Размер:
A A A
Цвет:
C C C C
Изображения Вкл Выкл.

Характеристика

Характеристика отрасли теплоснабжения

В Реестр хозяйствующих субъектов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по состоянию на 1 января 2018 года, в отношении которых осуществлялось государственное регулирование тарифов в сфере теплоснабжения, включено 107 организаций, из них:

- 32 многопрофильные организации (30,0%);

- 65 организаций оказывают услуги населению (60,7%);

- 103 организаций являются субъектами естественных монополий (96,3%).

Региональной службой по тарифам автономного округа на основании обращений теплоснабжающих, теплосетевых организаций на 2018 год проведено 242 экспертизы и установлено 215 тарифов в сфере теплоснабжения (без учета календарной разбивки по полугодиям и дифференциации по 2 группам потребителей – «население» и «прочие»).

По состоянию на 1 января 2018 года для 95,3% организаций в сфере теплоснабжения установлены (скорректированы) долгосрочные тарифы на тепловую энергию методом индексации установленных тарифов, для 4,7% организаций установлены тарифы сроком на 1 год методом экономически обоснованных расходов.

Балансовые и производственно-технические показатели, учтенные в тарифах на теплоснабжение на 2018 год

При формировании тарифов на тепловую энергию в целом по Югре на 2018 год учитывались следующие плановые балансовые показатели производства и поставок тепловой энергии:

тыс. Гкал

№ п/п

Показатели

2017 год

2018 год

Отклонение 2018 к 2017

тыс. Гкал

%

1.

Выработка

17 289,5

16 931,7

-357,8

97,9

2.

Собственные нужды

370,2

361,3

-8,9

97,6

2.1.

то же в %

2,14

2,13

-

-

3.

Покупная энергия

2 556,9

2 762,1

205,2

108,0

4.

Отпуск в сеть

19 476,2

19 332,5

-143,7

99,3

5.

Нормативные потери

2 059,0

2 039,8

-19,2

99,1

5.1.

то же от отпуска в сеть, %

10,57

10,55

-

-

6.

Полезный отпуск

17 417,2

17 292,7

-124,5

99,3

В разрезе групп потребителей сложилась следующая структура полезного отпуска:

Структура

Производственно-технические показатели в 2018 году по сравнению с 2017 годом в целом по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре сложились следующим образом:

№ п/п

Наименование показателей

2017 год

2018 год

2018 к 2017, %





1.

Количество котельных, ед.

859,0

840,0

97,8


2.

Количество котлов, ед.

3 107,0

2 988,0

96,2


3.

КПД котлов (условный), %

90,2

90,3

-


4.

Установленная мощность котельного оборудования, Гкал/ч

13 325,4

13 097,6

98,3


5.

Располагаемая мощность котельного оборудования, Гкал/ч

11 541,1

11 207,0

97,1


6.

Подключенная нагрузка, Гкал/ч

5 861,7

5 797,6

98,9


6.1.

Подключенная нагрузка от установленной мощности, %

44,0

44,3

-


6.2.

Подключенная нагрузка от располагаемой мощности, %

50,8

51,7

-


7.

Протяженность сетей в 2-х трубном исчислении, км

4 392,5

4 307,6

98,1


       

          Условный средний плановый КПД по Югре в 2018 году составляет 90,3% (в 2017 – 90,2%), при этом среди организаций Югры минимальный КПД (вид топлива «уголь») – 51,7%, максимальный (вид топлива «газ») – 96,2%.

Количество котельных

Количество котельных по видам используемого топлива распределилось следующим образом: газ – 732 ед.; нефть – 40 ед.; уголь – 30 ед.; дизельное топливо – 15 ед.; дрова, щепа, опил – 15 ед.; электроэнергия – 7 ед. и смешанный вид топлива – 1 ед.:

Структура котельных

         Наибольшая доля тепловой энергии в 2018 году будет вырабатываться предприятиями, эксплуатирующими газовые котельные – 88,42%, что незначительно выше уровня 2017 года (87,84%), и обусловлено сложившейся долей котельных на газу от общего числа источников теплоснабжения по Югре (87,1%). При этом выработка тепловой энергии котельными, использующими вид топлива «электроэнергия» составляет менее 0,02% от общего объема.

Структура выработки тепловой энергии

Установленная мощность котельного оборудования на территории Югры на 2018 год сложилась в размере 13 097,6 Гкал/ч, а располагаемая мощность – 11 207,0 Гкал/ч или 85,6% от установленной (2017 год – установленная мощность 13 325,4 Гкал/ч, а располагаемая мощность – 11 541,1 Гкал/ч или 86,6%).

Подключенная нагрузка график

Расходы организаций в сфере теплоснабжения

Плановая необходимая валовая выручка хозяйствующих субъектов при установлении тарифов на 2018 год была определена в размере 26 851 млн. руб., с ростом 1,8% к 2017 году.

Структура затрат при формировании тарифов организаций на 2018 год в сравнении с 2017 годом (уточненный план) сложилась следующим образом:

Основные статьи затрат в НВВ*

2017

2018

Отклонение 2018 от 2017

млн.руб.

%

млн.руб.

%

%

млн.руб.

Операционные расходы

10 079

38,2

10 163

37,8

100,8

84

Сырье и материалы

493

1,9

497

1,8

100,8

4

Ремонт основных средств

1 215

4,6

1 236

4,6

101,7

21

Оплата труда

6 261

23,7

6 326

23,6

101,0

65

Прочие операционные расходы**

2 110

8,0

2 104

7,8

99,7

-6

Неподконтрольные расходы

4 588

17,4

4 464

16,6

97,3

-124

Аренда (амортизация) основных средств всего, в т.ч.:

2 194

8,3

2 054

7,6

93,6

-140

аренда

509

1,9

445

1,6

87,5

-64

амортизация основных средств

1 685

6,4

1 609

6,0

95,5

-76

Отчисления на социальные нужды

1 860

7,1

1 827

6,8

98,2

-33

Прочие неподконтрольные расходы***

534

2,0

583

2,2

109,3

49

Расходы на энергетические ресурсы

10 686

40,5

11 319

42,2

105,9

633

Топливо

7 039

26,7

7 378

27,5

104,8

339

Прочие покупаемые энергоресурсы всего, в т.ч.:

3 193

12,1

3 475

12,9

108,8

282

покупная тепловая энергия

1 218

4,6

1 341

5,0

110,1

123

электрическая энергия

1 975

7,5

2 134

7,9

108,0

159

Холодная вода

454

1,7

466

1,7

102,6

12

Прибыль

369

1,4

389

1,5

105,6

20

Расчетная предпринимательская прибыль

640

2,4

482

1,8

75,3

-158

Результаты деятельности до перехода к регулированию цен (тарифов) на основе долгосрочных параметров регулирования

15

0,1

31

0,1

206,7

16

Корректировка с целью учета отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов

0

0,0

3

0,01

-

3

НВВ

26 377

100

26 851

100

101,8

474

Примечание:

* при соотнесении расходов в расчете на 1 Гкал структура затрат за период 2017-2018 годы соответствует сложившейся;

** включены расходы на оплату работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам со сторонними организациями, на оплату иных работ и услуг, выполняемых по договорам с организациями, на служебные командировки, на обучение персонала, арендная плата, и другие расходы, не относящиеся к неподконтрольным расходам;

*** включены расходы на оплату услуг, оказываемых организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, на уплату налогов, сборов и других обязательных платежей, расходы по сомнительным долгам, на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая проценты по ним, налог на прибыль.

Тарифы, утвержденные РСТ Югры

Тарифы на тепловую энергию для потребителей Югры установлены           с 1 января 2018 года на уровне тарифов, действовавших с 1 июля 2017 года, а с 1 июля 2018 года – с максимальным темпом роста в среднем по автономному округу, не превышающим 103,1%, в том числе по населению – 102,8%.

При этом, средний тариф по Югре на 2018 год сложился в размере                  1 832,23 руб./Гкал с НДС с темпом роста к среднегодовому тарифу 2017 года (1 787,02 руб./Гкал с НДС) 102,5%.

Величина тарифа график

Тарифы на услуги теплоснабжения устанавливались с поэтапным повышением в пределах ограничений изменения размера совокупной платы граждан за коммунальные услуги, установленных постановлением Губернатора автономного округа от 29.05.2014 № 65 «О предельных (максимальных) индексах изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на период с 1 июля 2014 года по 2018 год».

Информация об установленных РСТ Югры тарифах на коммунальные услуги размещена на официальном сайте РСТ Югры - www.rst.admhmao.ru, баннер «База тарифных решений РСТ Югры» (расположен в нижней части главной страницы сайта, переход осуществляется по стрелке), раздел «Документы» подраздел «Приказы службы»/ «Водоснабжение и водоотведение», «Теплоэнергетика».

Ежегодное увеличение тарифов на регулируемые услуги обусловлено ростом тарифов на продукцию естественных монополий (электроэнергию), поэтапным доведением базовой тарифной ставки рабочего первого разряда до размера, установленного отраслевым тарифным соглашением в ЖКХ в Российской Федерации, уровнем прогнозной инфляции, при этом в составе тарифов учитываются только экономически обоснованные расходы, подтвержденные документами в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Отсутствие роста тарифов на коммунальные услуги при предусмотренном, в том числе на федеральном уровне росте его составляющих, приведет к убыточной деятельности регулируемой организации, а также к снижению качества и надежности оказания коммунальных услуг, что недопустимо в сложившихся природно-климатических условиях Севера.

Изменение тарифов на коммунальные услуги для населения происходит один раз в год с 1 июля и их рост ограничен индексами роста платы граждан за коммунальные услуги, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации и Губернатором Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Кроме того, величина и рост тарифов зависят от сложившейся коммунальной инфраструктуры и эффективности управления предприятием.

Снижение темпов роста тарифов возможно за счет повышения эффективности как хозяйственной деятельности, так и принимаемых управленческих решений органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами.

С целью снижения тарифной нагрузки на потребителей коммунальных услуг органами местного самоуправления должна осуществляться разработка комплексных мер по модернизации действующих схем производства энергоресурсов, оптимизации производственного процесса, внедрению мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.

Необходимо отметить, что процедура принятия решений об установлении цен (тарифов) на коммунальные услуги является открытой, что позволяет гражданам, проживающим на территории автономного округа участвовать в рассмотрении вопросов по установлению тарифов как лично, так и через общественные организации.

Для общественного обсуждения, участия органов местного самоуправления муниципальных образований, бизнес-сообществ, общественных организаций, а также населения в подготовке предложений на разрабатываемые проекты нормативных правовых актов об установлении цен (тарифов) РСТ Югры размещает разрабатываемые проекты на Портале проектов нормативных правовых актов (http://regulation.admhmao.ru/#). Ссылку на Портал можно найти на официальном сайте РСТ Югры (https://rst.admhmao.ru) в разделе «Документы», подраздел «Экспертиза проектов нормативных правовых актов».

О достаточно хорошей информированности граждан о стоимости коммунальных услуг свидетельствует небольшой процент (0,1%) обращений в 2017 году в созданный в округе «Консультационно-правовой центр по вопросам защиты и обеспечения прав граждан при предоставлении жилищно-коммунальных услуг» по вопросам высокой стоимости коммунальных услуг. Большинство вопросов граждан (89,7%) касается качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг и порядка расчета платы за них.

По поступающим в органы исполнительной власти обращениям граждан проводятся проверки правильности применения тарифов на коммунальные услуги и порядка расчета платы за коммунальные услуги и услуги, касающиеся обслуживания жилищного фонда. В случае выявления фактов нарушений законных прав граждан обеспечение мер реагирования, в том числе направление сведений в уполномоченные органы для инициирования исков в защиту прав потребителей и привлечение к ответственности виновных лиц в установленном порядке.

 

Опубликовано: 18.03.2016 11:18        Обновлено: 12.12.2018 12:21