Размер:
A A A
Цвет:
C C C C
Изображения Вкл Выкл.

Результаты и основные направления деятельности субъекта бюджетного планирования Региональной службы по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа - Югры за 2010 год

"О результатах и основных направлениях деятельности субъекта бюджетного планирования" - Региональной службы по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" за 2010 год

 

Введение

Региональная служба по тарифам автономного округа подготовила доклад "О результатах и основных направлениях деятельности субъекта бюджетного планирования", ориентированный на результаты, исходя из реализации установленного Бюджетным Кодексом РФ принципа эффективности использования бюджетных средств, на основании постановления Правительства автономного округа от 07.04.2006 № 69-п "О докладах о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования" (с изменениями на 16.10.2010 г.), с учетом приказа Департамента финансов автономного округа № 60-о и Департамента экономической политики автономного округа и № 10 от 23 июня 2006 "Об утверждении методических рекомендаций по подготовке докладов о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования".

 

Раздел 1 "Цели, задачи и показатели"

Региональная служба по тарифам автономного округа (далее по тексту – Служба) создана в структуре исполнительных органов Ханты-Мансийского автономного округа 30 декабря 2005 года как орган по регулированию цен, тарифов, ценообразованию, государственному контролю в области регулирования тарифов, а также обеспечению функционирования электроэнергетической отрасли, в рамках установленных действующим законодательством порядке полномочий.

На основании постановления Губернатора автономного округа от 13.04.2010 № 67, которым утверждена новая структура исполнительных органов государственной власти, Региональная служба по тарифам автономного округа не изменила своего наименования. В ходе организационно – штатных мероприятий, проведенных в 2010 году, произошло перераспределение функций. Функции ценообразования в строительстве исключены, функции в сфере электроэнергетики переданы в Депстройэнергетики и ЖКК. Основные цели и задачи Службы закреплены в Положении о Региональной службе по тарифам автономного округа, утвержденном постановлением Губернатора автономного округа 30.06.2010 № 112.

Дополнительно Федеральным законом от 27.07.2010 № 237-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" были переданы с муниципального уровня на уровень субъектов Российской Федерации полномочия по установлению тарифов на водоснабжение и водоотведение.

Для проведения единой ценовой политики и в соответствии с определенными законодательством полномочиями, Служба определяет свои  основные стратегические цели, как субъекта бюджетного планирования на текущий период и перспективу:

 

Цель 1:

Обеспечение сбалансированности и стабильности регулируемых рынков товаров и услуг на всех уровнях государственного ценового регулирования и государственного контроля в области регулирования тарифов.

 

Цель 2:

Обеспечение устойчивого развития электроэнергетики.

В соответствии с постановлением Губернатора автономного округа от 13.04.2010 № 68 функции Региональной службы по тарифам автономного округа в сфере электроэнергетики переданы Департаменту строительства, энергетики и жилищно-коммунального комплекса автономного округа.

Данные функции закреплены в положении о Департаменте строительства, энергетики и жилищно-коммунального комплекса автономного округа, утвержденном постановлением Губернатора автономного округа от 29.07.2010 № 143. В связи с чем, данная цель и задачи реализовывались Службой только до середины 2010 года, соответственно, показатели результативности за 2010 год и последующие годы отсутствуют.

Для достижения указанных целей Служба предполагает решение следующих тактических задач:


  1. обеспечение эффективного и стабильного государственного регулирования цен и тарифов;
  2. обеспечение обоснованности и прозрачности тарифных решений, принимаемых при государственном ценовом регулировании, как на уровне субъекта РФ, так и на уровне органов местного самоуправления;
  3. обеспечение правильности формирования стоимости строительства объектов, финансируемых из бюджета автономного округа, а также тарифных источников, по инвестиционным программам, утверждаемым Службой;
  4. совершенствование и оптимизация территориальной сметно-нормативной базы ценообразования в строительстве;
  5. повышение эффективности государственного контроля за установлением и применением регулируемых цен, тарифов субъектами ценообразования и органами местного самоуправления муниципальных образований автономного округа в соответствии с законодательством;
  6. обеспечение централизованным электроснабжением населенных пунктов автономного округа, содействие в реализации муниципальных программ реконструкции внутрипоселковых электрических сетей населенных пунктов автономного округа, обеспечение реализации инвестиционных программ субъектов электроэнергетики.

 

Цель 1

Служба является органом по регулированию цен, тарифов и контролю за их применением на территории автономного округа. Поэтому, одна из основных целей Службы – обеспечение сбалансированности и стабильности регулируемых рынков товаров и услуг на всех уровнях государственного ценового регулирования.

Для достижения указанной цели Службе необходимо решить ряд задач.

 

Задача 1. Обеспечение эффективного и стабильного государственного регулирования цен и тарифов.

Обеспечение эффективного и стабильного государственного регулирования цен и тарифов отражает необходимость обеспечения качества и обоснованности принимаемых решений по установлению цен, тарифов в регулируемых сферах деятельности.

Цены и тарифы на услуги организаций коммунального комплекса, в энергетике (децентрализованный сектор), транспортной сфере, отраслях естественных монополий, в непроизводственной сфере (медицина, ветеринария, социальная сфера, и т.д.) регулируются Региональной службой по тарифам автономного в соответствии с полномочиями, определенными федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, автономного округа. В связи с этим, сбалансированная тарифная политика должна быть направлена: с одной стороны, на развитие регулируемых отраслей, обеспечение финансовыми потребностями регулируемых организаций, необходимыми для развития и реализации их производственных и инвестиционных программ, с другой стороны, на ограничение негативного воздействия роста цен и тарифов на развитие отраслей-потребителей и на уровень жизни населения.

Реализация сбалансированной тарифной политики в процессе регулирования тарифов во всех регулируемых отраслях позволит найти оптимальный баланс между платежеспособным спросом населения, являющимся основным потребителем данных услуг, и безубыточной деятельности регулируемых организаций, повысить качество товаров (работ, услуг), тарифы (цены) на которые подлежат государственному регулированию; предотвратить возможность спекулятивного роста цен на регулируемые товары и услуги.

Реализация данной задачи необходима:

* в сфере оказания транспортных услуг – для обеспечения устойчивого экономического развития организаций пассажирского транспорта (автомобильного, речного, воздушного и железнодорожного), обеспечения модернизации, повышения качества и надежности (бесперебойности) в их работе путем формирования тарифов на транспортные услуги с учетом реальной платежеспособности населения и возможностей бюджетов автономного округа и муниципальных образований, исключения необоснованного завышения тарифов и цен для потребителей, для этого необходимо внедрять метод экономически обоснованныхнормативных затрат, при регулировании тарифов учитывать программы оптимизации себестоимости, энергосбережения и энергетической эффективности; тарифы должны устанавливаться с учетом полученной такими организациями экономии от проведения этих мероприятий и обеспечивать эффект для потребителей от указанной экономии;

* в жилищно-коммунальном комплексе, электроэнергетике и теплоэнергетике – для обеспечения достижения баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической и тепловой энергии, коммунальных услуг, обеспечивающего доступность указанных видов услуг при обеспечении экономически обоснованного уровня доходности инвестированного капитала, в сферах деятельности субъектов энергетики и коммунального комплекса, создание благоприятных условий для внедрения ресурсосберегающих технологий, повышение энергоэффективности, перспективного развития электроэнергетики;

* в области оказания платных услуг бюджетными учреждениями автономного округа – для обеспечения сбалансированной тарифной политики, что актуально в области оказания платных услуг бюджетными учреждениями; на сегодняшний день в ходе совершенствования правового положения государственных учреждений, в округе принято решение с 1 января 2011 года сохранить государственное регулирование только на услуги государственных учреждений социального обслуживания населения. В данном секторе необходимо обеспечить правильное формирование тарифов с учетом включения в стоимость услуг обоснованных затрат и рентабельности, позволяющей развиваться учреждениям, увеличивать уровень доходности работников государственных учреждений и доступности услуг, оказываемых населению. В перспективе необходимо приведение к унификации методики ценообразования в этой области, учитывая при этом, необходимость сохранения конкурентной среды и обеспечение финансовой самодостаточности учреждений. В этой связи представляется актуальным применение предельных максимальных цен на данные услуги.

Одним из приоритетных направлений в области государственного регулирования цен (тарифов) является разработка прогнозных показателей роста тарифов на плановый период, что обеспечивает гарантию стабильности тарифной политики автономного округа.

В целях осуществления единого тарифного регулирования на территории Тюменского региона и во исполнение постановления Совета Губернаторов Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Ямало-Ненецкого автономного округа от 07.08.2008 г. № 171/СГ "О формировании тарифов на электрическую энергию (мощность) по Тюменскому региону на 2009 год" подписано Соглашение о сотрудничестве между Региональной энергетической комиссией Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа, Ямало-Ненецкого автономного округа, Региональной службой по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа по вопросам государственного регулирования тарифов на электрическую энергию от 2 октября 2008 года (далее – Соглашение). В соответствии с Соглашением Региональная служба по тарифам автономного округа устанавливает регулируемые тарифы на электрическую энергию, производимую электростанциями, с использованием которых осуществляется производство и поставка электрической энергии (мощности) на розничный рынок, а также принимает участие в тарифном регулировании путем участия в заседании Правления РЭК, подготовке предложений по вопросам формирования предельных максимальных и (или) минимальных уровней тарифов, согласовании балансов электрической энергии (мощности), объема необходимой валовой выручки и состава затрат инвестиционных программ субъектов электроэнергетики.

Показателем результативности при решении данной задачи является:

- отношение фактического темпа роста регулируемых тарифов и цен к прогнозному показателю роста цен, тарифов. Если этот показатель не превышает сто процентов, значит, Служба достигает поставленной перед ней цели.

 

Задача 2. Обеспечение обоснованности и прозрачности тарифных решений, принимаемых при государственном ценовом регулировании, как на уровне субъекта, так и на уровне местного самоуправления.

При проведении единой ценовой политики в округе необходимо обеспечивать обоснованность и прозрачность тарифных решений, принимаемых при государственном ценовом регулировании. Для решения поставленной задачи необходимо создание эффективных и прозрачных регулятивных процессов. В настоящее время при установлении цен (тарифов) Службой проводится их экспертиза, после чего принимается решение по утверждению экономически обоснованных фиксированных или предельных тарифов. Решение об установлении тарифов принимается коллегиально на заседании Правления Региональной службы по тарифам путём голосования. Заседания Правления являются открытыми. Так же существует практика применения индексного и других методов регулирования.

Для обеспечения полной прозрачности в принятии решений по установлению экономически обоснованных тарифов, Служба ставит перед собой задачу увеличить количество утвержденных тарифов с применением метода полной экспертизы тарифов, основанного на установлении экономически обоснованных затрат с применением конкурсных процедур закупки топлива, материалов и т.д., включаемых в тарифы.

Показателями результативности при решении поставленной задачи является:

- доля тарифных решений, принятых с проведением полной экспертизы тарифов;

- доля тарифных решений, не оспоренных в судебном порядке.

Оценивается данный показатель на "отлично", если доля таких решений будет составлять 100 %.

Также обеспечение справедливого доступа потребителей к максимально качественным услугам общеэкономического значения будет достигнуто посредством информационной прозрачности деятельности субъектов регулирования и раскрытия потребителям существенной информации о товарах и услугах. Для чего Службой:

- решения об установлении тарифов публикуются в средствах массовой информации в порядке и в случаях, предусмотренных законодательством;

- организовано открытие страницы на Веб-сайте Правительства автономного округа, где размещается подробная информация об изменении цен (тарифов), их прогнозах, причинах изменения и возможных последствиях, аналитические материалы;

- ведется работа со средствами массовой информации;

- издается с 2007 года информационный бюллетень Региональной службы по тарифам, где публикуются все решения по установлению тарифов;

- в соответствии с федеральным законодательством вводится контроль за соблюдением стандартов раскрытия информации регулируемыми организациями.

 

Задача 3. Обеспечение правильности формирования стоимости строительства объектов, финансируемых из бюджета автономного округа, а также тарифных источников, по инвестиционным программам, утверждаемым Службой.

Ценовая политика в строительстве существенно определяет эффективность обоснования, привлечения и использования инвестиций.

Основной принцип ценообразования в строительстве – достоверность и обоснованность стоимости строительной продукции (высокая степень точности сметных показателей). Сегодня, когда единственным критерием выбора подрядчика служит цена, и существенно возросла значимость показателя "начальная (максимальная) цена контракта" реальное обоснование этого показателя в текущем и прогнозном уровне цен приобретает особую актуальность при проектировании, экспертизе и подготовке конкурсной документации с учетом сроков строительства и темпов роста (снижения) цен на строительные ресурсы.

Эту задачу невозможно решить без формирования и актуализации системы сметных нормативов для определения стоимости строительства в текущем уровне цен по объектам, финансируемым из бюджета автономного округа, а также тарифных источников, по инвестиционным программам, утверждаемым Службой. Система сметных нормативов разрабатывается на основе мониторинга и анализа ценообразующих факторов в строительстве и включает в себя: индексы изменения стоимости строительно-монтажных, ремонтно-строительных, специальных и пусконаладочных работ, сметные цены на строительные материалы, изделия и конструкции, размер среднемесячной величины средств на оплату труда основных рабочих и механизаторов, занятых на строительно-монтажных работах, стоимость 1 машино-часа эксплуатации строительных машин, механизмов и автотранспортных средств, укрупненные стоимостные показатели по видам строительно-монтажных работ и объектам-аналогам.

Индексы рассчитываются на основе разработанных Службой ресурсно-технологических моделей. Номенклатура материальных и технических ресурсов, учитываемых при расчете индексов, а также номенклатура самих индексов постоянно расширяется, производится их детализация, что позволяет уменьшить погрешность и обеспечить точность сметных расчетов.

Для качественного составления сметных расчетов необходим единый методологический подход к формированию стоимости строительной продукции. В этих целях Служба оказывает организационно-методологическую помощь субъектам ценообразования и органам местного самоуправления муниципальных образований автономного округа.

Службой ежеквартально издаются:

- информационный бюллетень "В помощь сметчику", в котором размещаются федеральные и региональные нормативно-правовые, методические и иные документы и материалы, регулирующие ценообразование в строительстве, индексы изменения стоимости строительства различной степени детализации, укрупненные стоимостные показатели по видам строительно-монтажных работ и объектам-аналогам, сметные расценки на строительную технику, информация о ценообразующих факторах в строительстве, информация Федеральной и Территориальной служб Госстатистики, информация о новых технологиях в строительстве, консультации и разъяснения и др.;

- сборник средних сметных цен на основные строительные материалы, изделия и конструкции "Сметные цены в строительстве".

Организовано размещение сборников в Интернете на официальном веб-сайте органов государственной власти автономного округа, что позволяет сделать информацию доступной.

При согласовании расчетов начальной (максимальной) цены государственных контрактов на выполнение строительно-монтажных, ремонтно-строительных и проектно-изыскательских работ проводится их экспертиза с целью определения правильности и обоснованности расчетов, в результате чего, как правило, происходит снижение стоимости.

Все это в совокупности позволяет в полной мере обеспечить правильность формирования стоимости строительства объектов, сократить бюджетные расходы, расходы на инвестиции в тарифах и уровень необоснованных затрат при формировании стоимости строительной продукции, обеспечить эффективное функционирование субъектов инвестиционно-строительного комплекса.

Результативность деятельности Службы при решении задачи по обеспечению правильности формирования стоимости строительства объектов, финансируемых из бюджета автономного округа характеризуется показателем:

- доля качественно выполненных расчетов начальной (максимальной) цены государственных контрактов на выполнение строительно-монтажных, ремонтно-строительных и проектно-изыскательских работ.

Если доля таких расчетов стремится к 100 %, Служба достигает поставленной цели.

 

Задача 4. Совершенствование и оптимизация территориальной сметно-нормативной базы в строительстве.

Одним из приоритетных направлений деятельности в сфере ценообразования в строительстве является совершенствование и оптимизация территориальной сметно-нормативной базы (ТСНБ-2001).

Территориальная сметно-нормативная база, рассчитанная но основе государственных элементных сметных норм, учитывает особенности зонального деления территории автономного округа, транспортную схему доставки материалов, условия эксплуатации строительных машин и автотранспортных средств, климатические условия, применение местных строительных материалов, затраты труда рабочих в разрезе квалификационных разрядов, рассчитанных исходя из уровня оплаты труда рабочих строительного комплекса автономного округа.

Территориальная сметно-нормативная база обеспечивает определение стоимости строительства в единой системе ценообразования, ее прозрачность и обоснованность.

За 2010 год во исполнение приказа Минрегиона РФ от 11.04.2008 № 44 "Об утверждении Порядка разработки и утверждения нормативов в области сметного нормирования и ценообразования в сфере градостроительной деятельности" проведена работа по согласованию новой редакции территориальной сметно-нормативной базы в Минрегионе РФ и утверждению территориальных сметных нормативов.

Территориальные сметные нормативы (ТСН) включены в федеральный реестр нормативов (реестровый номер 18 от 05.04.2010), подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, что позволит проводить проверку достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, предполагаемых к строительству на территории автономного округа.

Продолжена работа по совершенствованию ТСН. Заключен и исполнен государственный контракт на выполнение работ по внесению изменений и дополнений в территориальные сметные нормативы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры" в связи с изменениями государственных сметных нормативов.

Показателем результативности при решении данной задачи является:

- доля разработанных территориальных сметных нормативов в общем количестве введенных Минрегионом РФ в действие государственных сметных нормативов.

Данный показатель оценивается на "отлично", если он составляет сто процентов.

 

Задача 5. Повышение эффективности государственного контроля над установлением и применением регулируемых цен, тарифов субъектами ценообразования и органами местного самоуправления муниципальных образований автономного округа в соответствии с законодательством.

Достичь необходимого уровня реализации поставленной цели можно путем создания действенных механизмов правоприменения и контроля соблюдения хозяйствующими субъектами законодательства о ценообразовании. Контроль над порядком формирования и применения установленных цен и тарифов – одно из приоритетных направлений деятельности Службы. Неверное понимание предпринимателями, организациями понятия "рынок", неисполнение нормативных правовых актов в области ценообразования вызывает нарушения и некую диспропорцию в политике цен, а также штрафные санкции со стороны органов власти (в данном случае – Службы). Пассивность со стороны органов власти может привести к дистабилизации в экономике, недовольству, как со стороны населения, так и со стороны организаций. Поэтому, Служба уделяет особое внимание методу контроля за правильностью формирования и применения цен и тарифов, планирует проверки хозяйствующих субъектов, применяет административные санкции, осуществляет контроль над установлением и применением регулируемых цен, тарифов субъектами ценообразования, за применением территориальными сетевыми организациями платы за технологическое присоединение к распределительным электрическим сетям, за выполнением программ энергосбережения и энергетической эффективности, а также в 1 полугодии 2010 года выполняла контрольные функции по контролю за деятельностью гарантирующих поставщиков, контроль выполнения инвестиционных программ субъектов электроэнергетики.

Показателем результативности при осуществлении контроля является:

доля устраненных нарушений в общем числе выявленных нарушений в сфере тарифного регулирования.

Данный показатель характеризует контрольную и надзорную деятельность органов исполнительной власти, отражает общие для большинства сфер государственного управления характеристики контрольных функций, а именно: меру действенности контроля. Целевой уровень показателя – 100 %.

Кроме того, в адрес Службы поступают жалобы от населения по установлению тарифов, а также от регулируемых организаций на действия органов местного самоуправления по установлению тарифов и другим вопросам, касающимся ценообразования. Во избежание судебных споров, Служба оперативно рассматривает поступившие запросы и решает спорные вопросы и разногласия между потребителями и поставщиками услуг, между органами местного самоуправления и субъектами ценообразования.

Следует отметить, что стопроцентный охват Службой плановыми контрольными проверками всех регулируемых организаций в настоящее время не представляется возможным ввиду недостаточности штатной численности, а также существенной долей внеплановых проверок.

 

Цель 2

Обеспечение устойчивого развития электроэнергетики.

До передачи в 2010 году функций в сфере электроэнергетики Департаменту строительства, энергетики и жилищно-коммунального комплекса автономного округа Региональной службой по тарифам автономного округа решалась следующая задача:

 

Задача 6. Обеспечение централизованным электроснабжением населенных пунктов автономного округа, содействия в реализации муниципальных программ реконструкции внутрипоселковых электрических сетей населенных пунктов автономного округа, обеспечение реализации инвестиционных программ субъектов электроэнергетики.

Для достижения цели по обеспечению устойчивого развития электроэнергетики и для решения задачи обеспечения централизованным электроснабжением населенных пунктов автономного округа, содействия в реализации муниципальных программ реконструкции внутрипоселковых электрических сетей населенных пунктов автономного округа, содействия в реализации проектов перспективного развития электроэнергетики необходимо обеспечение надежного электроснабжения отраслей экономики автономного округа и населения, посредством разработки и реализации проектов развития электроэнергетической отрасли, в том числе, реализации окружной целевой программы "Централизованное электроснабжение населенных пунктов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2007-2015 годы".

В целях обеспечения устойчивого развития электроэнергетики, Региональной службой по тарифам автономного округа в 1 полугодии 2010 года реализовывалась окружная целевая программа "Централизованное электроснабжение населенных пунктов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2007-2015 годы", принятая законом автономного округа от 20 июля 2007 года № 103-оз (с изменениями, внесенными законом автономного округа от 5 февраля 2010 года № 46-оз).

Строительство и ввод 1675,065 км линий электропередачи напряжением 10, 35, 110, 220 кВ, 36 ед. трансформаторных подстанций высокого напряжения 10, 35, 110, 220 кВ, установленной мощностью 549,14 МВА позволит решить задачу по переводу на централизованное электроснабжение 43-х населенных пунктов автономного округа за счет средств бюджета автономного округа и привлеченных средств. Содействие в реализации муниципальных программ реконструкции внутрипоселковых электрических сетей населенных пунктов автономного округа позволят решить задачу по выполнению реконструкции электрических сетей в 40 населенных пунктах автономного округа.

В целях перспективного развития энергетики ведется проектирование и строительство новых генерирующих мощностей на территории автономного округа за счет привлеченных средств.

Количественными показателями достижения данной цели являются:

экономический эффект от перевода на централизованное электроснабжение населенных пунктов;

доля переведенных на централизованное электроснабжение населенных пунктов;

доля населенных пунктов, в которых выполнена реконструкция электрических сетей;

доля введенных электроэнергетических объектов (ЛЭП, подстанций, введенная мощность, генерация).

Данные показатели характеризуют степень выполнения программы. Целевой уровень показателей – 100 %.

Экономический эффект от перевода на централизованное электроснабжение населенных пунктов ожидается около 353 022 тыс. рублей в год.

Основные показатели деятельности Службы приведены в приложении 1.

 

Раздел 2 "Расходные обязательства и формирование доходов"

Расходные обязательства Службы складываются исходя из действующих и планируемых к принятию нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность Службы. Основные их положения приведены в приложении 2 к докладу.

Подведомственных Службе учреждений нет, поэтому доходная часть в бюджет автономного округа Службой не планировалась.

Основные инструменты реализации поставленных целей и задач определяются выполняемыми Службой функциями и полномочиями, установленными Положением о Региональной службе по тарифам, которые объединяются в следующие основные группы:

 

Группа 1. Государственное регулирование цен и тарифов в установленных сферах деятельности, включая разработку и утверждение методических и иных нормативных документов по вопросам деятельности Службы.

Группа 2. Ведение мониторинга регулируемых тарифов и цен.

Группа 3. Контрольные и надзорные функции.

Группа 4. Участие в разработке законодательства (законотворческая деятельность) в установленной сфере деятельности.

Группа 5. Реализация программы развития энергетического комплекса автономного округа (до передачи функций в сфере электроэнергетики Департаменту строительства, энергетики и ЖКК автономного округа).

Группа 1 включает в себя  принятие нормативных правовых актов в форме приказов по установлению цен, тарифов, а также подготовку предложений Правительству автономного округа по установлению надбавок и наценок в соответствии с законом автономного округа "О государственном регулировании и контроле за ценами (тарифами) на товары (услуги) в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре", по следующему перечню:

1) тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса, осуществляющих эксплуатацию систем коммунальной инфраструктуры, используемых в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, объектов утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, в соответствии с предельным индексом, установленным федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок для Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, в случае его установления, с учетом утвержденных представительными органами местного самоуправления инвестиционных программ организаций коммунального комплекса, а также в случаях:

если потребители, обслуживаемые с использованием этих систем и объектов, находятся в границах нескольких субъектов Российской Федерации и потребители каждого из этих субъектов Российской Федерации потребляют не более 80 процентов (в натуральном выражении) товаров и услуг этих организаций коммунального комплекса, регулируются Службой в части организаций, оказывающих услуги на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. При этом Служба принимает необходимые меры по согласованию суммарных финансовых потребностей на реализацию производственной программы организации коммунального комплекса;

если потребители, обслуживаемые с использованием этих систем и объектов, находятся в границах нескольких субъектов Российской Федерации и потребители Ханты-Мансийского автономного округа - Югры потребляют более 80 процентов (в натуральном выражении) товаров и услуг этих организаций коммунального комплекса;

2) розничные цены на газ, реализуемый населению, а также жилищно-эксплуатационным организациям, организациям, управляющим многоквартирными домами, жилищно-строительным кооперативам и товариществам собственников жилья для бытовых нужд населения (кроме газа для арендаторов нежилых помещений в жилых домах и газа для заправки автотранспортных средств);

3) услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии по указанным электрическим сетям;

4) плату за технологическое присоединение к электрическим сетям и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие величину этой платы для территориальных сетевых организаций;

5) сбытовые надбавки гарантирующих поставщиков электрической энергии;

6) тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов, а также на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям;

7) тепловую энергию (мощность), производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной генерирующей мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов;

8) услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя;

9) электрическую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов, за исключением электрической энергии, продаваемой по нерегулируемым ценам;

10) размер специальных надбавок к тарифам на транспортировку газа по газораспределительным сетям, предназначенных для финансирования программ газификации, утвержденных органами исполнительной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры;

11) топливо твердое, топливо печное бытовое и керосин, реализуемые гражданам, управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным или иным специализированным потребительским кооперативам, созданным в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье;

12) снабженческо-сбытовые и торговые надбавки к ценам на продукцию и товары, реализуемые в территориях Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с ограниченными сроками завоза грузов;

13) наценки на продукцию (товары), реализуемые на предприятиях общественного питания при общеобразовательных школах, профтехучилищах, средних специальных и высших учебных заведениях;

14) предельные оптовые и предельные розничные надбавки к ценам на лекарственные средства, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств;

15) торговые надбавки к ценам на продукты детского питания (включая пищевые концентраты);

16) перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском и пригородном сообщении (кроме железнодорожного транспорта);

17) перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в пригородном сообщении по согласованию с Министерством путей сообщения Российской Федерации (железными дорогами) и при условии возмещения убытков, возникающих вследствие регулирования тарифов, за счет средств бюджета Ханты-Мансийского автономного округа - Югры;

18) перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по внутриокружным и межобластным маршрутам, включая такси;

19) перевозки пассажиров и багажа на местных авиалиниях и речным транспортом в местном сообщении и на переправах;

20) перевозки грузов, пассажиров и багажа воздушным и речным транспортом в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре;

21) размер платы за проведение государственного технического осмотра транспортных средств с использованием средств технического диагностирования;

22) размер платы за хранение задержанных транспортных средств на специализированных стоянках;

23) транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами независимо от организационно-правовой формы, за исключением организаций федерального железнодорожного транспорта;

24) социальные услуги, предоставляемые населению государственными учреждениями социального обслуживания;

25) техническую инвентаризацию жилищного фонда;

26) электрическую энергию (мощность), производимую электростанциями, с использованием которых осуществляется производство и поставка электрической энергии (мощности) на розничном рынке;

27) теплоноситель, поставляемый теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям;

28) услуги по поддержанию резервной тепловой мощности при отсутствии потребления тепловой энергии;

29) подключение к системе теплоснабжения.

30) сметные нормативы для определения стоимости строительства, реконструкции и капремонта объектов, финансируемых с привлечением средств бюджета автономного округа в базовом и текущем уровне цен.

31) нормативы средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилого помещения по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре и муниципальным образованиям автономного округа, применяемые для реализации программ и иных мероприятий по обеспечению жильем населения автономного округа, в том числе для определения размера безвозмездных субсидий на строительство и приобретение жилых помещений.

Кроме того, в рамках реализации инструментария, входящего в группу 1, Региональная служба по тарифам:

определяет методы регулирования цен и тарифов на товары и услуги регулируемых организаций в соответствии с федеральным законодательством и законодательством автономного округа;

устанавливает систему критериев, используемых для определения доступности для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса;

согласовывает производственные и дает заключения на инвестиционные программы организаций коммунального комплекса;

осуществляет мониторинг производственных программ, выполняемых регулируемыми организациями в соответствии с законодательством;

устанавливает требования к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности применительно к регулируемым видам деятельности для субъектов естественных монополий и коммунальной сферы, осуществляющих регулируемые РСТ Югры виды деятельности;

разрабатывает и утверждает методические указания (методики) и иные правовые акты в установленной сфере деятельности в пределах своих полномочий;

осуществляет ведение реестра хозяйствующих субъектов, в отношении которых осуществляется государственное регулирование цен (тарифов) и контроль за их применением;

до передачи функций в сфере электроэнергетики:

утверждала инвестиционные программы субъектов электроэнергетики, инвестиционные программы которых утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

участвовала в установленном основными положениями функционирования розничных рынков порядке в назначении или замене гарантирующих поставщиков и определении или изменении границ зон их деятельности;

принимала участие в формировании сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в пределах Единой энергетической системы России;

обеспечивала функционирование штаба по обеспечению безопасности электроснабжения;

согласовывала размещение объектов электроэнергетики на территории автономного округа.

Группа 2 включает в себя ведение мониторинга регулируемых тарифов и цен; мониторинга производственных программ, выполняемых регулируемыми организациями, мониторинг эффективности государственного контроля регулируемых цен, тарифов; мониторинга и анализа ценообразующих факторов в строительстве, состояния и конъюнктуры рынка жилья в автономном округе, стоимости основных ресурсов, применяемых в строительстве.

Мониторинг регулируемых цен (тарифов) на товары и услуги на территории автономного округа осуществляется в целях обеспечения согласования интересов производителей и потребителей товаров и услуг, для проведения анализа обоснованности учёта затрат организаций в регулируемых тарифах, для выявления фактов влияния на уровень тарифов неправильного планирования производственных программ.

Мониторинг эффективности государственного контроля регулируемых цен, тарифов позволяет выявлять уровень исполнения хозяйствующими субъектами решений об установлении цен, тарифов, а также уровень проведения профилактических мероприятий по предотвращению нарушений порядка ценообразования.

Мониторинг и анализ ценообразующих факторов в строительстве, состояния и конъюнктуры рынка жилья, стоимости основных ресурсов, применяемых в строительстве проводится в целях обеспечения правильности формирования стоимости строительства объектов, финансируемых из бюджета автономного округа, повышения качества расчета системы сметных нормативов в текущем уровне цен.

 

Группа 3. В рамках реализации своих контрольных и надзорных полномочий Служба:

Проводит плановые и внеплановые проверки обоснованности установления и изменения тарифов и надбавок, регулируемых в соответствии с федеральным законодательством;

Осуществляет контроль:

за соблюдением стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии;

за применением территориальными сетевыми организациями платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих величину этой платы, в том числе урегулирование споров, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

за использованием инвестиционных ресурсов, включаемых в регулируемые государством тарифы;

за соблюдением порядка ценообразования, а также региональный государственный контроль регулируемых цен (тарифов) на товары (услуги) на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры;

за соблюдением стандартов раскрытия информации субъектами естественных монополий, оказывающих услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, расположенным в пределах территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры;

в пределах своих полномочий по вопросам государственного регулирования тарифов за соблюдением стандартов раскрытия информации субъектами естественных монополий:

в сфере услуг по передаче электрической энергии;

в сфере услуг по передаче тепловой энергии;

в сфере железнодорожных перевозок в пригородном сообщении;

в сфере услуг в транспортных терминалах, портах и аэропортах, включенных в реестр субъектов естественных монополий и не вошедших в перечень субъектов естественных монополий в сфере услуг в транспортных терминалах, портах и аэропортах, государственное регулирование которых осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;

за соблюдением организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, в случае, если цены (тарифы) на товары (услуги) таких организаций регулируются Службой, требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности в части принятия и реализации программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

за применением установленных по муниципальным образованиям предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги.

за применением территориальными сетевыми организациями платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих величину этой платы, в том числе урегулирование споров, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Рассматривает дела об административных правонарушениях, принимает соответствующие решения (постановления) и привлекает к ответственности юридические и физические лица за нарушение законодательства по вопросам, относящимся к сфере деятельности Службы.

Согласовывает расчеты начальной (максимальной) цены государственных контрактов на выполнение строительно-монтажных, ремонтно-строительных и проектно-изыскательских работ и проводит экспертизу сметной документации по объектам строительства, реконструкции и капитального ремонта, финансируемым за счет средств бюджета автономного округа, в части разделов, относящихся к вопросам ценообразования.

 

Группа 4. Осуществляет разработку проектов постановлений Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по регулированию цен путем установления предельных размеров торговых (оптовых и (или) розничных) снабженческо-сбытовых надбавок, наценок на:

продукцию и товары, реализуемые в территориях Ханты-Мансийского автономного округа – Югры с ограниченными сроками завоза грузов;

продукты детского питания (включая пищевые концентраты);

продукцию (товары), реализуемые на предприятиях общественного питания при общеобразовательных школах, профтехучилищах, средних специальных и высших учебных заведениях;

лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов;

обобщает практику применения законодательства Российской Федерации и в установленной сфере деятельности;

вносит изменения, а также предложения по внесению изменений в действующую нормативную правовую базу в части совершенствования государственного регулирования цен, тарифов;

вносит изменения в окружную целевую программы "Централизованное электроснабжение населенных пунктов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2007-2015 годы", а также вынесение на рассмотрение информации об исполнении программы за год (до передачи полномочий в сфере электроэнергетики).

 

Группа 5 включала в себя обеспечение развития электроэнергетики через реализацию окружной целевой программы "Централизованное электроснабжение населенных пунктов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2007-2015 годы".

На исполнение расходных обязательств в рамках вышеперечисленных мер (функций и полномочий), т.е. на текущее содержание Службы, потребуется:

57 798,0 тыс. руб. 2009 году, 63514,0 тыс. руб. в 2010 году, 58224,0 тыс. руб. в 2011 году, 59177,0 тыс. руб. в 2012 году, 60123,0 тыс. руб. в 2013 году, и 70041,0 тыс. руб. в 2014 году, что составляет соответственно 42,0 – 37,6 – 79,1 – 81,4 – 87,8 и 100,0 % в структуре всех расходных обязательств.

С учетом ранее возложенных полномочий по исполнению целевой программы, на обеспечение которой требовалось 78 992,3 тыс. руб. в 2009 году; 105 225,8 тыс. руб. в 2010 году; или 57,4% и 62,3% соответственно в структуре всех расходных обязательств.

Данные об исполняемых расходных обязательствах представлены в приложении 2.

 

Раздел 3 "Бюджетные целевые программы и непрограммная деятельность".

Региональной службой по тарифам автономного округа в 1 полугодии 2010 года реализовывалась окружная целевая программа "Централизованное электроснабжение населенных пунктов Ханты-Мансийского автономного округа-Югры на 2007-2015 годы" (далее – Программа).

Программа была принята Законом Ханты-Мансийкого автономного округа – Югры от 20 июля 2007 года № 103-оз (с изменениями, внесенными законом автономного округа от 5 февраля 2010 года № 46-оз).

В связи с передачей Региональной службой по тарифам автономного округа функций в сфере электроэнергетики Департаменту строительства, энергетики и жилищно-коммунального комплекса автономного округа Законом Ханты-Мансийкого автономного округа – Югры от 15 ноября 2010 года № 186-оз внесены изменения в части исполнителя-координатора Программы.

За отчетный период 2010 года через Региональную службу по тарифам автономного округа из бюджета автономного округа Программа профинансирована в размере 105 225,8 тыс. руб. на строительство объекта ЛЭП 35 кВ от ПС 110/35/10 кВ ГИБДД до н.п. Ярки с ПС 35 кВ в Ханты-Мансийском районе (срок строительства 2009-2011 гг.).

В целях совершенствования процессов и методов тарифного регулирования в рамках полномочия Федеральной службы по тарифам (ФСТ России) создана и развивается Единая информационно-аналитическая система (ЕИАС ФСТ России). В промышленную эксплуатацию система введена в 2006 г.

ЕИАС ФСТ России обеспечивает автоматизацию информационного взаимодействия между ФСТ России, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере госрегулирования тарифов, муниципальными образованиями, регулируемыми организациями, в рамках процессов установления тарифов.

Цель, назначение, область применения, функции федеральной государственной информационной системы:

обеспечение процессов принятия тарифных решений;

сбор, обработка, анализ и контроль отчетности субъектов естественных монополий;

проведение мониторингов принятия тарифных решений региональными органами государственного регулирования тарифов;

анализ и прогнозирование регулируемых тарифов и экономических последствий.

Для обеспечения функционирования системы разработано около 200 шаблонов, в которых собирается около 100 000 финансово-экономических показателей деятельности регулируемых организаций. Основное назначение шаблонов - формирование базы данных.

Данная система создана в рамках полномочий ФСТ России, и не в полной мере удовлетворяет задачам, решаемым при осуществлении полномочий РСТ.

В этой связи в рамках целевой программы ХМАО – Югры "Информационное общество – Югра" на 2011-2013 годы принято решение о создании на базе ЕИАС ФСТ России Регионального сегмента данных единой информационной автоматизированной системы Югры.

Субъектом автоматизации является Региональная служба по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Сферы государственного регулирования и контроля подлежащие автоматизации:

электро- теплоснабжение и коммунальные услуги;

газ природный, сжиженный;

аэропорты местного значения;

железнодорожные, автомобильные, авиационные и речные перевозки местного значения;

платные социальные услуги, оказываемые бюджетными учреждениями автономного округа;

продукция и товары, реализуемые в территориях с ограниченными сроками завоза грузов (продовольственные товары, нефтепродукты);

лекарственные средства.

Ключевые модули (блоки функций) регионального сегмента автоматизированной системы:

Система расчета тарифов и прогнозов принятия тарифных решений;

Система анализа, мониторинга и контроля деятельности регулируемых организаций;

Система раскрытия информации;

Система интеграции и сбора данных.

Основные функциональные возможности Регионального сегмента автоматизированной информационной системы направлены на повышение:

прозрачности

открытости

и контроля

процесса тарифообразования, а также достижения баланса экономических интересов потребителей и производителей регулируемых товаров, работ и услуг.

Всего в рамках региональной информационной автоматизированной предполагается автоматизировать по всем отраслевым направлениям порядка 90 функциональных задач, в том числе с позиции зашиты интересов гражданского общества и открытости процесса тарифообразования:

раскрытие информации относительно деятельности регулируемых предприятий для потребителей;

оценка влияния производственных и инвестиционных программ предприятий коммунального комплекса на платежеспособность граждан;

расчет прогнозируемых индексов роста тарифов и платы граждан на услуги организаций коммунального комплекса с учетом критериев доступности для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса;

Анализ фактической платы граждан за коммунальные услуги;

Прогнозирование тарифных последствий по сферам тарифного регулирования, в том числе оценка роста стоимости социально-значимых товаров, работ и услуг.

Что в свою очередь позволит повысить качество и своевременность принятия управленческих решений, и получить ответы на вопросы:

насколько эффективно работают организации коммунального комплекса (теплоснабжение, ВС, ВО, ТБО), возможности для повышения эффективности и снижения затрат?

каков эффект от реализации инвестиционных проектов?

какова динамика энергопотребления и энергосбережения?

как изменится платежная нагрузка, на население вызванная ростом тарифов по регулируемым видам деятельности, доступность проектов тарифов с учетом уровня доходов граждан?

насколько эффективно работает система регулирования?

Результат первого этапа внедрения (2010 год):

Разработаны и утверждены формы отчетности (58 шаблонов);

Разработаны и установлены программные компоненты (модули):

Подсистема анализа и сопоставления основных производственно-экономических показателей в разрезе регулируемых организаций в сфере ЖКК;

Подсистема "Формирование и ведение реестра организаций на территории автономного округа, в отношении которых РСТ осуществляет государственное регулирование и контроль" (в коммунальном комплексе и энергетике);

Проведено обучение работе и администрированию регионального сегмента системы ЕИАС ФСТ России;

Подключена первая очередь субъектов регулирования (предприятия коммунального комплекса и энергетики). В настоящее время подключено 178 из 217 организаций (82%)

Создан и поддерживается сайт РСТ (hmao.eias.ru).

Развитие регионального сегмента ЕИАС в 2011 и последующих годах.

На данный момент готовится документация к аукциону на разработку и внедрение второго этапа развития регионального сегмента ЕИАС, в рамках которого планируется выполнение следующих работ:

2011 год: разработка и создание программных компонент:

создание новых подсистем;

разработка новых шаблонов;

разработка и внедрение автоматизированных процедур расчета, анализа, контроля, мониторингов и прогнозирования тарифов;

Подключение регулируемых организаций к информационной автоматизированной системе с доведением показателя не менее 95%.

2012, 2013 годы:

Доработка и настройка основных программных компонент системы;

Сопровождение основных модулей системы.

Подключение субъектов регулирования к региональному сегменту ЕИАС, ожидаемый результат подключения: в 2012 г. – 100%.

В рамках данной целевой программы запланировано финансирование в объеме: 2011 год – 14 370,0 тыс. рублей, 2012 год – 12 460,0 тыс. рублей , 2013 год – 7 369,0 тыс. рублей.

 

Непрограммная деятельность

  1. В первом полугодии 2010 года Службой выполнялись функции в сфере электроэнергетики:

осуществления контроля за ходом подготовки предприятий электроэнергетической отрасли Югры к осенне-зимнему периоду;

контроль за деятельностью гарантирующих поставщиков;

организации деятельности Штаба по обеспечению безопасности электроснабжения при Правительстве Ханты-Мансийского автономного округа – Югры;

координации реализации мероприятий Соглашения и инвестиционных программ, направленных на повышение пропускной способности сетей и увеличение мощности присоединенных потребителей, и создание условий для присоединения новых;

утверждение и контроль за реализацией инвестиционных программ субъектов электроэнергетики в соответствии с постановлением Правительства РФ от 01.12.2009 № 977 и постановлением Правительства РФ от 17.10.2009 № 823.

II. Мероприятия по разработке, совершенствованию и сопровождению территориальной сметно-нормативной базы ценообразования в строительстве направлены на сокращение бюджетных расходов, уровня необоснованных затрат при формировании стоимости строительства объектов, финансируемых из бюджета автономного округа.

Ожидаемые конечные результаты и показатели социально-экономической эффективности - обеспечение участников инвестиционно-строительного комплекса профессиональной качественной нормативной и методической документацией, которая обеспечит определение стоимости строительства в единой системе ценообразования, ее прозрачность и обоснованность. На мероприятия по совершенствованию сметно-нормативной базы ценообразования в строительстве требуется 850,0 тыс. руб. в 2009 году, 200,0 тыс. руб. в 2010 году, 1012,0 тыс. руб. в 2011 году, 1012,0 тыс. руб. в 2012 году и 1012,0 тыс. рублей в 2013 году.

Для оперативности определения, полноты, достоверности и удобства формирования стоимости строительства в 2010 году проведена работа по созданию автоматизированного комплекса по расчету индексов изменения стоимости строительства на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Внедрение программного комплекса позволило повысить не только эффективность работы специалистов Службы путем сокращения непроизводительных операций, выполняемых "вручную", но и точность, и достоверность расчетов стоимости строительства. С помощью данного программного комплекса был сформирован первый номер (и будет выпускаться ежеквартально) сборника индексов изменения стоимости строительства к каждой единичной расценке территориальной сметно-нормативной базы, применение которых значительно повысит точность определения стоимости строительства на стадии разработки проектной документации.

III. Исполнение поставленных целей и задач вне целевых программ планировалось по сметному принципу. Бюджет затрат на реализацию текущей деятельности службы составляет:

тыс. руб.

2009 год

2010 год

2011 год

2012 год

2013 год

2014 год

57798,0

63514,0

58224,0

59177,0

60123,0

70041,0

В ведении Региональной службы по тарифам нет структурных подразделений и бюджетных учреждений, имеющих право на предоставление платных услуг или других доходов, поэтому, в докладе о результатах и основных направлениях деятельности службы отсутствует раздел по формированию доходов.

Фактические и планируемые значения основных показателей, характеризующих результаты деятельности Службы, представлены в приложении 4.

Фактические показатели результативности в сравнении с планируемыми указываются в приложении 5.

 

Раздел 4 "Распределение расходов по целям и задачам".

В приложении 5 к настоящему докладу приводится распределение отчетных и планируемых расходов Службы по бюджетным целевым программам и в целом по всем целям и задачам (без распределения).

По целям и задачам, сформулированным в рамках исполнения основных функций Службы, распределение расходов невозможно, так как одни и те же сотрудники осуществляют указанные функции. Общая сумма не целевых исполняемых расходных обязательств (т.е. на текущее содержание Службы) составляет: 57 798,0 тыс. руб. в 2009 году, 63514,0 тыс. руб. в 2010 году, 58224,0 тыс. руб. в 2011 году и 59177,0 тыс. руб. в 2012 году, 60123,0 тыс. руб. в 2013 году.

На динамику расходных платежей влияет индексный метод планирования бюджетного финансирования, учитывающий инфляцию. Во исполнение действующих нормативных правовых актов Российской Федерации, автономного округа, для достижения поставленных целей в области ценообразования, как перед федеральными, так и перед региональными органами власти, объем расходных обязательств (количество исполняемых функций, полномочий) не планируется к уменьшению. Напротив, дополнительно Федеральным законом от 27.07.2010 № 237-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" были переданы с муниципального уровня на уровень субъектов Российской Федерации полномочия по установлению тарифов на водоснабжение и водоотведение, в результате чего кратно возросла нагрузка на специалистов Службы.

В сложившейся и планируемой структуре расходов Службы основное место занимала реализация окружной целевой программы "Централизованное электроснабжение населенных пунктов Ханты-Мансийского автономного округа-Югры на 2007-2015 годы".

В целом распределено по программам расходов – 516 142,4 тыс. рублей в 2008 году (или 87,4 %), 78 992,3 тыс. рублей в 2009 году (или 57,4 %), 105 225,8 тыс. рублей в 2010 году (или 62,3 %).

На мероприятия, направленные на совершенствование сметно-нормативной базы ценообразования в строительстве требуется 850,0 тыс. рублей в 2009 году, 200,0 тыс. рублей в 2010 году, 1012,0 тыс. рублей в 2011 году, 1012,0 тыс. рублей в 2012 году и 1012,0 тыс. рублей в 2013 году.

 

Раздел 5 "Результативность бюджетных расходов".

Направления деятельности Службы подразделяются на непрограммную и программную.

 

Непрограммная деятельность

Расходные обязательства, связанные с непрограммной деятельностью направляются на текущее содержание Службы. Штатное расписание утверждено в количестве 51 единицы (потребность в соответствии с расчетом ФСТ России, исходя из выполняемых функций, составляет 90 единиц).

Для осуществления основных задач, на цели текущего функционирования Региональной службы по тарифам в 2010году была утверждена смета расходов на сумму бюджетных ассигнований с учетом перемещений 67521,0 тыс. рублей, утвержденных законом о бюджете Ханты-Мансийского автономного округа – Югры № 213-оз от 08.12.2010.

Сумма расходов на текущее содержание Службы не распределена на цели, задачи и полномочия. Это связано со спецификой деятельности Службы:

практически все структурные подразделения выполняют основные полномочия, связанные с государственным регулирование и контролем за ценами и тарифами,

разделение отделов производилось по отраслевому значению. При этом, специалисты одного отдела осуществляют функциональные обязанности на принципе взаимозаменяемости и с учетом фактической численности,

в функционале специалиста одновременно: рассмотрение, экспертиза тарифов, подготовка тарифных решений и осуществление контроля посредством выездных проверок в регулируемые организации, контроль за стандартами раскрытия информации, разработка требований и контроль за выполнением программ энергосбережения и энергетической эффективности.

Соотношение результатов деятельности Службы и расходов на их достижение характеризуется получением больших результатов при некоторой экономии бюджетных средств. При этом, экономия бюджетных средств (освоение сметы на содержание аппарата Службы на 94,1 процента), как уже отмечено выше, не может положительно оценивать результативность бюджетных расходов.

При этом условный экономический эффект от деятельности Службы в 2010 году составляет 8409,73 млн. рублей, что в 132 раза превышает расходы на содержание Службы – 63 514 тыс. рублей. В 2009 году данное соотношение составляло 81 раз.

Приведем ниже оценку показателей, характеризующих уровень достижения поставленных в планируемый период целей:

Основные показатели результативности
деятельности Региональной службы по тарифам автономного округа

Цели

Задачи

Показатели результативности в 2010 году

Эффективность

Показатель

Значение показателя план

Значение показателя факт

Цель 1

Обеспечение сбалансированности и стабильности регулируемых рынков товаров и услуг на всех уровнях государственного ценового регулирования и государственного контроля в области регулирования тарифов

Задача 1.1

Обеспечение эффективного и стабильного государственного регулирования цен и тарифов

Качественный показатель –

рассчитывается как

отношение фактического темпа роста регулируемых тарифов и цен к прогнозному показателю роста цен, тарифов, %

< 100

< 100

Целевой уровень показателя – не более 100 процентов. Показатель в отчетном периоде достиг своего целевого значения и сложился: в сфере коммунальных услуг в размере 97,9 %, на услуги по вывозу твердых бытовых отходов - 95,7%, в сфере теплоэнергетики – 95,8 %.

Достижение поставленной задачи и выполнение показателей оказывает положительное влияние на снижение общего инфляционного фона; стимулирует регулируемые организации к снижению издержек

Задача 1.2

Обеспечение обоснованности и прозрачности тарифных решений, принимаемых при государственном ценовом регулировании, как на уровне субъекта, так и на уровне местного самоуправления

Качественный показатель -

Доля тарифных решений, принятых с проведением полной экспертизы тарифов, %

96

96

Постепенный переход к регулированию тарифов методом полной экспертизы тарифов. Целевое значение показателя – 100 %. При решении данной задачи в 2010 году достигнут целый спектр позитивных эффектов:

Социальный эффект - 3 235,1 млн. руб. (защита населения от необоснованно завышенных цен, тарифов);

Бюджетный эффект – 1 679,33 млн. руб. (экономия бюджетных средств);

Экономический эффект – 3 495,3 млн. руб. (условная экономия средств прочих потребителей регулируемых услуг, стимулирование регулируемых организаций к сокращению издержек).

Качественный показатель- доля тарифных решений РСТ, не оспоренных в судебном порядке, %

100

100

Отсутствие решений Службы, оспоренных в судебном порядке, отражает качественный уровень проведенной работы специалистов Службы при проведении экспертизы цен, тарифов. Кроме того, получаем позитивный эффект – доверие к органам исполнительной власти.
Задача 1.3

Обеспечение правильности формирования стоимости строительства объектов, финансируемых из бюджета автономного округа, а также тарифных источников, по инвестиционным программам, утверждаемым Службой

Качественный показатель:

доля качественно выполненных и обоснованных расчетов, %

~69,4

~69,7

Сокращение уровня необоснованных затрат и бюджетных расходов при формировании стоимости строительной продукции и обеспечение эффективного функционирования субъектов инвестиционно-строительного комплекса.

Целевое значение показателя стремится к

100%

Задача 1.4

Совершенствование и оптимизация территориальной сметно-нормативной базы ценообразования в строительстве

Количественный показатель:

доля разработанных территориальных сметных нормативов в общем количестве введенных Минрегионом РФ в действие государственных сметных нормативов, %

100

89

Соблюдение единого подхода к определению стоимости строительства на территории автономного округа.

Приведение территориальной сметно-нормативной базы в соответствие с государственными сметными нормативами.

Целевое значение показателя 100%

Задача 1.5

Повышение эффективности государственного контроля за установлением и применением регулируемых цен, тарифов субъектами ценообразования и органами местного самоуправления муниципальных образований автономного округа в соответствии с законодательством

Качественный показатель:

Доля устраненных нарушений в общем числе выявленных нарушений в сфере тарифного регулирования

100

100

Характеризует контрольную и надзорную деятельность РСТ, отражает общие характеристики контрольных функций, а именно: меру действенности. Целевой уровень показателя –100%.

Показатель в отчетном периоде достиг своего целевого значения

При осуществлении государственного регулирования и контроля цен и тарифов в энергетике, коммунальном комплексе, на транспорте и в социальной сфере, Служба выполняла задачу по обеспечению эффективного и стабильного государственного регулирования цен и тарифов. Выполнение поставленной задачи позволяет устанавливать цены, тарифы на регулируемые виды деятельности на уровне, не превышающем прогнозные показатели. Показатель, характеризующий результативность выполнения данной задачи, является качественным и рассчитывается как отношение фактического темпа роста регулируемых тарифов и цен к прогнозному показателю роста цен, тарифов. Если этот показатель не превышает сто процентов, значит, Служба достигает поставленной перед ней цели. При регулировании тарифов их рост в среднем не превышает прогнозных показателей. В отчетном периоде данный показатель выполнен, в сфере коммунальных услуг фактически составил 97,9 %, на услуги по вывозу твердых бытовых отходов - 95,7%, в сфере теплоэнергетики – 95,8 %.

С целью обеспечения обоснованности и прозрачности тарифных решений, принимаемых при государственном ценовом регулировании, Служба ставит перед собой задачу по внедрению единых методологических основ формирования цен (тарифов), позволяющих применять различные методы государственного регулирования цен (тарифов), позволяющие устанавливать фиксированные или предельные тарифы исходя из экономически обоснованных затрат. В этой связи, Служба ставит перед собой задачу по увеличению количества установленных тарифов путем проведения экономической экспертизы (или анализа) тарифов. На 2010 год плановый показатель составил 96 %. Фактически он сложился на уровне планируемого показателя – 96%. В дальнейшем Служба будет стремиться к увеличению доли тарифов, установленных методом экономической экспертизы. Это позволит более качественно проводить экспертизу тарифов и увеличивать экономический эффект, полученный в результате предотвращения завышения цен, тарифов при их согласовании, установлении. Так как с учетом совершенствования методологии количество тарифов, установленных на основе анализа и проведения экспертизы затрат, увеличилось с 74% в 2008 году до 96% в 2010 году.

За отчетный 2010 год экономический эффект в результате экспертизы тарифов и сметных расчетов составил 8 409,73 млн. руб., что на 3 704,33 млн. руб. выше показателя прошлого отчетного периода

Данный показатель характеризует:

социальную эффективность или, другими словами, условную экономию потребителей регулируемых услуг – население;

бюджетную эффективность – экономию бюджетных средств (в том числе, бюджетных учреждений автономного округа);

экономическую эффективность: условную экономию прочих потребителей. По отдельным регулируемым отраслям экономический эффект представлен ниже:

млн. руб.

 

Всего

Электро

-энергетика и газоснабжение

Транспорт

Теплоэнергетика

Жилищно-коммунальное хозяйство

Строительство

Население

Социальная эффективность

3235,1

305,8

1,3

1585,3

1342,7

 

Бюджет автономного округа

Бюджетная эффективность

1679,33

85,1

125,5

440,6

188,3

839,83

Прочие потребители

Экономическая эффективность

3495,3

392

16,3

2516,6

570,4

 
итого 8409,73

782,9

143,1

4542,5

2101,4

839,83

В процессе установления тарифов на регулируемые виды деятельности разногласия с организациями были урегулированы путем защиты ими тарифов. Ни одного решения Службы по утвержденным тарифам не отменено и не оспорено в судебном порядке, что является качественным показателем.

В отчетном 2010 году проводились плановые проверки, а также внеплановые по жалобам населения. Всего проведено 51 проверка, из них выявлено 7 нарушителей порядка ценообразования. Ко всем нарушителям применены меры административного воздействия. Доля устраненных нарушений в общем количестве выявленных нарушений составила за отчетный период – 100 процентов. Служба при выявлении нарушений порядка ценообразования взыскивает с нарушителей административные штрафы в бюджет автономного округа. Кроме того, Служба рассматривает дела об административной ответственности за нарушение порядка ценообразования на основании постановлений органов прокуратуры, вынесенных по результатам их проверок. По результатам рассмотрения административных дел Службой на нарушителей налагается штраф. Так, в 2010 году сумма административных штрафов, взысканных с нарушителей порядка ценообразования в пользу бюджета автономного округа, составила – 773,328 тыс. руб.

Недостаточное количество специалистов (вместо 90 единиц утверждена 51 единица) сказалось на количестве проверок.

На основании федерального законодательства, контрольными функциями за установлением и применением цен, тарифов наделен в субъекте Российской Федерации только исполнительный орган государственной власти по государственному регулированию.

Органы местного самоуправления не наделены полномочиями по контролю за применением цен, в том числе на социально-значимые товары – хлеб, молоко, лекарственные средства. При защите штатной численности РСТ штатной комиссией эти факты не были приняты во внимание.

В целях совершенствования процессов и методов установления тарифов в Региональной службе по тарифам автономного округа в 2010 году была проведена работа по "Первому этапу разработки регионального сегмента данных Единой информационно аналитической системы прогнозирования, анализа и контроля в сфере государственного регулирования тарифов на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (РСД ЕИАС ХМАО – Югры)", а также разработано техническое задание и технический проект полной версии РСД ЕИАС ХМАО – Югры", результатом которой являются:

разработанные и утвержденные формы отчетности (58 шаблонов);

разработанные и установленные программные компоненты (модули);

подсистема анализа и сопоставления основных производственно-экономических показателей в разрезе регулируемых организаций в сфере ЖКК;

подсистема "Формирование и ведение реестра организаций на территории автономного округа, в отношении которых РСТ осуществляет государственное регулирование и контроль" (в коммунальном комплексе и энергетике);

проведено обучение работе и администрированию регионального сегмента системы ЕИАС ФСТ России;

подключена первая очередь субъектов регулирования (предприятия коммунального комплекса и энергетики). В настоящее время подключено 178 из 217 организаций (82%);

разработан и поддерживается сайт РСТ Югры (hmao.eias.ru).

В сфере ценообразования в строительстве

При осуществлении своей деятельности в сфере ценообразования в строительстве Служба выполняла задачу по обеспечениюправильности формирования стоимости строительства объектов, финансируемых из бюджета автономного округа. Выполнение поставленной задачи позволило снизить уровень необоснованных затрат при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте объектов, финансируемых с привлечением средств бюджета автономного округа, соблюсти основной принцип ценообразования в строительстве - достоверность и обоснованность стоимости строительной продукции, а также обеспечить эффективное функционирование субъектов инвестиционно-строительного комплекса, осуществляющих свою деятельность на территории автономного округа.

В истекшем году Службой было проведено 195 ценовых экспертиз расчетов начальной (максимальной) цены государственных контрактов на выполнение строительно-монтажных, ремонтно-строительных и проектно-изыскательских работ.

При проведении ценовых экспертиз и согласовании расчетов стоимости строительства (индексов) было выявлено завышений на общую сумму 839,83 млн. рублей.

Показателем результативности служит доля качественно выполненных и обоснованных расчетов.

В отчетном году по отношению к 2009 году наблюдается тенденция улучшения качества сметной документации на 0,37 %. В 2010 году качественно выполнены 69,74 % представленных на согласование расчетов, в 2009 году – 69,37 %, в 2008 году 60,61 %. Увеличение качественно выполненных и обоснованных расчетов до 69,7 %. планировалось к 2013 году.

Задачу по совершенствованию и оптимизации территориальной сметно-нормативной базы Служба решала путем реализации рекомендаций Минрегиона РФ по приведению в соответствие с утвержденными государственными сметными нормативами территориальных сметных нормативов.

Территориальные сметные нормативы включены в федеральный реестр нормативов (реестровый номер 18 от 05.04.2010), подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, что позволит проводить проверку достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, предполагаемых к строительству на территории автономного округа.

В соответствии с приказом Службы от 25.03.2010 № 17-нп старая редакция сборников территориальных единичных расценок утратила силу, соответственно в казну автономного округа прекратились поступления средств от их реализации.

Новая редакция территориальных сметных нормативов размещена в свободном доступе на официальном веб-сайте органов государственной власти автономного округа admhmao.ru.

Показателем, характеризующим результативность выполнения задачи по совершенствованию территориальных сметных нормативов, является доля разработанных территориальных сметных нормативов в общем количестве введенных Минрегионом РФ в действие государственных сметных нормативов.

В 2010 году данный показатель составил – 89%, то есть Служба не достигла поставленной цели.

Исключение управления ценообразования из штата Службы, сокращение специалистов (вместо 14 единиц, работает 7 единиц) отразилось на выполнении данной задачи, а так же на результативности исполнения функций по ценообразованию в строительстве в целом.

В области развития энергетического комплекса

В первом полугодии 2010 года до передачи полномочий в сфере электроэнергетики в Депстройэнергетики Югры велась работа в части:

осуществления контроля за ходом подготовки предприятий электроэнергетической отрасли Югры к осенне-зимнему периоду;

контроля за деятельностью гарантирующих поставщиков;

организации деятельности Штаба по обеспечению безопасности электроснабжения при Правительстве Ханты-Мансийского автономного округа – Югры;

координации реализации мероприятий Соглашения и инвестиционных программ, направленных на повышение пропускной способности сетей и увеличение мощности присоединенных потребителей, и создание условий для присоединения новых;

реализации программы "Централизованное электроснабжение населенных пунктов Ханты-Мансийского автономного округа" на 2007-2015 годы.

В 2010 году программой "Централизованное электроснабжение населенных пунктов Ханты-Мансийского автономного округа" на 2007-2015 годы предусматривалось строительство объекта ЛЭП 35 кВ от ПС 110/35/10 кВ ГИБДД до н.п. Ярки с ПС 35 кВ в Ханты-Мансийском районе (срок строительства 2009-2011 гг.). Через Региональную службу по тарифам автономного округа из бюджета автономного округа на строительство объекта осуществлено финансирование в размере 105 225,8 тыс. руб. в пределах запланированных годовых лимитов. Исполнение сметы расходов составило 100%.

Законом Ханты-Мансийкого автономного округа – Югры от 15 ноября 2010 года № 186-оз внесены изменения в части исполнителя-координатора Программы. Полномочия по реализации Программы Региональной службой по тарифам автономного округа переданы Департаменту строительства, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.


Опубликовано: 18.03.2016 11:18        Обновлено: 05.04.2016 10:06