Размер:
Цвет:

Отчет РСТ Югры за 2015 год

Вопросы к обсуждению данного отчета любой желающий может задать посредством сервиса Интернет приёмная (в тексте сообщения желательно сделать пометку "Обсуждение отчёта о деятельности")

1. Государственное регулирование цен (тарифов) на товары (услуги).

 

1.1. В сфере оказания коммунальных услуг

Тарифы на коммунальные услуги установлены в рамках предельных уровней тарифов, утвержденных ФСТ России по соответствующему виду коммунального ресурса (приложение 1).

В первом полугодии 2015 года тарифы на коммунальные услуги действовали без повышения на уровне тарифов второго полугодия 2014 года. Рост тарифов на коммунальные услуги произошел со второго полугодия 2015 года в пределах установленных федеральных законодательством ограничений по росту тарифов и (или) плате граждан за коммунальные услуги: 8,3% - на тепловую энергию, 11,9 % - на услуги холодного водоснабжения и водоотведения.

В соответствии с действующим федеральным законодательством с 1 января 2016 года все организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения должны быть переведены на долгосрочное тарифное регулирование.

На 2015 год на территории автономного округа установлены долгосрочные тарифы для 45% организаций водоснабжения и водоотведения, а также 13%  организаций сферы теплоснабжения.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.06.2015 № 1021-р с 1 июля 2015 года увеличен индекс изменения размера платы граждан в среднем по Югре с 9,1% до 10%. На основании данных изменений, в связи с пересмотром тарифов, обусловленном переходом регулируемых организаций на долгосрочное тарифное регулирование, исполнением решений ФСТ России по результатам рассмотрения разногласий и споров, а также необходимостью доведения нормативов потребления коммунальных услуг до обоснованного уровня, постановлением Губернатора ХМАО – Югры от 27.06.2015 № 68 пересмотрены размеры предельного индекса по муниципальным образованиям.

С 1 июля 2015 года в большинстве муниципальных образований рост платы не превысил 11,5%, максимальный рост платы граждан сложился в 5-ти муниципальных образованиях: г. Лангепас, г. Покачи, г. Югорск, г. Нижневартовск, сп. Нижнесортымский Сургутского района, при этом в 3-х муниципальных образованиях (г. Югорск, г. Нижневартовск, сп. Нижнесортымский Сургутского района) предельные индексы не превышают установленный Правительством Российской Федерации в среднем по Югре предел – 12,4%, в 2-х: г. Лангепас, г. Покачи установлены выше на основании решений представительных органов муниципальных образований в размере 24,2% и 28,1%, соответственно.

Фактический индекс изменения вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре за октябрь 2015 года составил 9,4% и не превысил индекс в размере 10,0%, установленный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.11.2014 № 2222-р «Об утверждении индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации и предельно допустимых отклонений по отдельным муниципальным образованиям от величины указанных индексов» для Ханты-Мансийского автономного округа – Югры с 01.07.2015.

Правительством Ханты-Мансийского автономного округа – Югры принято распоряжение от 20.03.2015 № 115-рп, которым утвержден План мероприятий по недопущению необоснованного роста платежей граждан за коммунальные услуги  на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2015 год (далее – план).

В соответствии с планом в течение отчетного периода:

- ежемесячно осуществлялся мониторинг платы граждан за коммунальные услуги в формате электронного шаблона OREP.KU.2014.MONTHLY по системе ЕИАС (превышение установленных уровней тарифов и платы в отчетном периоде не выявлено);

- ежемесячно осуществлялся мониторинг платы граждан за услуги, касающиеся обслуживания жилищного фонда;

 - специалистами РСТ Югры дано 218 письменных ответов по вопросам установления и проверки правильности применения тарифов на коммунальные услуги;

- на официальном сайте РСТ Югры в разделе «Для граждан» размещена «Информация по изменению размера платы граждан за коммунальные услуги в 2015 году и о порядке обращения в уполномоченные органы исполнительной власти Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по вопросам соответствия роста платы за коммунальные услуги установленным ограничениям»;

- подготовлена информация о росте тарифов, платы за коммунальные услуги для  рабочих поездок Губернатора по вопросам работы с общественными советами учреждений социальной сферы, ЖКХ, управляющими компаниями, ресурсоснабжающими организациями и ТСЖ в муниципальных образованиях автономного округа - г. Сургут, г. Покачи, г. Когалым, г. Нефтеюганск, г. Нижневартовск, г. Мегион, г. Пыть-Ях, г. Нягань, г. Югорск, Нефтеюганский район, Сургутский район, Ханты-Мансийский район, Березовский район, Белоярский район, Кондинский район, Октябрьский район, Советский район.

Также, на едином официальном сайте государственных органов власти Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (www.admhmao.ru), а также на официальном сайте РСТ Югры (www.rst.admhmao.ru), размещен информационный инструмент, позволяющий гражданам обеспечить онлайн – проверку соответствия роста размера платы за коммунальные услуги установленным ограничениям.

Итоги тарифного регулирования в 2015 году свидетельствуют о присутствии в определенной степени баланса экономических интересов поставщиков и потребителей коммунальных услуг.

 

1.2.  В транспортной сфере

Повышение тарифов по видам транспорта и программам перевозок в течение 2015 года происходило, как правило, в пределах уровня инфляции согласно прогнозу Минэкономразвития Российской Федерации в 2015 году ожидается в размере 12,7 %.         Объективным фактором увеличения стоимости проезда являются инфляционные процессы.

Фиксированные тарифы для населения на перевозки пассажиров воздушным, речным, железнодорожным транспортом установлены на социально ориентированном уровне с учетом  платежеспособности населения и транспортной доступности. Разница между расходами перевозчиков и выручкой, полученной от продажи билетов, компенсируется из окружного или местного бюджета.

Для обеспечения доступности пассажирских перевозок на территории автономного округа, производится возмещение расходов перевозчиков из бюджетов всех уровней, в связи с чем, действующие тарифы для населения установлены ниже их реальной стоимости  на величину от 64,5 % до 91,4 %, что особенно актуально для граждан, проживающих на территориях не имеющих круглогодичной связи по автомобильных дорогам.

Решения об установлении тарифов для населения принимаются с учетом оценки доли расходов на перевозки в среднедушевом доходе. Доля  расходов пассажиров на различные виды общественного транспорта в доходах населения составляет для жителей Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 0,14 % до 2,0%.

Максимальная доля (2,0 %) приходится на перевозки пассажиров городским общественным транспортом. При этом в сравнении с Тюменской и Свердловской областями доля данных расходов в автономном округе минимальна (Тюменская область – 3,4 %, Свердловская область – 3,2 %). 

 

1.3. В социальной сфере

 

РСТ Югры проведены: анализ влияния установленных надбавок на финансово-экономическое состояние организаций, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих реализацию нефтепродуктов в территориях с ограниченными сроками завоза грузов автономного округа  и выборочный анализ влияния установленных надбавок на финансово-экономическое состояние организаций, осуществляющих реализацию продовольственных товаров в территориях с ограниченными сроками завоза грузов автономного округа. По результатам анализов, сделаны выводы, что снабженческо-сбытовые и торговые надбавки, установленные постановлениями Правительства автономного округа от 03.02.2012 № 32-п, от  16.10.2007 № 250-п исключают необоснованное завышение розничных цен за счет торговой надбавки, позволяют соблюдать баланс интересов между бизнес сообществом и потребителями товара на территории автономного округа, также позволяют в полном объеме возмещать издержки субъектов ценообразования и получать прибыль, необходимую на развитие и обеспечение стабильной кредитоспособной деятельности субъектов ценообразования.

Учитывая специфику социальной сферы (установление предельных размеров снабженческо-сбытовых, торговых надбавок на нефтепродукты, некоторые виды продовольственных товаров, лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов),  сравнить основные показатели деятельности и их динамику в разрезе пятилеток, не представляется возможным. Однако, по данным организаций, осуществляющих реализацию нефтепродуктов, некоторых видов продовольственных товаров в территориях с ограниченными сроками завоза грузов автономного округа, лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на территории всего автономного округа, розничные цены в регулируемом секторе не превышают уровень цен в нерегулируемом.

 

1.4. В строительной сфере

Ежеквартально утверждались нормативы средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилого помещения по муниципальным образованиям автономного округа, предназначенные для использования при расчете социальных выплат, являющихся формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем за счет средств бюджета автономного округа. В целом по автономному округу рост норматива для жилого помещения в капитальном исполнении в 4 квартале 2015 года к соответствующему периоду прошлого года - 3,8%, что не превышает прогнозных показателей инфляции Минэкономразвития России.

Для определения стоимости строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов, финансируемых с привлечением средств бюджета автономного округа, ежеквартально устанавливались индексы изменения стоимости строительно-монтажных работ по видам используемой сметно-нормативной базы (ФЕР-2001/ТЕР-2001). Общеотраслевой индекс изменения стоимости строительно-монтажных работ за период в течение 2015 года вырос на 106%, что соответствует прогнозу Минэкономразвития России на 2015 год по виду деятельности «Строительство».

Для расчета арендной платы при передаче в аренду имущества, находящегося в государственной собственности автономного округа, рассчитана и установлена базовая ставка средней стоимости 1 квадратного метра объектов нежилого фонда (далее - Базовая ставка) на 2015 год. Базовая ставка, рассчитанная на 2015 год (71 536 руб./кв.м), уменьшилась по отношению к Базовой ставке, установленной на 2014 год (74 028 руб./кв.м), на 3,37%. На снижение Базовой ставки повлияло уменьшение коэффициент перехода, определяемого РСТ Югры отношением норматива средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилого помещения к расчетной стоимости строительства 1 квадратного метра жилья за предшествующий год (далее - Коэффициент перехода). Коэффициент перехода на 2015 год составляет К=1,10 (в 2014 году норматив составил 50 508 руб., расчетная стоимость - 46 118 руб.). По отношению к предыдущему периоду Коэффициент перехода снизился на 4,35% (в 2013 году К=1,15, норматив составил 47 752 руб., расчетная стоимость - 41 563 руб.).

 

 

2. Осуществление регионального государственного контроля (надзора)

За 9 месяцев 2015 года проведена 71 проверка юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в том числе 39 внеплановых проверок. Нарушения обязательных требований законодательства  у 30 хозяйствующих субъектов. По результатам выявленных нарушений составлены протоколы об административных правонарушениях, выданы предписания по устранению нарушений порядка ценообразования. По результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях, вынесены постановления о назначений административного наказания.

Увеличение количества внеплановых проверок связано с организацией РСТ Югры «Горячей линии» по вопросам нарушения прав потребителей в части порядка ценообразования на продовольственные товары и нефтепродукты, реализуемые в территориях с ограниченными сроками завоза грузов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты, на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по внутриокружным и межобластным маршрутам и автомобильным общественным транспортом в городском и пригородном сообщении. Основной целью «Горячей линии» РСТ Югры является наиболее полное информирование граждан и субъектов ценообразования об уполномоченном органе, осуществляющем региональный государственный контроль (надзор) за правильностью применения цен, тарифов, надбавок, а также для своевременное принятие мер реагирования на обращения граждан по вопросам нарушения прав потребителей.

       В рамках осуществления регионального государственного контроля (надзора) за соблюдением стандартов раскрытия информации за 9 месяцев 2015 года РСТ Югры были проведены контрольные мероприятия в форме систематического наблюдения в отношении регулируемых организаций, в том числе в отношении субъектов естественных монополий. Во II квартале 2015 года в сравнении с аналогичным периодом 2014 года количество организаций раскрывших информацию в среднем увеличилось с 74,3 % до 94,2 %.

По итогам контрольных мероприятий рассмотрено 181 дело об административных правонарушениях (59 в отношении должностных лиц и 122 в отношении юридических лиц). По итогам рассмотрения вынесено 26 постановлений о наложении штрафов на сумму 4029,9 тыс. рублей.

Взыскано в счет бюджета автономного округа – 3215 тыс. рублей (с учетом поступивших за 2014 год).

       Выполнение плана проведения проверок (доля проведенных плановых проверок в процентах общего количества запланированных проверок) составило 100%.

       Доля проверок, результаты которых признаны недействительными (в % от общего числа проведенных проверок) составила 0 %.

В целях последовательного внедрения в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре процедуры общественного контроля за деятельностью субъектов естественных монополий, а также обеспечения  представления позиции Межотраслевого совета потребителей по вопросам деятельности субъектов естественных монополий при Губернаторе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее Совет), приказом РСТ Югры от 17.12.2014 № 55-о внесены изменения в регламент деятельности правления РСТ Югры, в части закрепления обязательной процедуры извещения представителей Совета, уполномоченных для представления позиции Совета в правлениях РСТ Югры, о дате, времени и месте заседания правления, с указанием рассматриваемого вопроса, предполагаемого способа ознакомления приглашаемых лиц с материалами по рассматриваемому вопросу.

В соответствии с п.1.3 протокола заседания Межотраслевого совета от 3 декабря 2014 года № 1, представителями Межотраслевого совета для участия в заседаниях правления РСТ Югры назначены Лебедев Эдуард Васильевич, Павкина Альфия Ансаровна, Фомагин Валерий Борисович.

Представителям Межотраслевого совета наряду с членами Общественного совета при РСТ Югры за 10 дней до заседания правления направляются информационные письма с указанием места размещения проектов приказов, даты и места проведения заседания правления РСТ Югры, а также контактными данными для направления мотивированной позиции по рассматриваемым вопросам.

В 2015 году представители Межотраслевого совета приняли участие в 5 заседаниях правления РСТ Югры. На четырех заседаниях правления предложений и замечаний от представителей Межотраслевого совета не поступало. На заседании правления 30 апреля 2015 года, по ходатайству представителя Межотраслевого совета, Фомагина Валерия Борисовича, было принято решение отложить рассмотрение вопроса об установлении тарифов до урегулирования разногласий ЗАО «Сургутпромжелдортранс» и одного из контрагентов – ОАО «Мостострой-11» в части объемных показателей оказываемых услуг. Решение по данному вопросу было принято 26 мая 2015 года, с учетом мнения заинтересованных сторон.

Информация о запланированных до конца 2015 года 12 правлениях РСТ Югры, на которых будет рассмотрено 393 вопроса, направлена представителям Межотраслевого совета потребителей, данная информация и проекты решений также размещаются на сайте РСТ Югры.

В случае поступления от  представителей Межотраслевого совета мотивированных предложений они будут в обязательном порядке учтены при рассмотрении вопросов на заседаниях правления.

 

 

 

Приложение 1

№ п/п

Наименование показателя

2010

2011

2012

2013*

 

2014*

 

 

2015

1

Тепловая энергия, руб./Гкал с НДС

1 158,87

1 262,36

1 291,25

1 487,47

1546,2

1668,80

2

Изменение к предыдущему году, %

108,0

108,9

102,3

108,6

103,9

 

107,9

3

Предельный уровень тарифа, установленный ФСТ России, %

110,4

113,7

104,8

111,1

104,4

108,3

4

Водоснабжение, руб./куб. м с НДС

29,53

32,83

33,64

39,25

40,78

43,66

5

Изменение к предыдущему году, %

112,2

111,2

102,5

105,4

103,9

107,1

6

Водоотведение,  руб./куб. м с НДС

28,86

33,63

34,23

41,73

43,93

48,16

7

Изменение к предыдущему году, %

108,5

116,5

101,8

105,6

105,3

109,6

8

Совокупное изменение тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения к предыдущему году, %

110,3

113,9

102,1

105,5

104,3

108,4

9

Предельный индекс изменения тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, установленный ФСТ России, %

112,0

116,3

104,9

108,7

104,3

111,9

Примечание:

 

 

1. С 2010 по 2012 год указаны среднегодовые тарифы на коммунальные услуги.

 

2. По пункту 6 источником информации являются приказы Федеральной службы по тарифам.

 

3. По пунктам 1, 3 за 2013, 2014, 2015 годы источниками информации являются распоряжения Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 22 марта 2013 года № 102-рп «Об итогах государственного регулирования тарифов на коммунальные услуги и плане мероприятий по недопущению необоснованного роста платежей граждан за жилищно-коммунальные услуги на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2013 год», от 21.03.2014 № 146-рп «Об итогах государственного регулирования тарифов на коммунальные услуги и плане мероприятий по недопущению необоснованного роста платежей граждан за коммунальные услуги и услуги, касающиеся обслуживания жилищного фонда, на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2014 год»,  от 20.03.2015 № 115-рп «Об итогах государственного регулирования тарифов на коммунальные услуги и плане мероприятий по недопущению необоснованного роста платежей граждан за коммунальные услуги и услуги, касающиеся обслуживания жилищного фонда, на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2015 год».

 

4.*Указаны тарифы, установленные с 01.07.2013, с 01.07.2014, с 01.07.2015 что обусловлено изменением принципов формирования предельных уровней (индексов) тарифов.

 

 


 

Приложение 2

 

 

Показатели деятельности Региональной службы по тарифам Ханты-Мансийского-автономного округа - Югры за период с 2011 по 2015 годы.

Показатели

2011

2012

2013

2014

2015

Изменение 2015 к 2011,%

Водоснабжение, руб./м3 с НДС

32,83

33,64

39,25

40,78

43,41

132,23

Водоотведение, руб./м3 с НДС

33,63

34,23

41,73

43,93

48,24

143,44

Теплоснабжение, руб./Гкал с НДС

1262,36

1291,25

1487,47

1546,2

1668,8

132,20

Электроснабжение, руб./кВтч с НДС

1,83

1,94

2,17

2,25

2,44

133,33

Газоснабжение, руб./м3 с НДС

3096,68

3537,85

4036,83

4171,06

4477,89

144,60

Плановая среднемесячная заработная плата учтенная в регулируемых тарифах, руб.

27 608,07

28 386,15

29 666,34

33 527,45

38 937,39

141,04

Индекс потребительских цен, %

6,1

6,6

6,5

7,5

5,5

28,45

Индекс на услуги ЖКХ, %

11,8

9,6

9,6

5,2

8,5

52,57

Фин.результат деятельности регулируемых организаций (убыток), млн.руб.

-1036,92

-840,9

-502,15

отчетный период не наступил

Доля фин.результата от необходимой валовой выручки, %

3,7

3,0

2,4

Количество обращений граждан в РСТ Югры по вопросам  тарифов на коммунальные услуги

184

112

116

68

242

131,52

Количество обращений на 100 000 чел.

11,5

7,01

7,26

4,26

15,75

136,92

Стоимость ЖКУ для семьи из 3 человек, 54 кв.м (капитальное исполнение), руб.

5787,68

6151,28

6554,65

6716,9

7545,84

130,38

Стоимость ЖКУ для семьи из 3 человек, 54 кв.м (деревянное исполнение), руб.

4726,58

4867,29

5228,32

5512,69

6153,56

130,19

Фактическая доля собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном семейном доходе, %

5,64

6,00

5,94

6,11

6,27

111,17

Количество семей, получающих субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг , тыс. семей

39,7

40,0

38,2

34,0

27,4

69,02

Процентное соотношение семей, получающих субсидии, %

8,14

7,02

7,12

6,21

5,06

62,13

Начислено субсидий населению на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с нарастающим итогом по статистическим данным, млн.руб.

920,4

916,5

936,4

741,0

494,0*

 

Начислено субсидий на одну семью в месяц, руб.

1933,90

1907,5

2044,1

1792,7

2003,24

103,59

среднедушевой доход в расчете на 1 жителя в среднем по округу*

32530

34204

39144

40126

43871

134,86

Автомобильные перевозки:

 

 

 

 

 

 

действовавшие предельные максимальные тарифы:

 

 

 

 

 

 

городской транспорт (автобусы)

16,5

16,5

18

19

21

127,27

пригородный транспорт (жетские сидения)

1,49

1,49

1,6

1,7

1,88

126,17

междугородный транспорт (жесткие сидения)

1,62

1,62

1,76

1,87

2,06

127,16

Речной транспорт:

 

 

 

 

 

 

средняя стоимость пассажирокилометра

3,53

3,47

3,53

3,74

4,16

117,87

Доля расходов в среднедушевом доходе населения, %

0,15

0,15

0,13

0,13

0,14

90,47

Речной транспорт:

 

 

 

 

 

 

средняя стоимость пассажирокилометра

3,53

3,47

3,53

3,74

4,16

117,87

Доля расходов в среднедушевом доходе населения, %

0,15

0,15

0,13

0,13

0,14

90,47

Пригородные железнодорожные перевозки:

 

 

 

 

 

 

средняя стоимость пассажирокилометра

1,47

1,55

1,64

1,71

1,82

123,97

Доля расходов в среднедушевом доходе населения, %

0,001

0,001

0,001

0,001

0,001

91,92

Индекс потребительских цен по данным Минэкономразвития РФ (платные услуги населению)

 

106

107,0

107,5

112,7

137,41

Экономический эффект, полученный в результате предотвращения завышения цен при рассмотрении, установлении цен, тарифов, тыс.руб

9587263,62

11995940,33

11182428,20

16645057,61

690276,74**

 

* за  6 месяцев 2015 года

** за 9 месяцев 2015 года

 

 

 

 

 

 

 

Вопросы к обсуждению данного отчета любой желающий может задать посредством сервиса Интернет приёмная (в тексте сообщения желательно сделать пометку "Обсуждение отчёта о деятельности")


Опубликовано: 18.03.2016 11:18        Обновлено: 25.10.2017 16:56