Характеристика
Характеристика отрасли теплоснабжения на 2019 год
В Реестр хозяйствующих субъектов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по состоянию на 1 января 2019 года, в отношении которых осуществлялось государственное регулирование тарифов в сфере теплоснабжения, включено 94 организации, из них:
- 31 многопрофильная организация (33,0%);
- 58 организаций оказывают услуги населению (61,7%);
- 38 организаций относятся к муниципальным (государственным) унитарным предприятиям, учреждениям, а также акционерным обществам, обществам с ограниченной ответственностью, доля участия РФ, автономного округа, муниципального образования в которых составляет более 50% (40,4%).
Региональной службой по тарифам автономного округа на основании обращений теплоснабжающих, теплосетевых организаций на 2019 год проведено 258 экспертиз и установлено 200 тарифов в сфере теплоснабжения (без учета календарной разбивки по полугодиям и дифференциации по 2 группам потребителей – «население» и «прочие»).
По состоянию на 1 января 2019 года для 86,2% организаций в сфере теплоснабжения установлены (скорректированы) долгосрочные тарифы на тепловую энергию методом индексации установленных тарифов, для 13,8% организаций установлены тарифы сроком на 1 год методом экономически обоснованных расходов.
Балансовые и производственно-технические показатели, учтенные в тарифах на теплоснабжение на 2019 год
При формировании тарифов на тепловую энергию в целом по Югре на 2019 год учитывались следующие плановые балансовые показатели производства и поставок тепловой энергии:
тыс. Гкал
№ п/п |
Показатели |
2018 год |
2019 год |
Отклонение 2019 к 2018 |
|
тыс. Гкал |
% |
||||
1. |
Выработка |
16 931,3 |
16 230,1 |
-701,2 |
95,9 |
2. |
Собственные нужды |
361,4 |
334,5 |
-26,9 |
92,6 |
2.1. |
то же в % |
2,13 |
2,06 |
- |
- |
3. |
Покупная энергия |
2 762,1 |
2 876,9 |
114,8 |
104,2 |
4. |
Отпуск в сеть |
19 332,0 |
18 772,5 |
-559,5 |
97,1 |
5. |
Нормативные потери |
2 039,6 |
1 920,1 |
-119,5 |
94,1 |
5.1. |
то же от отпуска в сеть, % |
10,55 |
10,23 |
- |
- |
6. |
Полезный отпуск |
17 292,4 |
16 852,4 |
-440,0 |
97,5 |
В разрезе групп потребителей сложилась следующая структура полезного отпуска:
Производственно-технические показатели в 2019 году по сравнению с 2018 годом в целом по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре сложились следующим образом:
№ п/п |
Наименование показателей |
2018 год |
2019 год |
2019 к 2018, % |
|
1. |
Количество котельных, ед. |
839,0 |
830,0 |
98,9 |
|
2. |
Количество котлов, ед. |
2 987,0 |
2 947,0 |
98,7 |
|
3. |
КПД котлов (условный), % |
90,33 |
90,48 |
- |
|
4. |
Установленная мощность котельного оборудования, Гкал/ч |
13 098,1 |
13 051,8 |
99,6 |
|
5. |
Располагаемая мощность котельного оборудования, Гкал/ч |
11 207,6 |
11 242,5 |
100,3 |
|
6. |
Подключенная нагрузка, Гкал/ч |
5 797,5 |
5 586,6 |
96,4 |
|
6.1. |
Подключенная нагрузка от установленной мощности, % |
44,3 |
42,8 |
- |
|
6.2. |
Подключенная нагрузка от располагаемой мощности, % |
51,7 |
49,7 |
- |
|
7. |
Протяженность сетей в 2-х трубном исчислении, км |
4 307,6 |
4 035,9 |
93,7 |
Условный средний плановый КПД по Югре в 2019 году составляет 90,48% (в 2018 – 90,33%), при этом среди организаций Югры минимальный КПД (вид топлива «нефть») – 64,20%, максимальный (вид топлива «электрическая энергия») – 98,00%.

Количество котельных по видам используемого топлива распределилось следующим образом: газ – 734 ед.; нефть – 36 ед.; уголь – 27 ед.; дизельное топливо – 14 ед.; дрова, щепа, опил – 12 ед.; электроэнергия – 7 ед. и смешанный вид топлива – 0 ед.:
Наибольшая доля тепловой энергии в 2019 году будет вырабатываться предприятиями, эксплуатирующими газовые котельные – 88,7%, что незначительно выше уровня 2018 года (88,4%), и обусловлено сложившейся долей котельных на газу от общего числа источников теплоснабжения по Югре (88,4%). При этом выработка тепловой энергии котельными, использующими вид топлива «электроэнергия» составляет 0,02% от общего объема.
Установленная мощность котельного оборудования на территории Югры на 2019 год сложилась в размере 13 051,8 Гкал/ч, а располагаемая мощность – 11 242,5 Гкал/ч или 86,1% от установленной (2018 год – установленная мощность 13 098,1 Гкал/ч, а располагаемая мощность – 11 207,6 Гкал/ч или 85,6%).
Расходы организаций в сфере теплоснабжения
Плановая необходимая валовая выручка хозяйствующих субъектов при установлении тарифов на 2019 год была определена в размере 26 811 млн. руб., со снижением на 0,1% к 2018 году.
Структура затрат при формировании тарифов организаций на 2019 год в сравнении с 2018 годом (уточненный план) сложилась следующим образом:
Основные статьи затрат в НВВ* |
2018 |
2019 |
Отклонение 2019 от 2018 |
|||
млн.руб. |
% |
млн.руб. |
% |
% |
млн.руб. |
|
Операционные расходы |
10 162 |
37,8 |
10 332 |
38,5 |
101,7 |
170 |
Сырье и материалы |
496 |
1,8 |
517 |
1,9 |
104,2 |
21 |
Ремонт основных средств |
1 236 |
4,6 |
1 372 |
5,1 |
111,0 |
136 |
Оплата труда |
6 326 |
23,6 |
6 709 |
25,0 |
106,1 |
383 |
Прочие операционные расходы** |
2 104 |
7,8 |
1 734 |
6,5 |
82,4 |
-370 |
Неподконтрольные расходы |
4 464 |
16,6 |
4 529 |
16,9 |
101,5 |
65 |
Аренда (амортизация) основных средств всего, в т.ч.: |
2 054 |
7,6 |
2 026 |
7,6 |
98,6 |
-28 |
аренда |
447 |
1,6 |
409 |
1,6 |
91,5 |
-38 |
амортизация основных средств |
1 607 |
6,0 |
1 617 |
6,0 |
100,6 |
10 |
Отчисления на социальные нужды |
1 827 |
6,8 |
1 967 |
7,3 |
107,7 |
140 |
Прочие неподконтрольные расходы*** |
583 |
2,2 |
536 |
2,0 |
92,0 |
-47 |
Расходы на энергетические ресурсы |
11 319 |
42,2 |
11 234 |
41,9 |
99,2 |
-85 |
Топливо |
7 378 |
27,5 |
7 140 |
26,6 |
96,8 |
-238 |
Прочие покупаемые энергоресурсы всего, в т.ч.: |
3 475 |
12,9 |
3 633 |
13,6 |
104,5 |
158 |
покупная тепловая энергия |
1 341 |
5,0 |
1 474 |
5,5 |
109,9 |
133 |
электрическая энергия |
2 134 |
7,9 |
2 159 |
8,1 |
101,2 |
25 |
Холодная вода |
466 |
1,7 |
461 |
1,7 |
98,9 |
-5 |
Прибыль |
389 |
1,5 |
313 |
1,2 |
80,5 |
-76 |
Расчетная предпринимательская прибыль |
483 |
1,8 |
487 |
1,8 |
100,8 |
4 |
Результаты деятельности до перехода к регулированию цен (тарифов) на основе долгосрочных параметров регулирования |
31 |
0,1 |
-88 |
-0,3 |
- |
-119 |
Корректировка с целью учета отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов |
3 |
0,01 |
4 |
0,01 |
133,3 |
1 |
НВВ |
26 851 |
100 |
26 811 |
100 |
99,9 |
-40 |
Примечание:
* при соотнесении расходов в расчете на 1 Гкал структура затрат за период 2018-2019 годы соответствует сложившейся;
** включены расходы на оплату работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам со сторонними организациями, на оплату иных работ и услуг, выполняемых по договорам с организациями, на служебные командировки, на обучение персонала, арендная плата, и другие расходы, не относящиеся к неподконтрольным расходам;
*** включены расходы на оплату услуг, оказываемых организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, на уплату налогов, сборов и других обязательных платежей, расходы по сомнительным долгам, на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая проценты по ним, налог на прибыль.
Тарифы, утвержденные РСТ Югры
Тарифы на тепловую энергию для потребителей Югры установлены:
- с 1 января 2019 года выше уровня тарифов, действовавших с 1 июля 2018 года, в среднем по автономному округу на 1,4%, что обусловлено увеличением ставки налога на добавленную стоимость с 18% до 20% в соответствии с Федеральным законом от 03.08.2018 № 303-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах»;
- с 1 июля 2019 года – с максимальным темпом роста в среднем по автономному округу, не превышающим 102,4%, в том числе по населению – 101,7%.
При этом, средний тариф по Югре на 2019 год сложился в размере 1 909,10 руб./Гкал с НДС с темпом роста к среднегодовому тарифу 2018 года (1 832,25 руб./Гкал с НДС) 104,2%.
Тарифы на услуги теплоснабжения устанавливались с поэтапным повышением в пределах ограничений изменения размера совокупной платы граждан за коммунальные услуги, установленных постановлением Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 14.12.2018 № 127 «О предельных (максимальных) индексах изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2019 - 2023 годы».
Информация об установленных РСТ Югры тарифах на коммунальные услуги размещена на официальном сайте РСТ Югры - www.rst.admhmao.ru, баннер «База тарифных решений РСТ Югры» (расположен в нижней части главной страницы сайта, переход осуществляется по стрелке), раздел «Документы» подраздел «Приказы службы»/ «Водоснабжение и водоотведение», «Теплоэнергетика».
Ежегодное плановое повышение тарифов обусловлено ростом тарифов на продукцию естественных монополий (газ, электроэнергию), уровнем прогнозной инфляции, поэтапным доведением заработной платы до уровня, предусмотренного отраслевым тарифным соглашением в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации, при этом в составе тарифов учитываются только экономически обоснованные расходы, подтвержденные документами в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Отсутствие роста тарифов на коммунальные услуги при предусмотренном, в том числе на федеральном уровне росте его составляющих, приведет к убыточной деятельности регулируемой организации, а также к снижению качества и надежности оказания коммунальных услуг, что недопустимо в сложившихся природно-климатических условиях Севера.
Изменение тарифов на коммунальные услуги для населения происходит один раз в год с 1 июля и их рост ограничен индексами роста платы граждан за коммунальные услуги, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации и Губернатором Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
Кроме того, величина и рост тарифов зависят от сложившейся коммунальной инфраструктуры и эффективности управления предприятием.
Снижение темпов роста тарифов возможно за счет повышения эффективности как хозяйственной деятельности, так и принимаемых управленческих решений органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами.
С целью снижения тарифной нагрузки на потребителей коммунальных услуг органами местного самоуправления должна осуществляться разработка комплексных мер по модернизации действующих схем производства энергоресурсов, оптимизации производственного процесса, внедрению мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.
Необходимо отметить, что процедура принятия решений об установлении цен (тарифов) на коммунальные услуги является открытой, что позволяет гражданам, проживающим на территории автономного округа участвовать в рассмотрении вопросов по установлению тарифов как лично, так и через общественные организации.
Для общественного обсуждения, участия органов местного самоуправления муниципальных образований, бизнес-сообществ, общественных организаций, а также населения в подготовке предложений на разрабатываемые проекты нормативных правовых актов об установлении цен (тарифов) РСТ Югры размещает разрабатываемые проекты на Портале проектов нормативных правовых актов (http://regulation.admhmao.ru/#). Ссылку на Портал можно найти на официальном сайте РСТ Югры (https://rst.admhmao.ru) в разделе «Документы», подраздел «Экспертиза проектов нормативных правовых актов».
О достаточно хорошей информированности граждан о стоимости коммунальных услуг свидетельствует небольшой процент (0,1 %) обращений в 2018 году в созданный в округе «Консультационно-правовой центр по вопросам защиты и обеспечения прав граждан при предоставлении жилищно-коммунальных услуг» по вопросам высокой стоимости коммунальных услуг. Большинство вопросов граждан (86,4 %) касается качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг и порядка расчета платы за них.
По поступающим в органы исполнительной власти обращениям граждан проводятся проверки правильности применения тарифов на коммунальные услуги и порядка расчета платы за коммунальные услуги и услуги, касающиеся обслуживания жилищного фонда. В случае выявления фактов нарушений законных прав граждан обеспечение мер реагирования, в том числе направление сведений в уполномоченные органы для инициирования исков в защиту прав потребителей и привлечение к ответственности виновных лиц в установленном порядке.