изменится платежная нагрузка, на население вызванная  ростом тарифов по  регулируемым  видам деятельности, доступность проектов тарифов с учетом уровня доходов граждан?

         насколько эффективно работает система регулирования?

Результат второго этапа внедрения (2011 год):

Разработаны и утверждены новые формы отчетности;

Разработаны новые программные компоненты (подсистемы в сфере регулирования и контроля тарифов в коммунальном комплексе, энергетике и газовой отрасли).

 

Подключены все субъекты регулирования (предприятия коммунального комплекса и энергетики), в настоящее время это 229 организаций.

Создан и поддерживается сайт РСТ (hmao.eias.ru), а также портал ЕИАС (portal.eias.ru) с доступом в личный кабинет для каждой регулируемой организации.

На данный момент готовится документация к открытому конкурсу на разработку третьего этапа развития регионального сегмента ЕИАС, в рамках которого планируется выполнение следующих работ:

разработка и создание программных компонент:

создание новых подсистем;

разработка новых шаблонов;

разработка и внедрение автоматизированных процедур расчета, анализа, контроля, мониторингов и прогнозирования тарифов;

В 2013 году планируется проведение следующих работ:

Разработка новых программных компонент системы;

Сопровождение основных модулей системы.

В 2011 году в рамках данной целевой программы осуществлено финансирование в объеме 14 226,3,0 тыс. рублей, а также запланировано 12 460,0 тыс. рублей на 2012 год и 7 369,0 тыс. рублей на 2013 год.

 

Непрограммная деятельность

 

Мероприятия по разработке, совершенствованию и сопровождению территориальной сметно-нормативной базы ценообразования в строительстве направлены на сокращение бюджетных расходов, уровня необоснованных затрат при формировании стоимости строительства объектов, финансируемых из бюджета автономного округа.

Ожидаемые конечные результаты и показатели социально-экономической эффективности - обеспечение участников инвестиционно-строительного комплекса профессиональной качественной нормативной документацией, которая обеспечит определение стоимости строительства в единой системе ценообразования, ее прозрачность и обоснованность. На мероприятия по совершенствованию сметно-нормативной базы ценообразования в строительстве требуется 1012,0 тыс. руб. в 2011 году, 1012,0 тыс. руб. в 2012 году и 1012,0 тыс. рублей в 2013 году.

В целях оптимизации стоимости строительства объектов, финансируемых с привлечением средств бюджета Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, и приведения нормативных правовых актов автономного округа в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации проведена работа по  утверждению Методики расчета прогнозных индексов изменения стоимости строительно-монтажных работ, разработанной согласно приказу Министерства регионального развития Российской Федерации от 02.08.2009 № 355 «Об утверждении Методики расчета прогнозных индексов изменения стоимости строительства».

 

Исполнение поставленных целей и задач вне целевых программ планировалось по сметному принципу. Бюджет затрат на реализацию текущей деятельности службысоставляет:                                                                                           

тыс. руб.

     2010 год 2011 год 2012 год 2013 год 2014 год 2015 год

63514,3

72125,2

83968,9

84353,5

84556,9

84759,8

 

В ведении Региональной службы по тарифам нет структурных подразделений и бюджетных учреждений, имеющих право на предоставление платных услуг или других доходов, поэтому, в докладе о результатах и основных направлениях деятельности службы отсутствует раздел по формированию доходов.

Фактические и планируемые значения основных показателей, характеризующих результаты деятельности Службы, представлены в приложении 4.

Фактические показатели результативности в сравнении с планируемыми  указываются в приложении 5.

 

Раздел 4 «Распределение расходов по целям и задачам».

В приложении 5 к настоящему докладу приводится распределение отчетных и планируемых расходов Службы по бюджетным целевым программам и в целом по всем целям и задачам (без распределения).

По целям и задачам, сформулированным в рамках исполнения основных функций Службы, распределение расходов невозможно, так как одни и те же сотрудники осуществляют указанные функции. Общая сумма не целевых исполняемых расходных обязательств (т.е. на текущее содержание Службы) составляет: 63514,3 тыс. руб. в 2010 году, 72125,2 тыс. руб. в 2011 году, 83968,9 тыс. руб. в 2012 году и 84353,5 тыс. руб. в 2013 году, 84556,9 тыс. руб. в 2014 году, 84759,8 тыс. руб. в 2015 году.

На динамику расходных платежей влияет индексный метод планирования бюджетного финансирования, учитывающий инфляцию. Во исполнение действующих нормативных правовых актов Российской Федерации, автономного округа, для достижения поставленных целей в области ценообразования, как перед федеральными, так и перед региональными органами власти, объем расходных обязательств (количество исполняемых функций, полномочий) не планируется к уменьшению. Напротив, дополнительно Федеральным законом от 27.07.2010 № 237-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» были переданы с муниципального уровня на уровень субъектов Российской Федерации полномочия по установлению тарифов на водоснабжение и водоотведение, в результате чего кратно возросла нагрузка на специалистов Службы.

На мероприятия, направленные на совершенствование сметно-нормативной базы ценообразования в строительстве требуется 199,4 тыс. рублей в 2010 году, 199,0 тыс. рублей в 2011 году, 1012,0 тыс. рублей в 2012 году и 1012,0 тыс. рублей в 2013 году, 1012,0 тыс. рублей в 2014 году.

 

Раздел 5   «Результативность бюджетных расходов».

Направления деятельности Службы подразделяются на непрограммную и программную.

Непрограммная деятельность 

 

Расходные обязательства, связанные с непрограммной деятельностью направляются на текущее содержание Службы. Штатное расписание утверждено в количестве 57 единицы (потребность в соответствии с расчетом ФСТ России, исходя из выполняемых функций, составляет 90 единиц).

Для осуществления основных задач, на цели текущего функционирования Региональной службы по тарифам была утверждена смета расходов на сумму бюджетных ассигнований с учетом изменений 72587,2 тыс. рублей.

Сумма расходов на текущее содержание Службы не распределена на цели, задачи и полномочия. Это связано со спецификой деятельности Службы:

практически все структурные подразделения выполняют основные полномочия, связанные с государственным регулирование и контролем за ценами и тарифами,

разделение отделов производилось по отраслевому значению. При этом, специалисты одного отдела осуществляют функциональные обязанности на принципе взаимозаменяемости и с учетом фактической численности,

в функционале специалиста одновременно: рассмотрение, экспертиза тарифов, подготовка тарифных решений и осуществление контроля посредством выездных проверок в регулируемые организации, контроль за стандартами раскрытия информации, разработка требований и контроль за выполнением программ энергосбережения и энергетической эффективности.

Соотношение результатов деятельности Службы и расходов на их достижение характеризуется получением больших результатов при некоторой экономии бюджетных средств. При этом, экономия бюджетных средств (освоение сметы на содержание аппарата Службы на 99,6 процента), как уже отмечено выше, не может положительно оценивать результативность бюджетных расходов.

При этом условный экономический эффект от деятельности Службы в 2011 году составляет 9 648,2 млн. рублей, что в 132,9 раза превышает расходы на содержание Службы – 72 125,2 тыс. рублей. В 2010 году данное соотношение составляло 133,7 раза.

 

Приведем ниже оценку показателей, характеризующих уровень достижения поставленных в планируемый период целей:

 

 

Основные показатели результативности

деятельности Региональной службы по тарифам автономного округа

 

Цели

Задачи

Показатели результативности в 2011 году

Эффективность

Показатель

Значение показателя

 

план

Значение показателя

 

факт

Цель 1

Обеспечение сбалансированности и стабильности регулируемых рынков товаров и услуг на всех уровнях государственного ценового регулирования и государственного контроля в области регулирования тарифов

Задача 1.1.

Обеспечение эффективного и стабильного государственного регулирования цен и тарифов

Качественный показатель –

рассчитывается как

отношение фактического темпа роста регулируемых тарифов и цен к прогнозному показателю роста цен, тарифов, %

< 100

< 100

Целевой уровень показателя – не более 100 процентов. Показатель в отчетном периоде достиг своего целевого значения и сложился: в сфере коммунальных услуг в размере 94,1 %, в сфере теплоэнергетики – 94,6 %.

Достижение поставленной задачи и выполнение показателей оказывает положительное влияние на снижение общего инфляционного фона; стимулирует регулируемые организации к снижению издержек

Задача 1.2.

Обеспечение обоснованности и прозрачности тарифных решений, принимаемых при государственном ценовом  регулировании, как на уровне субъекта, так и на уровне местного самоуправления

Качественный показатель -

Доля тарифных решений, принятых с проведением полной экспертизы тарифов, %

97

98

Постепенный переход к регулированию тарифов методом полной  экспертизы тарифов. Целевое значение показателя – 100 %. При решении данной задачи в 2011 году достигнут целый спектр позитивных эффектов:

Социальный эффект – 3 904,5 млн. руб. (защита населения от необоснованно завышенных цен, тарифов);

Бюджетный эффект – 1 007,5 млн. руб. (экономия бюджетных средств);

Экономический эффект – 4 763,8 млн. руб. (условная экономия средств прочих потребителей регулируемых услуг, стимулирование регулируемых организаций к сокращению издержек).

Качественный показатель – доля тарифных решений РСТ, не оспоренных в судебном порядке, %

100

99,95

Одно решение по установлению тарифов на тепловую энергию оспорено Прокуратурой в судебном порядке. Однако, при пересмотре и переутверждении тариф для потребителей не изменился.

Задача 1.3

Обеспечение правильности формирования стоимости строительства объектов, финансируемых из бюджета автономного округа, а также тарифных источников, по инвестиционным программам, утверждаемым Службой

Качественный показатель:

доля качественно выполненных и обоснованных расчетов, %

~69,4

~92,7

Сокращение уровня необоснованных затрат и бюджетных расходов при формировании стоимости строительной продукции и обеспечение эффективного функционирования субъектов инвестиционно-строительного комплекса.

Целевое значение показателя стремится к

100%

Задача 1.4

Совершенствование и оптимизация территориальной сметно-нормативной базы ценообразования в строительстве

Количественный показатель:

доля разработанных территориальных сметных нормативов в общем количестве введенных Минрегионом РФ в действие государственных сметных нормативов, %

100

100

Соблюдение единого подхода к определению стоимости строительства на территории автономного округа.

Приведение территориальной сметно-нормативной базы в соответствие с  государственными сметными нормативами.

Целевое значение показателя 100%

Задача 1.5

Повышение эффективности государственного контроля за установлением и применением регулируемых цен, тарифов субъектами ценообразования и органами местного самоуправления муниципальных образований автономного округа в соответствии с законодательством

Качественный показатель:

Доля устраненных нарушений в общем числе выявленных нарушений в сфере тарифного регулирования

100

100

Характеризует контрольную и надзорную деятельность РСТ, отражает общие характеристики контрольных функций, а именно: меру действенности. Целевой уровень показателя – 100%.

Показатель в отчетном периоде достиг своего целевого значения

 

При осуществлении государственного регулирования и контроля цен и тарифов в энергетике, коммунальном комплексе, на транспорте и в социальной сфере, Служба выполняла задачу по обеспечению эффективного и стабильного государственного регулирования цен и тарифов. Выполнение поставленной задачи позволяет устанавливать цены, тарифы на регулируемые виды деятельности на уровне, не превышающем прогнозные показатели. Показатель, характеризующий результативность выполнения данной задачи, является качественным и рассчитывается как отношение фактического темпа роста регулируемых тарифов и цен к прогнозному показателю роста цен, тарифов. Если этот показатель не превышает сто процентов, значит, Служба достигает поставленной перед ней цели. При регулировании тарифов их рост в среднем не превышает прогнозных показателей. В отчетном периоде данный показатель выполнен, в сфере коммунальных услуг фактически составил 94,1 %, в сфере теплоэнергетики – 94,6 %.

С целью обеспечения обоснованности и прозрачности тарифных решений, принимаемых при  государственном ценовом  регулировании, Служба ставит перед собой задачу по внедрению единых методологических основ формирования цен (тарифов), позволяющих применять различные методы государственного регулирования цен (тарифов), позволяющие устанавливать фиксированные или предельные тарифы исходя из экономически обоснованных затрат. В этой связи, Служба ставит перед собой задачу по увеличению количества установленных тарифов путем проведения экономической экспертизы (или анализа) тарифов. На 2011 год плановый показатель составил 97 %. Фактически он сложился на уровне 98%. В дальнейшем Служба будет стремиться к увеличению доли тарифов, установленных методом экономической экспертизы. Это позволит более качественно проводить экспертизу тарифов и увеличивать экономический эффект, полученный в результате предотвращения завышения цен, тарифов при их согласовании, установлении. Так как с учетом совершенствования методологии количество тарифов, установленных на основе анализа и проведения экспертизы затрат, увеличилось с 74% в 2008 году до 98% в 2011 году.

За отчетный 2011 год экономический эффект в результате экспертизы тарифов и сметных расчетов составил 9 675,2 млн. руб., что на 1 265,47 млн. руб. выше показателя прошлого отчетного периода

Данный показатель характеризует:

социальную эффективность или, другими словами, условную экономию потребителей регулируемых услуг – население;

бюджетную эффективность – экономию бюджетных средств (в том числе, бюджетных учреждений автономного округа);

экономическую эффективность: условную экономию прочих потребителей. По отдельным регулируемым отраслям экономический эффект представлен ниже:

 

млн. руб.

  Всего

Электро

-энергетика и газоснабжение

Транспорт Теплоэнергетика Жилищно-коммунальное хозяйство Строительство
Население

Социальная эффективность

3904,5

255,6

87,2

2102,5

1459,2

 
Бюджет автономного округа

Бюджетная эффективность

1007,5

65,5

-

524,3

356,8

60,91

Прочие потребители

Экономическая эффективность

4763,8

230,6

267,7

2513,8

1751,7

 
итого 9675,8

551,7

354,9

5140,6

3 567,7

60,91

 

В процессе установления тарифов на регулируемые виды деятельности разногласия с организациями были урегулированы путем защиты ими тарифов. Одно решение Службы об установлении тарифов на тепловую энергию на 2011 год оспорено Прокуратурой автономного округа в судебном порядке. Однако, при пересмотре и переутверждении тариф для потребителей не изменился.

В отчетном 2011 году проводились плановые  проверки,  а также внеплановые по жалобам населения. Всего проведено 30 проверок, из них выявлено 12 нарушителей порядка ценообразования. Ко всем нарушителям применены меры административного воздействия. Доля устраненных нарушений в общем количестве выявленных нарушений составила за отчетный период – 100 процентов. Служба при выявлении нарушений порядка ценообразования взыскивает с нарушителей административные штрафы в бюджет автономного округа. Кроме того, Служба рассматривает дела об административной ответственности за нарушение порядка ценообразования на основании постановлений органов прокуратуры, вынесенных по результатам их проверок. По результатам рассмотрения административных дел Службой на нарушителей налагается штраф. Так, в 2011 году сумма административных штрафов, взысканных с нарушителей порядка ценообразования  в пользу бюджета автономного округа, составила – 552,546 тыс. руб.

 Недостаточное количество специалистов (вместо 90 единиц утверждена 57 единиц) сказалось на количестве проверок.

На основании федерального законодательства, контрольными функциями  за установлением и применением цен, тарифов наделен в субъекте Российской Федерации только исполнительный орган государственной власти по государственному регулированию.

Органы местного самоуправления не наделены  полномочиями  по контролю за применением цен, в том числе  на социально-значимые товары – хлеб, молоко, лекарственные препараты. При защите штатной численности РСТ штатной комиссией эти факты не были приняты во внимание.

В целях совершенствования процессов и методов установления тарифов в Региональной службе по тарифам автономного округа в 2011 году была проведены работы «Второй этап разработки регионального сегмента данных Единой информационно аналитической системы прогнозирования, анализа и контроля в сфере государственного регулирования тарифов на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (РСД ЕИАС ХМАО – Югры)», результатом которых являются:

Разработаны и утверждены новые формы отчетности;

Разработаны новые программные компоненты (подсистемы в сфере регулирования и контроля тарифов в коммунальном комплексе, энергетике и газовой отрасли).

Подключены все субъекты регулирования (предприятия коммунального комплекса и энергетики), в настоящее время это 229 организаций.

Создан и поддерживается сайт РСТ (hmao.eias.ru), а также портал ЕИАС (portal.eias.ru) с доступом в личный кабинет для каждой регулируемой организации.

 

В сфере ценообразования в строительстве

 

При осуществлении своей деятельности в сфере ценообразования в строительстве Служба выполняла задачу по обеспечению правильности формирования стоимости строительства объектов, финансируемых из бюджета автономного округа. Выполнение поставленной задачи позволило снизить уровень необоснованных затрат при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте объектов, финансируемых с привлечением средств бюджета автономного округа, соблюсти основной принцип ценообразования в строительстве - достоверность и обоснованность стоимости строительной продукции, а также обеспечить эффективное функционирование субъектов инвестиционно-строительного комплекса, осуществляющих свою деятельность на территории автономного округа.

В истекшем году Службой было проведено 207 ценовых экспертиз расчетов начальной (максимальной) цены государственных контрактов на выполнение строительно-монтажных, ремонтно-строительных и проектно-изыскательских работ.

При проведении ценовых экспертиз и согласовании расчетов стоимости строительства (индексов) было выявлено завышений на общую сумму 60,91 млн. рублей.

Показателем результативности служит доля качественно выполненных и обоснованных расчетов.

В отчетном году по отношению к 2010 году наблюдается тенденция улучшения качества сметной документации на 23,01 %. В 2011 году качественно выполнены 92,75% представленных на согласование расчетов, в 2010 году – 69,74%. Максимальное увеличение качественно выполненных и обоснованных расчетов до 69,8 % планировалось к 2014 году.

Резкое повышение доли качественно выполненной сметной документации произошло в связи с тем, что расчеты, представляемые на экспертизу, соответствовали требованиям установленного нормативного акта, большая часть документации содержала несущественные объемы работ и небольшую стоимость в текущем уровне цен, была составлена компетентно и имела заключения о достоверности сметной стоимости, при получении которых устраняется максимальное количество недочетов.

Задачу по совершенствованию и оптимизации территориальной сметно-нормативной базы Служба решала путем реализации рекомендаций Минрегиона РФ по приведению в соответствие с утвержденными государственными сметными нормативами территориальных сметных нормативов.

 

Показателем, характеризующим результативность выполнения задачи по совершенствованию территориальных сметных нормативов, является доля разработанных территориальных сметных нормативов в общем количестве введенных Минрегионом РФ в действие государственных сметных нормативов.

В 2011 году данный показатель составил – 100%, то есть Служба достигла поставленной цели.

Опубликовано: 18.03.2016 11:17        Обновлено: 18.03.2016 11:17