Размер:
Цвет:

Характеристика

Характеристика отрасли обращения с твердыми коммунальными отходами

Особенностью отрасли в 2019 году является переход на новую систему взимания платы за услуги в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО).

В соответствии с Территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с ТКО, утвержденной распоряжением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 21.10.2016 № 559-рп (в ред. от 07.12.2018 №647-рп) «О Территориальной схеме обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре и признании утратившими силу некоторых распоряжений Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» (далее - Территориальная схема), на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее - автономного округа) установлено две зоны деятельности регионального оператора в сфере обращения с ТКО:

Южная зона (города: Пыть-Ях, Нефтеюганск, Нягань, Югорск, Ханты-Мансийск, Урай, районы: Кондинский, Ханты-Мансийский, Советский, Октябрьский, Нефтеюганский);

Северная зона (города: Мегион, Лангепас, Радужный, Покачи, Когалым, Сургут, Нижневартовск, районы: Сургутский, Белоярский, Березовский, Нижневартовский).

Обеспечение деятельности в сфере обращения с ТКО на территории автономного округа передано региональному оператору Акционерному обществу «Югра-Экология» с момента установления ЕТРО ТКО по Южной зоне с 01.01.2019, по Северной зоне с 01.07.2019.

Общие показатели в сфере обращения с ТКО на 2019 год

В Реестр хозяйствующих субъектов Ханты-Мансийского автономного округа по состоянию на 1 января 2019 года, в отношении которых осуществляется государственное регулирование тарифов в сфере обращения с ТКО, включены 25 организаций, в том числе:

24 организации, оказывающих услуги по захоронению ТКО;

1 организация, оказывающая услуги регионального оператора в сфере обращения с ТКО.

РСТ Югры на основании обращений организаций в сфере обращения с ТКО, а также ввиду изменения Федерального законодательства по снижению ставок налога на окружающую среду на 2019 год, исполнения предписания ФАС России, в течение первого полугодия 2019 года проведено 55 экспертиз и установлено (пересмотрено) 83 тарифа (без учета календарной разбивки по полугодиям и дифференциации по 2 группам потребителей – «население» и «прочие»).

При этом, для 98,8 % организаций тарифы установлены методом индексации, для 1,2% методом экономически обоснованных расходов.

Объемные показатели, учтенные в тарифах в сфере обращения с ТКО на 2019 год

Объем (масса) ТКО, учтенные при установлении предельных тарифов в сфере обращения с ТКО на 2019 год, определены на основании данных Территориальной схемы.

№ п/п

Показатели

Ед. изм.

Южная зона деятельности регионального оператора

Северная зона деятельности регионального оператора

Итого на территории автономного округа в 2019 году

1.

   Объем (масса) ТКО

тыс.м3

1762,61

3744,90

5507,51

тыс.тонн

155,54

385,61

541,146

1.1.

от населения

тыс.м3

1365,62

2207,62

3573,24

тыс.тонн

127,75

286,32

414,068

1.2.

от бюджетных потребителей

тыс.м3

131,88

243,03

374,91

тыс.тонн

8389,67

20,92

8410,585

1.3.

от прочих потребителей

тыс.м3

265,11

1294,25

1559,36

тыс.тонн

19,40

78,38

97,773

Необходимая валовая выручка и структура установленных ЕТРО ТКО на 2019 год

Формирование необходимой валовой выручки (далее – НВВ) регионального оператора происходит с учетом включения в состав ЕТРО ТКО расходов на захоронение ТКО (НВВ операторов по захоронению ТКО), расходов на транспортирование ТКО (НВВ операторов по транспортированию ТКО), расходы на заключение и обслуживание договоров с собственниками ТКО и операторами по обращению с ТКО.

Плановая необходимая валовая выручка хозяйствующих субъектов при установлении ЕТРО ТКО на 2019 год была определена в размерах:

№ п/п

Показатели

Ед. изм.

Южная зона деятельности регионального оператора

(с учетом изменений)

Северная зона деятельности регионального оператора

Итого на территории автономного округа в 2019 году

1.

Плановая необходимая валовая выручка в ЕТРО ТКО

тыс. руб.

1016846,8

2176769,9

3193616,7

в том числе

1.1.

НВВ на захоронение ТКО

тыс. руб.

217072,73

434090,98

651163,71

1.2.

НВВ на транспортирование ТКО

тыс. руб.

704763,68

1561505,6

2266269,3

1.3.

Расходы на заключение и обслуживание договоров с собственниками ТКО и операторами по обращению с ТКО

тыс. руб.

95010,39

181173,28

276183,67

При этом, структура затрат при формировании тарифов организаций на 2019 год (уточненный план) сложилась следующим образом:

графики тко.JPG

Учитывая несопоставимость предъявляемой ранее и сейчас платы за ТКО, РСТ Югры проведен сводный анализ состава и изменения стоимости услуг по обращению с ТКО в сопоставимых условиях после утверждения единого тарифа на услуги регионального оператора по обращению с ТКО при переходе из жилищных услуг в коммунальные на основании информации, представленной муниципальными образованиями, для одинокого гражданина и для семьи из 3 человек, проживающих в многоквартирном жилом доме на нормативной площади (33 кв. м и 54 кв. м. соответственно). Анализ размещен на сайте РСТ Югры в разделе «Для граждан».

По результатам проведенного РСТ Югры анализа выявлено, что расходы на транспортирование и захоронение ТКО, а также расходы на заключение и обслуживание договоров, принятые в расчет ЕТРО ТКО, в среднем по каждой зоне не превышают аналогичные расходы, которые предъявлялись для оплаты гражданам ранее в составе жилищных услуг.

Тарифы, утвержденные РСТ Югры

Тарифы в сфере обращения с ТКО на 2019 год для потребителей Югры установлены для АО «Югра-Экология», оказывающей услуги регионального оператора в сфере обращения с ТКО, в следующих размерах:

№ п/п

Зона деятельности регионального оператора

дата, с которой действует тариф

Предельные единые тарифы на услуги регионального оператора (с учетом НДС)

1 полугодие

2 полугодие

руб./м3

руб./тонну

руб./м3

руб./тонну

1

Южная зона

с 01.01.2019 (установлен 19.12.2018 приказом РСТ Югры №132-нп)

731,80

8293,13

731,80

8293,13

2

с 01.01.2019 (с учетом пересмотра от 26.03.2019 приказом РСТ Югры № 15-нп)

718,33

8140,55

718,33

8140,55

3

с 01.08.2019 (с учетом пересмотра от 16.07.2019 приказом РСТ Югры №56-нп)

718,33

8140,55

692,28

7845,29

4

Северная зона

с 01.07.2019 (установлен от 21.06.2019 приказом РСТ Югры №48-нп)

-

-

697,51

6774,00

При этом, средний тариф по Югре в сфере обращения с ТКО на 2019 год по состоянию на 01.08.2019 сложился в размере 695,84 руб./м3 с НДС.

средний тариф по югре 2019.JPG

Информация о тарифах, установленных приказами РСТ Югры в разрезе организаций, оказывающих услуги в сфере обращения с ТКО, размещена на официальном сайте РСТ Югры: www.rst.admhmao.ru баннер «База тарифных решений РСТ Югры», а также в разделах «Цены, тарифы» и «Документы» в подразделе «Приказы службы» / «Обращение с твердыми коммунальными отходами».

Ежегодное увеличение тарифов на регулируемые услуги обусловлено ростом тарифов (цен) на продукцию естественных монополий (электроэнергию), поэтапным доведением базовой тарифной ставки рабочего первого разряда до размера, установленного отраслевым тарифным соглашением в ЖКХ в Российской Федерации, уровнем прогнозной инфляции, при этом в составе тарифов учитываются только экономически обоснованные расходы, подтвержденные документами в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Кроме того, величина и рост тарифов зависят от сложившейся коммунальной инфраструктуры и эффективности управления предприятием.

Снижение темпов роста тарифов возможно за счет повышения эффективности как хозяйственной деятельности регионального оператора, так и принимаемых управленческих решений органами местного самоуправления и операторами по транспортированию и захоронению ТКО.

С целью снижения тарифной нагрузки на потребителей коммунальных услуг региональным оператором по обращению с ТКО совместно с органами местного самоуправления должна осуществляться разработка комплексных мер по модернизации действующих полигонов по захоронению ТКО, оптимизации схем движения мусоровозов, проведения анализа с целью снижения нормативов накопления ТКО, внедрение мероприятий по увеличению комплексов по обработке и утилизации (вторичная переработка) ТКО.

Необходимо отметить, что процедура принятия решений об установлении цен (тарифов) на коммунальные услуги является открытой, что позволяет гражданам, проживающим на территории автономного округа участвовать в рассмотрении вопросов по установлению тарифов как лично, так и через общественные организации.

Для общественного обсуждения, участия органов местного самоуправления муниципальных образований, бизнес-сообществ, общественных организаций, а также населения в подготовке предложений на разрабатываемые проекты нормативных правовых актов об установлении цен (тарифов) РСТ Югры размещает разрабатываемые проекты на Портале проектов нормативных правовых актов (http://regulation.admhmao.ru/#), а также на официальном сайте РСТ Югры (www.rst.admhmao.ru) в разделе «Документы», подразделе «Портал проектов нормативных правовых актов» (www.admhmao.ru).


Опубликовано: 18.03.2016 11:18        Обновлено: 30.07.2019 11:38