Размер:
Цвет:

Характеристика

Характеристика отрасли теплоснабжения на 2020 год

В Реестр хозяйствующих субъектов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по состоянию на 1 января 2020 года, в отношении которых осуществлялось государственное регулирование тарифов в сфере теплоснабжения, включено 92 организации, из них:

- 32 многопрофильных организации (34,8%);

- 49 организаций оказывают услуги населению (53,3%);

- 46 организаций относятся к муниципальным (государственным) унитарным предприятиям, учреждениям, а также акционерным обществам, обществам с ограниченной ответственностью, доля участия РФ, автономного округа, муниципального образования в которых составляет более 50%                    (50,0%).

Региональной службой по тарифам автономного округа на основании обращений теплоснабжающих, теплосетевых организаций на 2020 год проведено 318 экспертиз и установлено 199 тарифов в сфере теплоснабжения (без учета календарной разбивки по полугодиям и дифференциации по 2 группам потребителей – «население» и «прочие»).

По состоянию на 1 января 2020 года для 88,0% организаций в сфере теплоснабжения установлены (скорректированы) долгосрочные тарифы на тепловую энергию методом индексации установленных тарифов, для 12,0% организаций установлены тарифы сроком на 1 год методом экономически обоснованных расходов.

Балансовые и производственно-технические показатели, учтенные в тарифах на теплоснабжение на 2020 год

При формировании тарифов на тепловую энергию в целом по Югре на 2020 год учитывались следующие плановые балансовые показатели производства и поставок тепловой энергии:

тыс. Гкал


№ п/п

Показатели

2019 год

2020 год

Отклонение 2020 к 2019

тыс. Гкал

%

1.

Выработка

16 395,8

14 906,4

-1 489,4

90,9

2.

Собственные нужды

338,0

285,3

-52,7

84,4

2.1.

то же в %

2,06

1,91

-

-

3.

Покупная энергия*

2 874,8

2 908,0

33,2

101,2

4.

Отпуск в сеть

18 932,6

17 529,1

-1 403,5

92,6

5.

Нормативные потери

1 951,1

1 867,3

-83,8

95,7

5.1.

то же от отпуска в сеть, %

10,31

10,65

-

-

6.

Полезный отпуск

16 981,5

15 661,8

-1 319,7

92,2


В разрезе групп потребителей сложилась следующая структура полезного отпуска:

Производственно-технические показатели в 2020 году по сравнению с 2019 годом в целом по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре сложились следующим образом:


№ п/п

Наименование показателей

2019 год

2020 год

2020 к 2019, %





1.

Количество котельных, ед.

846

825

97,5


2.

Количество котлов, ед.

3 007

2 899

96,4


3.

КПД котлов (условный), %

90,54

 90,72

-


4.

Установленная мощность котельного оборудования, Гкал/ч

13 226,1

12 676,2

95,8


5.

Располагаемая мощность котельного оборудования, Гкал/ч

11 362,7

10 934,0

96,2


6.

Подключенная нагрузка, Гкал/ч

5 971,0

5 449,5

91,3


6.1.

Подключенная нагрузка от установленной мощности, %

45,1

43,0

-


6.2.

Подключенная нагрузка от располагаемой мощности, %

52,5

49,8

-


7.

Протяженность сетей в 2-х трубном исчислении, км

4 142,1

4 139,6

99,9



          Условный средний плановый КПД по Югре в 2020 году составляет 90,72% (в 2019 – 90,54%), при этом среди организаций Югры минимальный КПД (вид топлива «дрова») – 64,00%, максимальный (вид топлива «электрическая энергия») – 98,00%.

Количество котельных по видам используемого топлива распределилось следующим образом: газ – 729 ед.; нефть – 29 ед.; уголь – 33 ед.; дизельное топливо – 14 ед.; дрова, щепа, опил – 13 ед.; электроэнергия – 7 ед.:

Наибольшая доля тепловой энергии в 2020 году будет вырабатываться предприятиями, эксплуатирующими газовые котельные – 88,2%, что незначительно ниже уровня 2019 года (88,6%), и обусловлено сложившейся долей котельных на газу от общего числа источников теплоснабжения по Югре (88,4%). При этом выработка тепловой энергии котельными, использующими вид топлива «электроэнергия» составляет 0,02% от общего объема.

* Выработка посредствам нескольких видов топлива, учтенных при формировании соответствующего тарифа, в случае если доля выработки тепловой энергии, приходящаяся на основной вид топлива, составляет менее 95%.

Установленная мощность котельного оборудования на территории Югры на 2020 год сложилась в размере 12 676,2 Гкал/ч, а располагаемая мощность – 10 934,0 Гкал/ч или 86,3% от установленной (2019 год – установленная мощность 13 226,1 Гкал/ч, а располагаемая мощность – 11 362,7 Гкал/ч или 85,9%).

Расходы организаций в сфере теплоснабжения

Плановая необходимая валовая выручка хозяйствующих субъектов при установлении тарифов на 2020 год была определена в размере 26 083 млн. руб., со снижением на 4,8% к 2019 году.

Структура затрат при формировании тарифов организаций на 2020 год в сравнении с 2019 годом (уточненный план) сложилась следующим образом:

Основные статьи затрат в НВВ

2019

2020

Отклонение 2020      к 2019

млн.руб.

%

млн.руб.

%

%

млн.руб.

Операционные расходы

10 562

38,5

10 284

39,4

97,4

-278

Сырье и материалы

531

1,9

485

1,9

91,3

-46

Ремонт основных средств

1 371

5,0

1 338

5,1

97,6

-33

Оплата труда

6 870

25,1

6 729

25,8

97,9

-141

Прочие операционные расходы*

1 790

6,5

1 732

6,6

96,8

-58

Неподконтрольные расходы

4 590

16,7

3 966

15,2

86,4

-624

Аренда (амортизация) основных средств всего, в т.ч.:

2 028

7,4

1 492

5,7

73,6

-536

аренда

408

1,5

215

0,8

52,7

-193

амортизация основных средств

1 620

5,9

1 277

4,9

78,8

-343

Отчисления на социальные нужды

2 016

7,3

1 979

7,6

98,2

-37

Прочие неподконтрольные расходы**

546

2,0

495

1,9

90,7

-51

Расходы на энергетические ресурсы

11 389

41,6

10 782

41,3

94,7

-607

Топливо

7 308

26,7

6 660

25,5

91,1

-648

Прочие покупаемые энергоресурсы всего, в т.ч.:

3 617

13,2

3 737

14,3

103,3

120

покупная тепловая энергия

1 419

5,2

1 490

5,7

105,0

71

электрическая энергия

2 198

8,0

2 247

8,6

102,2

49

Холодная вода

464

1,7

385

1,5

83,0

-79

Нормативная прибыль

372

1,4

390

1,5

104,8

18

Расчетная предпринимательская прибыль

567

2,1

501

1,9

88,4

-66

Результаты деятельности до перехода к регулированию цен (тарифов) на основе долгосрочных параметров регулирования

-88

-0,3

50

0,2

-

138

Корректировка с целью учета отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов (далее – корректировка НВВ)

4

0,01

110

0,4

2 750,0

106

НВВ всего, в том числе:

27 396

100

26 083

100

95,2

-1 313

на производство

19 677

72

18 318

70

93,1

-1 359

на передачу

7 718

28

7 765

30

100,6

47

Примечания:

* включены расходы на оплату работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам со сторонними организациями, на оплату иных работ и услуг, выполняемых по договорам с организациями, на служебные командировки, на обучение персонала, арендная плата, и другие расходы, не относящиеся к неподконтрольным расходам;

** включены расходы на оплату услуг, оказываемых организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, на уплату налогов, сборов и других обязательных платежей, расходы по сомнительным долгам, на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая проценты по ним, налог на прибыль.

Тарифы, утвержденные РСТ Югры

Тарифы на тепловую энергию для потребителей Югры установлены с 1 января 2020 года на уровне тарифов, действовавших с 1 июля 2019 года, а с 1 июля 2020 года – с максимальным темпом роста в среднем по автономному округу, не превышающим 104,6%, в том числе по населению – 102,1%.

При этом, средний тариф по Югре на 2020 год сложился в размере 1 998,47 руб./Гкал с НДС с темпом роста к среднегодовому тарифу 2019 года (1 935,91 руб./Гкал с НДС) 103,2%.

Тарифы на услуги теплоснабжения устанавливались в пределах ограничений изменения размера совокупной платы граждан за коммунальные услуги, установленных постановлением Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 14.12.2018 № 127 «О предельных (максимальных) индексах изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2019-2023 годы» (в ред. от 06.12.2019 № 97), и параметров, определенных прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2024 года, разработанного Минэкономразвития России и одобренного Правительством Российской Федерации 19.09.2019.

Рост тарифов для организаций, у которых среди потребителей отсутствует население, не ограничен предельными индексами изменения платы граждан за коммунальные услуги.

Информация об установленных РСТ Югры тарифах на коммунальные услуги размещена на официальном сайте РСТ Югры - www.rst.admhmao.ru, баннер «База тарифных решений РСТ Югры» (расположен в нижней части главной страницы сайта, переход осуществляется по стрелке), раздел «Документы» подраздел «Приказы службы»/ «Водоснабжение и водоотведение», «Теплоэнергетика».

Ежегодное увеличение тарифов на регулируемые услуги обусловлено ростом тарифов на продукцию естественных монополий (газ, электроэнергия), уровнем прогнозной инфляции, поэтапным доведением заработной платы до уровня оплаты труда, установленного отраслевым тарифным соглашением в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации, при этом в составе тарифов учитываются только экономически обоснованные расходы, подтвержденные документами в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Отсутствие роста тарифов на коммунальные услуги при предусмотренном федеральным законодательством росте его составляющих, приведет к убыточной деятельности производителей коммунальных услуг, а также к снижению качества и надежности оказания коммунальных услуг, что недопустимо в условиях северного климата.

Кроме того, величина и рост тарифов зависят от сложившейся коммунальной инфраструктуры и эффективности управления предприятием.

Снижение темпов роста тарифов возможно за счет повышения эффективности как хозяйственной деятельности, так и принимаемых управленческих решений органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами.

С целью снижения тарифной нагрузки на потребителей коммунальных услуг органами местного самоуправления должна осуществляться разработка комплексных мер по модернизации действующих схем производства энергоресурсов, оптимизации производственного процесса, внедрению мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.

Необходимо отметить, что процедура принятия решений об установлении цен (тарифов) на коммунальные услуги является открытой, что позволяет гражданам, проживающим на территории автономного округа участвовать в рассмотрении вопросов по установлению тарифов как лично, так и через общественные организации.

Для общественного обсуждения, участия органов местного самоуправления муниципальных образований, бизнес-сообществ, общественных организаций, а также населения, в подготовке предложений на разрабатываемые проекты нормативных правовых актов об установлении цен (тарифов) РСТ Югры размещает разрабатываемые проекты на Портале проектов нормативных правовых актов (http://regulation.admhmao.ru/#). Ссылку на Портал можно найти на официальном сайте РСТ Югры (https://rst.admhmao.ru) в разделе «Документы», подраздел «Экспертиза проектов нормативных правовых актов».


Опубликовано: 18.03.2016 11:18        Обновлено: 07.05.2020 15:35